Исследование сукцессивного анализа и синтеза

А — 1.2. Исследование сукцессивного анализа и синтеза на невербальном материале.

А — 1.2.1. Тест “Последовательные картинки”.

Материал: 11 серий картинок субтеста 4 Методики Векслера. Первые 4 серии представляют собой разрезанные картинки, остальные — маленький рассказ.

А — 1.2.2. Включение сюжетной картинки в серию.

Материал: серия сюжетных картинок.

Ребенку предлагается неполная серия сюжетных картинок. Одна из картинок располагается отдельно.

Инструкция: Посмотри внимательно на картинки. На них изображен один случай. Но одна из картинок случайно выпала. Куда ее надо положить?

Оценка результатов:

3 б — задание выполняется целенаправленно, уверенно, правильно;

2 б — замедленный темп действий, длительное рассматривание картинок, неуверенность;

1 б — пользуется методом “проб и ошибок”;

0 б — неправильное выполнение задания, отказ.

Максимальный балл — 3.

А — 1.2.3. Исследование решения задач на поиск закономерности построения рядов. Методика Равена.

Материал: рисунки с фигурами, связанными между собой определенной закономерностью. Одной фигуры не хватает, а внизу она дается среди 4-5 других фигур.

Инструкция: Найди, какой фигуры не хватает. Почему?

Оценка результатов:

Каждое из трех заданий оценивается следующим образом:

3 б — правильно выполняет задание, присутствует целенаправленность и программа действий, объясняется закономерность расположения фигур;

2 б — замедленный темп действий, длительное рассматривание картинки, использование метода “проб и ошибок”, затруднения при объяснении закономерности расположения фигур;

1 б — недостающая фигура определяется верно, но закономерность расположения фигур объясняется неправильно или не объясняется совсем;

0 б — неправильное выполнение задания, отказ от выполнения.

Нахождение среднего балла за 3 задания.

Максимальный балл — 3.

А — 1.2.4. Тест “Арифметический”

Материал: субтест “Арифметический” Методики Векслера.

А — 1.2.5. Сравнение средств транспорта по признаку скорости.

Материал: набор картинок, изображающих средства транспорта (велосипед, трактор, машина, самолет, ракета).

Экспериментатор кладет перед испытуемым 5 картинок.

Инструкция: Посмотри внимательно на картинки, сравни их. Расположи предметы в порядке увеличения скорости.

После выполнения задания задается вопрос: Как назвать одним словом все эти предметы?

Оценка результатов:

4 б — правильное, целенаправленное выполнение задания; правильно названо обобщающее понятие;

3 б — задание выполнено правильно, но темп работы замедлен, долго рассматривает картинки, перекладывает их с места на место, либо обобщающее понятие названо неточно;

2 б — неуверенность при выполнении задания, допускает ошибки при назывании обобщающего понятия;

1 б — допускает одну ошибку при выполнении задания, не называет обобщающего понятия;

0 б — задание выполняется неправильно, отказ от выполнения задания.

Максимальный балл — 4.

Б — 1.2. Исследование сукцессивного анализа и синтеза на вербальном материале.

Б — 1.2.1. Изографы. Чтение слов, составленных из букв разного шрифта.

Материал: изографы.

Инструкция: Прочти слова, показывая указкой буквы.

Оценка результатов.

Каждая из 27 проб оценивается следующим образом:

4 б — правильное прочтение изографа без помощи экспериментатора;

3 б — правильная расшифровка изографа, после незначительной помощи экспериментатора найдены все буквы слова;

2 б — слово названо правильно, но отдельные буквы не найдены даже после помощи экспериментатора;

1 б — при интенсивной помощи экспериментатора найдено более половины букв, хотя слово не названо;

0 б — изограф не расшифрован, найдено менее половины букв.

Нахождение среднего балла по результатам 27 проб.

Максимальный балл — 4.

Б — 1.2.2. Продолжение ряда.

Экспериментатор предъявляет ребенку ряд букв, расположенных в определенной последовательности.

Инструкция: В этом ряду буквы расположены в определенной последовательности. Догадайся, в какой последовательности расположены буквы, и продолжи ряд.

Оценка результатов.

Каждое из 7 заданий оценивается следующим образом:

4 б — началу деятельности предшествует уяснение принципа выполнения задания, на деятельность не влияют случайные побуждения;

3 б — началу деятельности предшествует уяснение принципа выполнения задания, на деятельность не влияют случайные побуждения, но темп замедлен, выполнение затруднено;

2 б — принцип выполнения задания недостаточно уяснен, обнаруживается тенденция переносить в готовом виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу;

1 б — избранный образ действия стереотипен, отступает от стереотипа только при интенсивной помощи экспериментатора, в незначительной мере проявляется влияние случайных побуждений на деятельность;

0 б — не выполняет задание, отказ от деятельности.

Нахождение среднего балла за задания 1-4 и среднего балла за задания 5-7. Суммарный балл = средний балл за задания 1-4 +2 х на средний балл за задания 5-7.

Максимальный балл — 12.

Б — 1.2.3. Нахождение места для буквы.

Материал: на карточке в ряд расположены в определенной последовательности буквы, на отдельной карточке — буква, для которой надо найти место в ряду.

Инструкция: Перед тобой — ряд букв, расположенных в определенной последовательности. Рассматривать ряд нужно слева направо, как читаешь. Постарайся догадаться, в каком порядке лежат буквы и между какими из них надо положить букву, которую ты держишь в руках.

Оценка результатов:

1 балл за каждое правильно выполненное задание.

Максимальный балл — 3.

11 Диалектика единство анализа и синтеза


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: