Мотивация к применению навыка

Легко придумать занятия, гораздо более увлекательные, чем мытье рук или надевание брюк. Навыки ухода за собой нельзя назвать неизменно интересными. Поэтому для того чтобы усилить мотивацию к применению усвоенных навыков ухода за собой, вам потребуется поощрение.

С поощрениями мы до некоторой степени разобрались. Особенно подробно эта тема обсуждалась в главе 4, поэтому здесь мы не станем повторяться. Добавим лишь, что, становясь старше, ваш ребенок начинает придавать своей внешности большее значение. У него появляется больше побудительных мотивов для того, чтобы научиться ухаживать за собой. Кроме того, теперь ваше внимание и похвала за хорошо выполненные действия приобретают для него большее значение. Тем не менее, мотивация по-прежнему будет важна, причем теперь она должна быть более ощутимой, для чего, в частности, удобно пользоваться жетончиками.

Оценка состояния навыков ухода за собой Рассматривая каждый навык, вам нужно будет оценить степень владения им и потребность ребенка в мотивации. Критерии оценок таковы: Владение навыком 1. Не умеет делать основные шаги. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основными шагами которых ребенок не овладел. Ему необходимо научиться выполнять некоторые (или все) действия, составляющие соответствующее умение. 2. Для принятия решений нуждается в помощи. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основные шаги которых ребенок делать научился, но принимать решения относительно их применения — пока нет; ему приходится говорить, когда применить тот или иной навык, какие потребуются материалы, как начать и хорошо ли выполнено то, что он пытался сделать. 3. Владеет хорошо и самостоятельно. Отметка в этой колонке делается против навыков, все основные действия которых ребенок умеет выполнять и в отношении которых может принимать необходимые решения, так что вам совсем не нужно быть рядом. Мотивация 1. Проблема. Отметка в этой колонке делается против тех навыков, которые ребенок не применяет без понуждения, то есть ему необходима мотивация. 2. Не проблема. Отметка в этой колонке делается против тех навыков, которыми ребенок пользуется регулярно, без специальных напоминаний.

НАВЫКИ СТЕПЕНЬ ВЛАДЕНИЯ МОТИВАЦИЯ
Не умеет делать основные шаги Для принятия решений нуждается в помощи Владеет хорошо и самостоятельно Проблема Не проблема
Основы умения одеваться
Надевает трусы
Надевает майку
Надевает носки*
Надевает брюки*
Надевает через голову рубашку, свитер*
Снимает через голову рубашку, свитер
Застегивает молнию, когда ее половинки уже соединены*
Продевает ремень в шлейки*
Соединяет половинки разъемной молнии*
Застегивает пуговицы*
Застегивает кнопки, крючки
Завязывает шнурки на ботинках*
Надевает рубашку или блузу, застегивающуюся спереди на пуговицы*
Надевает комбинацию (для девушки)
Надевает лифчик (для девушки)
Надевает чулки или колготки (для девушки)
Завязывает галстук (для юноши)
Выбор одежды и уход за ней
Кладет грязную одежду в корзину
Вынимает чистую одежду
Складывает и вешает одежду*
Надевает чистую и глаженую одежду
Выбирает одежду по размеру
Расчесывает волосы расческой и приглаживает щеткой*
Выбирает одежду, предметы которой подходят друг к другу
Выбирает одежду, соответствующую возрасту
Выбирает одежду по погоде
Выбирает одежду, соответствующую случаю
Опрятность и личная гигиена.
Пользуется туалетом и туалетной бумагой
Моет и вытирает руки
Умывает и вытирает лицо*
Принимает ванну или душ, пользуясь мылом и мочалкой*
Пользуется дезодорантом
Моет и споласкивает волосы*
Чистит зубы и пользуется жидкостью для полоскания рта
Прочищает уши
Бреется (для юноши)
Смотрится в зеркало, чтобы проверить свой внешний вид
Подстригает ногти на руках и ногах
Пользуется лосьоном после бритья или духами
Пользуется носовым платком из ткани или бумаги
Содержит в порядке очки или контактные линзы (для тех, кто пользуется ими)
Заботится о том, чтобы вовремя подстричься
Стряхивает крошки и стирает грязь с одежды
Пользуется тампонами или прокладками и выбрасывает использованные туда, куда надо (для девушки)
Забота о здоровье
Питается в соответствии с хорошо сбалансированной диетой
Спит достаточное количество часов
Регулярно занимается физкультурой (например, катается на велосипеде, совершает пешие прогулки)
Обрабатывает маленькие порезы
Принимает меры в случае небольшого ожога
Различает симптомы простуды
Принимает меры против обычной простуды
Принимает меры против обычной головной боли
Принимает меры против обычного поноса/запора
Принимает меры против обычной тошноты

