Исследование классификации

А — 5. Исследование классификации на невербальном материале.

А — 5.1. Классификация предметов по родовому признаку.

Материал: набор картинок с изображением предметов (одежды и фруктов) и животных (на каждой по одной картинке).

Инструкция: Расположи предметы по группам — что к чему подходит, и назови их. Скажи, какие две группы можно объединить в одну, назови получившиеся две группы.

Оценка результатов:

4 б — задание выполняется целенаправленно, правильно;

3 б — замедленный тем действий, длительное рассматривание картинок, пользуется методом “проб и ошибок”; либо правильно объединяет две группы, но неправильно называет основание классификации;

2 б — объединяет 2 группы неправильно, выделяет в качестве основания несущественный признак, объясняя его;

1 б — объединяет 2 группы неправильно, не объясняет выбор основания для объединения 2-х групп;

0 б — классификация предметов производится на основе несущественных признаков (не на обобщенном уровне), отказ от выполнения задания.

Максимальный балл — 4.

А — 5.2. Классификация предметов по сходным признакам.

Материал: набор картинок, изображающих знакомые предметы.

Экспериментатор кладет перед ребенком в ряд 4 картинки (овца, дерево, корова, колоски). Под этими картинками помещаются другие с изображением предметов, по смыслу связанных с предыдущими (свитер, стол, молоко, хлеб).

Инструкция: Я раскладываю картинки в определенном порядке. Догадайся, почему я разложила картинки так. Разложи остальные картинки.

Оценка результатов:

4 б — задание выполняется целенаправленно, уверенно, правильно; объяснен принцип действия;

3 б — замедленный темп действия, длительное рассматривание картинок, но задание выполняет самостоятельно; затруднения при объяснении принципа действия;

2 б — пользуется методом “проб и ошибок”, не объясняет принцип действия;

1 б — допускает одну ошибку при выполнении задания, не объясняет принцип действия;

0 б — выполняет задание неправильно, отказ от задания.

Максимальный балл — 4.

Б — 5. Исследование классификации на вербальном материале.

Б — 5.1. Исследование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации (вариант 1).

Экспериментатор предлагает ребенку перечень слов: ваза, ухо, кот, гриб, ель, перо, стол. Далее эти слова размещаются в два столбика.

Ухо Кот
Перо Гриб
Ваза Стол
Ель

Испытуемому дается три варианта ответа.

Инструкция: Выбери правило, по которому слова разделены на столбики.

Оценка результатов:

3 б — задание выполнено правильно, быстро, уверенно;

2 б — задание выполнено правильно, но переспрашивает инструкцию, неуверен, темп замедлен;

1 б — задание выполнено правильно после подсказки;

0 б — задание выполнено неправильно, помощь экспериментатора не эффективна, отказ от задания.

Максимальный балл — 3.

Б — 5.2. Исследование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации (вариант 2).

Материал: на карточке слова расположены в три столбика по числу слогов.

Инструкция: Слова разбиты по числу слогов. Вставь пропущенные слова в следующие предложения.

Оценка результатов:

4 б — задание выполняется целенаправленно, уверенно, правильно;

3 б — пользуется методом “проб и ошибок”, но при подсказке улавливает ошибки и исправляет их самостоятельно;

2 б — допущена 1 ошибка;

1 б — допущено 2 ошибки;

0 б — задание выполнено неправильно, помощь экспериментатора не эффективна, отказ от задания.

Максимальный балл — 4.

Обработка результатов констатирующего исследования:

Полученный сырой балл по каждому тестовому заданию переводился в относительную оценку, которая равна частному от деления сырого балла, полученного ребенком, на максимально возможный балл по этому заданию. Относительные оценки изменялись от 0 до 1.

Тесты из методики Д.Векслера обрабатывались следующим образом:

1) Определялись исходные оценки по субтестам. Исходной оценкой являлась сумма оценок, полученных учеником за ответы на задания этого субтеста.

2) Испытуемый относился к возрастной группе. Для этого, исходя из даты рождения испытуемого и даты проведения тестирования, вычислялся возраст испытуемого в виде количества полных лет и полных месяцев на момент исследования.

3) Определялись шкальные оценки по субтестам (от 0 до 20 баллов) по таблице перевода исходных оценок в шкальные оценки.

4) Шкальные оценки переводились в относительные оценки. Относительная оценка получалась путем деления шкальной оценки на максимальную шкальную оценку (20 баллов). Таким образом, оценки за тесты изменялись также от 0 до 1.

Условно мы выделили четыре уровня выполнения тестового задания:

— Высокий уровень — от 0,81 до 1;

— Уровень выше среднего — от 0,61 до 0,8;

— Средний уровень — от 0,41 до 0,6;

— Уровень ниже среднего — от 0,21 до 0,4

— Низкий уровень — от 0 до 0,2.

2. Общие вопросы клинических исследований: принципы, классификация и фазы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: