Дошкольный возраст
Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.
В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.
1. Слуховая память.
Методика «10 слов». Ребенку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Воспроизведение 5—6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.
2. Зрительная память.
Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается 4 рисунка. За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд. Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.
Результаты диагностики:
А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл, правильно расположенные флажки — 1 балл, правильный угол пересечения линий — 1 балл. Максимальная оценка этого задания — 3 балла.
Б)Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл, четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл, два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл, четыре точки в квадратах — 1 балл, точность в пропорциях — 1 балл. Максимальная оценка — 5 баллов.
Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл, центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно — 1 балл, фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, — 1 балл, фигура правильно воспроизведена — 3 балла. Максимальная оценка — 3 балла.
В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл, все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл, маленькие прямоугольники точно размещены большом — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат — 14 баллов.
3. Диагностика памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев, 1928).
Нужно подобрать 10—15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20—30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания: обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь.
Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.
Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными, для младших школьников — более отвлеченными.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово». Первым произносится слово, например, молоко. Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д. На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор. Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.
По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.
Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.
4. «Образная память».
Данная методика пред назначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.
Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма 10 — 6 правильных ответов и больше. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, к и в группе.
младшего школьного возраста
На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Младший школьный возраст – этап существенных изменений в психическом развитии [1, с. 125]. Из этого следует вывод, что память, как и любой другой психический процесс претерпевает значительные изменения, которые заключаются в том, что память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения [2, с.87].
Исследованием психологических особенностей памяти младших школьников занимались многие отечественные психологи (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Е.О. Смирнова, Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн)
Известно, что эффективность учения в младшем школьном возрасте во многом зависит от степени развития памяти. А это в свою очередь доказывает полезность и нужность данного исследования.
Основываясь на выше сказанном, предмет исследования составила диагностика памяти детей младшего школьного возраста. Поэтому целью нашего исследования явилось составление и апробирование диагностической программы для изучения особенностей памяти детей младшего школьного возраста.
Составленная и апробированная в данном исследование диагностическая программа включала в себя следующие методики:
1. «Изучение типа памяти», автор О.Н. Истратова.
2. Методика «10 пар слов» автор Л.Ф. Тихомирова.
3. «Изучение зрительной памяти» по методике В. Векслера.
4. Методика «Запомни цифры», автор Л.Ф. Тихомирова.
5. Методика «Образная память», автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
Исследование было проведено на базе МОУ «Чернятинская СОШ №15» Ефремовский район. В исследование принимали участие 5 человек в возрасте 8-9 лет (2 класс), из них 2 девочки, 3 мальчика.
Проведённый диагностический срез с целью исследования памяти детей младшего школьного возраста и обработка результатов, позволяет сформулировать следующие результаты:1. Результаты, полученные с помощью методики О.Н. Истратовой «Изучение типа памяти» показали, что уровень развития комбинированной памяти у этих детей находится на высоком уровне развития. Низкий уровень развития имеет слуховой тип памяти, средний уровень развития выявлен у зрительного типа памяти. Исходя из этого, нужно рекомендовать в дальнейшем проводить коррекцию зрительной и слуховой памяти у этой группы детей младшего школьного возраста.Анализ результатов по данной методике показал наличие гендерных различий в сформированности типов памяти у девочек и мальчиков. Так, у девочек лучше развиты такие типы памяти, как слуховая и моторно-слуховая, в тоже время у мальчиков лучше развиты комбинированная и зрительная память.
Рисунок 1. Сводные данные о преобладающем типе памяти, полученные с помощью методики О.Н. Истратовой «Изучение типа памяти»
2. Результаты исследования, полученные по методике «10 пар слов» Л.Ф. Тихомировой показали, что у большинства детей (60%), что составляет 3-ое испытуемых, уровень развития смысловой памяти находится на низком уровне развития, у 20% детей (по 1-му испытуемому) на среднем и высоком уровне развития смысловой памяти. Основываясь на этих данных можно рекомендовать проводить в дальнейшем коррекцию смысловой памяти у этих младших школьников.
Рисунок 2. Сводные данные об уровне развития смысловой памяти, полученные с помощью методики «10 пар слов»
3. Результаты, полученные с помощью методики Векслера, позволили констатировать, что у большинства детей (60% — 3-ое испытуемых) имеется высокий уровень развития зрительной памяти, у 40% детей (2-ое испытуемых) выявлен средний уровень развития зрительной памяти. Исходя из этих данных, можно выявить, что зрительная память у этих младших школьников не требует дальнейшей коррекции.
Рисунок 3. Сводные данные об уровне развития зрительной памяти, полученные с помощью методики В. Векслера
4. Результаты исследования, полученные по методике «Запомни цифры» автор Л.Ф. Тихомирова показали, что у большинства детей (60% — 3-ое испытуемых) низкий уровень развития слуховой памяти, у 20% детей (по 1-му испытуемому) выявлен очень низкий и средний уровень развития кратковременной слуховой памяти. Поэтому также рекомендуется проводить в дальнейшем коррекцию кратковременной слуховой памяти.
Рисунок 4. Сводные данные об уровне развития кратковременной слуховой памяти, полученные с помощью методики «Запомни
Подростковый возраст
Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15—16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому, при этом перестраивается сама смысловая память — она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого — становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает опосредованно, опираясь на усвоенные знаковые системы, прежде всего — речь.
1.Методика «оценка оперативной зрительной память»
Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго учащийся может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит её основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых учащимся во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для решения задачи информации).
Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при помощи процедуры. Школьнику последовательно по 15 секунд каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному зрительных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все 6 треугольников.
Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в процессе решения, плюс единица.
Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками или те из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти.
Практически для получения показателя поступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это есть число правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти. Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4 карточками на 4.
Момент окончания времени работы испытуемого над подсчётом треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всё нашёл, что увидел?» После утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить искомый показатель.
Оценка результатов.
10 баллов — получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.
Аналогическое количество баллов-10 -получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц.
8 баллов — оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.
Такое же количество баллов получает ребёнок в возрасте от 12 и старше лет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.
4 балла — получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.
2 балла — ставится в том случае если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.
0 баллов — объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.
Выводы по уровням развития.
10 баллов — хорошая развитая по объему кратковременная память.
8 баллов — среднеразвитая по объёму кратковременная память.
4 балла — не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.
2 балла — низкий уровень кратковременной памяти.
0 баллов — очень низкий объём кратковременной памяти.
Обработка данных показывает, что память школьников принципиально отличается, эти отличия и являются теми самыми индивидуальными особенностями, о которых было сказано выше. Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людям лучше запоминать материал, опираясь на зрительные образы, у других преобладает слуховое восприятие и акустические образы, им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть.
Конкретнее же, что касается исследования в данной группе по оперативной зрительной памяти, то можно сказать, что у Хомич М.- хорошая развитая по объему кратковременная память, Остапенковой О., Шайхутдиновой А., Егоровой А., Ковалева С.- среднеразвитая по объёму кратковременная память. У остальных ребят память – низкий и очень уровень кратковременной памяти.
Юношеский возраст