*В приложении В представлены полные программы обучения умениям, обозначенным звездочкой.

Жетончики

Для создания мотивации к самостоятельному применению усвоенных навыков жетонная система вознаграждения представляется одной из самых гибких и эффективных. Однако для успешного использования жетончиков необходимо тщательно планировать свои действия, так как жетончики, в отличие от похвалы, не выдаются интуитивно и, в отличие от любимых занятий, не являются естественной частью жизни ребенка. В главах 4 и 9 жетонная система вознаграждений уже обсуждалась. Сейчас мы коротко отметим ее главные особенности и добавим некоторые новые сведения.

В качестве жетончиков можно использовать почти все что угодно: отметки на листе бумаги, пластмассовые фишки, даже небольшие суммы денег. Сами по себе эти вещи не представляют особой ценности. Они приобретают ценность только тогда, когда обмениваются на что-то приятное. Так, с помощью десяти галочек в таблице можно заработать поход в кино. Пятьдесят фишек могут означать, что ребенку разрешается купить новую бейсбольную перчатку. Двадцать пятицентовых монет хороши тем, что на них можно купить… ну, то, что можно купить на один доллар.

Процесс введения простой жетонной системы вознаграждения состоит из трех шагов:

1. Составляется список дел, которые ребенок должен сделать, чтобы заработать жетоны, и определяется количество жетонов, которое вы будете выдавать за каждое из них.

2. Составляется список призов, которые ребенок может купить на жетоны, и определяется стоимость каждой награды.

3. Ребенка обучают тому, что жетоны, которые он зарабатывает, являются эквивалентом стоимостичего-то, что он хочет.

Старайтесь, по мере возможности, привлекать ребенка как к выбору действий, которые он будет выполнять, так и к выбору призов, на которые будут обмениваться жетоны. Есть смысл составить общий список действий и призов. Здесь мы приводим простой пример, когда выполняя любое из перечисленных действий, ребенок зарабатывает один жетон, а в конце дня он может обменять их на один из перечисленных призов.

Количество жетонов

Утром застилает постель 1

После завтрака ставит тарелки в раковину 1

Сервирует стол к обеду 1

Цена

30 минут у телевизора 3

Второй десерт 3

Игра в мяч с папой 3

Поначалу некоторым детям требуется, чтобы обмен жетона на приз производился немедленно. Но когда они поймут смысл зарабатывания жетонов, операцию по обмену можно будет откладывать до вечера.

Если жетонная система достаточно хорошо продумана, то в нее могут войти много разных умений и много призов разной стоимости. Мы все же советовали бы вам не усложнять ее. Если родителей постигает неудача в примененииэтой системы, то это происходит, главным образом, из-за того, что им кажется слишком обременительным придерживаться ее постоянно.Ведение записей отнимает слишком много времени, призы чересчур дороги или неудобны. Когда родители теряют интерес или не готовятся к обмену жетонов («Ох, у меня не получилось купить приз!»), система, безусловно, разваливается. Поэтому пусть она будет простой, ясной и всегда работоспособной!

А теперь задумайтесь на мгновение над теми навыками, которые вы записали под заголовком «ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ». У вас есть соображения, как вы могли бы пустить в ход похвалу, любимые ребенком занятия или простую жетонную систему для того, чтобы усилить мотивацию?

Создание мотивации. Главный принцип


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: