В послании к Евреям мы читаем: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие (Евр. 12:14 — 15). Первое, что повелевает автор послания — нужно стремиться к миру со всеми.
Иисус не говорил: Блаженны поддерживающие мир. Он сказал: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Матф. 5:9).
Возможно, вы спросите: А в чем разница?
Разница большая! Человек, поддерживающий мир, делает это любой ценой. Таким образом, мы жертвуем истиной, чтобы избежать конфликта. Посему поддерживающий мир не будет говорить слова от сердца Божьего, призывающие к необходимым переменам, как это сделал Иисус, обращаясь к большинству церквей в книге Откровения. Людям удобно оставаться такими, как они есть, хотя им очень нужные благочестивые перемены.
Миротворец же ищет настоящего мира. И при нужде он осторожно обличает истиной и праведностью, чтобы достичь настоящего мира. Миротворец любит праведность и ненавидит грех. Он не отступает и все называет своими именами: грех — это не ошибка или слабость. Ненависть к греху происходит из любви к Богу и Его народу. Он, прежде всего, ищет лучшего для людей, хотя иногда это не радует их. Он больше желает дать им полезное, нежели стать популярным и угодить им. Не ищет личной выгоды. Он наслаждается настоящей милостью и справедливостью. Он любит святость. Его сердце пылает ею, ибо оно горит для Бога!
Укрепить слабых в следовании за святостью
Автор послания увещевает читателей следовать за святостью: без которой никто не увидит Господа. Ранее мы узнали, что дети Израиля исповедали желание приблизиться к Богу, но это было не так. Это было их намерением, а не желанием. Они не могли приблизиться к Богу, как то сделал Моисей, ибо не удалили из себя желаний Египта. Приближение к Богу вскрыло бы их нечистоту, с которой они не хотели расставаться.
Автор послания к Евреям освещает Божьи слова, сказанные Его народу на протяжении веков. Исаия пишет о том же: Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие (Исаия 35:3).
Когда укрепляются колени и руки, ветхозаветный пророк провозглашает, что откроются глаза слепых и уши глухих будут слышать. Пустыня обратится в плодородную землю. И все это потому, что Его народ укрепится и начнет ходить в святости! Исаия заявляет:
И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым; нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные не заблудятся (Исаия 35:8).
Божьи пути выше человеческих. Путь святости говорит о пути жизни. Иисус говорит об этом пути, что он узок (Матф. 7:13 — 14). Здесь говорится о высокой жизни святости. Мы можем жить на высоте святости лишь в том случае, если открываем себя для принятия Его исправлений.
Согласно словам пророка, на этом пути не заблудятся и несмышленые. Глупый человек считает свои мысли и стиль жизни мерилом мудрости. В книге Притч 12:15 указывается, что путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. И опять-таки из книги Притч мы узнаем, что глупец самонадеян (14:16). В книге Притч 18:2 возвещается: глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. Посему мы видим, что глупец обольщен. Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение (Притчи 14:8).
Члены Лаодикийской церкви были в обольщении. Они верили, что живут в благословении и процветании. Однако им недоставало настоящих сокровищ: характера, благочестивых дел и способности видеть так, как видит Иисус. Очень жесткие слова исправления и предупреждения, сказанные Иисусом, должны были вывести их с пути глупости и направить на путь святости. Он укреплял их ослабевшие руки и колени.
Путь на гору Сион
Люди, не внемлющие Его исправлению, не найдут единственный путь, ведущий к Его славе. Святость дается непросто. Может быть исправление через переплавку, очищение и омовение, но от них не будет пользы без покаяния. Поэтому Иисус говорит Лаодикийской церкви: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся (Откр. 3:19).
Покаяние — это перемена мышления и отношения к греху и его причинам, а не к его последствиям. Мы научились сожалеть о последствиях греха, но не каяться в нем самом. Иисус повелевает этой церкви быть ревностной, а значит страстно желающей перемен от нашего нынешнего состояния к природе Божьей. Давайте посмотрим правде в глаза: если мы хотим быть подобными Иисусу, когда Он вернется (1 Иоан. 3:2), тогда кому-то из нас придется меняться. И, конечно, это будет не Он! Лишь Его наставления и исправления изменят нас в Его образ.
Исаия говорит, что люди, не оставшиеся глупцами, приняв Божье исправление, назовутся остатком Господа: И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся (Исаия 35:10). Здесь нам очень важно упоминание Сиона.
Автор послания к Евреям дает нам очень живую иллюстрацию: Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово (Евр. 12:18 — 19). Эту гору мы уже обсуждали в предыдущих главах этой книги. Опять мы слышим печальное свидетельство: люди просили, чтобы Бог перестал говорить. Они отвергли Его наказание, ибо оно обличало их сердца. Они были глупы!
Пророк Софония заявляет Израилю: Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается (Соф. 3:2).
Бог скорбит, говоря: Вотще поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления; пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев (Иер. 2:30). Если бы они последовали за святостью, будут готовыми принять исправления и покаявшись в своих путях, они бы смогли приблизиться к Богу на горе.
Нам дана та же возможность, хотя мы не стоим перед горой, которую можно увидеть или коснуться. Мы пришли к иной горе. О ней говорит пророк Исаия:
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов (Евреям 12:22).
Он все еще обитает на горе, хотя это уже не физически осязаемая гора Синай. Это вечная гора, она более реальна. Ее называют Сион. И единственный путь на эту гору — это путь святости! Моисей шел этим путем. В своем сердце он оставил Египет, с готовностью принял Божьи слова, в которых содержалось исправление. Дети Израиля молили Бога перестать говорить, ибо они не желали Его слова, обличающего их сердца и исправляющего. В свете таких событий нас увещевают:
Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, непослушавши глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес (Евреям 12:25).
На земле Бог говорил с Синая. Сегодня Он говорит с небесной горы Сиона. Какие же отрезвляющие слова предупреждения мы слышим в этом заявлении! Если дети Израиля не избежали наказания, когда Бог говорил им с Синая, принося наставление и исправление, то тем более не избежим и мы, если не послушаем Его слов, произносимых с горы Сион и приносящих обучение и исправление.
Дети Израиля не хотели слушать Его слова, произносимые в славе, ибо они обличали их грязные сердца. Поэтому они отступили. Но позднее, когда Моисей был на горе, они слепили себе Иегову, говорящего им через пророков слова, льстящие их ушам и удовлетворяющие их плотские похоти. Все это время на горе Моисей слышал истину Божью, преобразившую его. Когда он сошел с горы, его лицо сияло славой Божьей.
Для Моисея Слово Божье было преображением. Для Израиля — Его Слово потрясло гору и землю, на которой они стояли. Оно потрясло их самих, и настолько сильно, что они отступили. Автор продолжает:
Которого глас тогда поколебал землю, и Который дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова еще раз означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое (Евреям 12:26 — 27).
Слова исправления потрясли Лаодикийскую церковь. Их христианство было удобно им. Все, казалось, было хорошо, но истинное Слово Господа потрясло их основания. Бог снова потрясет Свою церковь, а потом уже потрясет народы. Слово удаляет все мертвое или плохое. Все живое оно очищает, чтобы пребывать. Божьих потрясений нужно бояться лишь людям, не боящимся Его.
Исаия так говорит об этом:
Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: кто из нас может жить при огне пожирающем? Кто из нас может жить при вечном пламени? тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет (Исаия 33:14 — 16).
Он не говорит: грешники в Египте, скорее грешники на Сионе. Он говорит о тех людях в церкви, кому недостает страха Господня и кто не следует за святостью. Они вне зоны безопасности, и потому будут потрясены. Страх не оставит, пока Бог не явит Свою славу! Огонь пожирающий и вечный говорит о Боге. Автор послания к Евреям так заканчивает написание этой главы: Итак мы, приемля царство непоклебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий (Евр. 12:28 — 29). Наш Бог — огонь поядающий! Хотя в этой книге много раз цитируется Ветхий Завет, я, по благодати Божьей, попытался правильно разделить Слово Божье, толкуя его в свете Писания Нового Завета. Наш Бог — любовь, но также Он — огонь поядающий. Таким описанием Его славного присутствия нельзя пренебрегать, как это делают многие люди. Подтверждая Его потрясающую славу, автор послания к Евреям говорит: И столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: я в страхе и трепете (Евр. 12:21). Эти слова согласуются со свидетельством апостола Иоанна, видевшего Иисуса: И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний (Откр. 1:7).
Дабы мы были святы
Конечно, он любит нас великой любовью — любовью, которую нельзя уразуметь. Но эта любовь ни в коей мере не умаляет Его святость! Вот почему автор послания к Евреям говорит нам: Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш; Итак, будьте совершенны, как совершен отец ваш Небесный; Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (Лев. 19:2; Матф.5:48; 1 Пет. 1:16).
Мы узнали, что только боящиеся Бога и следующие Его святости смогут обитать в Его присутствии. Теперь возвратимся к месту Писания, цитируемому мною во второй главе этой книги:
Какая совместимость храма Божия с идолами? ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Коринфянам 6:16 — 7:1).
Теперь вы узнали контекст этих слов. Вы начали смотреть этот фильм на апогее, пропустив начало. Надеюсь, что контекст вам понятен. Если вы желаете Его славы больше, нежели чего-либо еще, ваше сердце загорится страстью.