Аллах в Коране говорит:
«Вору и воровке отсекайте руки»(Трапеза, аят 38)
Это подходящий пример, что б показать как Сунна толкут этот аят. Вор в нем уподобляется руке.
Устная традиция объясняет первого из них и ограничивается им, вором, который ворует какую-то –ценность на четверть динара, что соответствует высказыванию Пророка, да благословит его аллах и приветствует, который сказал:
«Нельзя отрубать от руки, если ворованная вещь не стоит четверть динара или более». (Приводится у аль-Бухари и Муслима)
Напротив, другие искали объяснение в поведении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или в поведении его сподвижников и подчиненных. Они привыкли отрубать руку вора от запястья, как сказано в хадисе. Устная традиция называет руку, упомянутую в аяте, «тайаммум»[1]
«…. мойте ваши лица и руки»(Трапеза, аят 6)
как ладонь руки, это же установлено в хадисе «тайаммум» – вытер лицо и руки». (Записано двумя шейхами и Ахмадом, и другими из традиционных записей Аммар бин Ясира (да будет доволен им Аллах).
Вот другие аяты, которые не могут быть понятны, кроме как через Сунну:
1. Аллах говорит:
«Те которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них – безопасность, и они на верной дороге»(Скот, аят 82)
Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поняли слово «несправедливость» в его общем значении, имея в виду, что каждый совершает ошибки, даже если они незначительны. –В этом смысле аят был воспринят ими как сомнительный и они спросили:
«О посланник Аллаха, разве у кого-то у нас вера не покрыта мраком?»
Он сказал:
«Слово «несправедливость» не совсем то. Оно касается лишь многобожия. Разве вы не слышали что сказал Лукман: «… Многобожие – великая несправедливость» (Лукман, аят 13)
(Достоверный хадис)
2. Аллах говорит:
«А когда вы передвигаетесь по земле, то нет на вас греха, что б вы сокращали Намаз, если боитесь, что вас подвергнуть испытанию»(Женщины, аят 101)
Из этого аята видно, что страх заранее необходим при сокращении Намаза. некоторые сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили его:
«Почему мы сокращая время своих Намазов и чувствуем себя в безопасности?» Он сказал: «Это Милосердие Аллаха, так примите его». (Приводится у Муслима)
3. Аллах говорит:
«Запрещена вам мертвечина и кровь»(Трапеза, аят 3)
При объяснении этого аята необходимо учитыват, что труп саранчи, рыбы, окровавленные печень и селезенка считаются законными. Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Он сделал две смертельные вещи, и кровь законна: саранчи и рыбы, печени и селезенки».
(Байхаки и другие сделали эту запись как марфусский тип хадиса, такой же, как маукуфский тип. Иснад маукуфа подлинный, и он также хорош, как марфусская традиция, так как он не установлен в форме райя. Решение основано на единственно индивидуальном суждении, но не на Коране и Сунне).
4. Аллах говорит:
«Скажи: В том, что открыто мне, я не нахожу запрещенным для питающегося то, чем он питается, только если это будет мертвечина, или пролитая кровь, или мясо свиньи, потому что это – скверна, или нечистое, которое заколото с призыванием не к Аллаху ….»(Скот, аят 145)
Сунна запрещает множество вещей, не упомянутых в приведенном выше аяте. например мы находим такое высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Все хищные звери с клыками и всякая птица с когтями запрещаются для потребления».
Есть и другие запреты на животных. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах и Его посланник запретили потребление прирученных ослов» (Приводится у аль-Бухари и Муслима)
5. Аллах говорит:
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он низвел для Своих рабов из удела?»(Преграды, аят 32)
Сунна также запрещает некоторые украшения, как это очевидно из слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который встретив некоторых своих сподвижников в шелковом одеянии и с золотыми украшениями на руках сказал:
«Это запрещено мусульманину, но законно мусульманке»
Хадисов в этой интерпретации множество и они общеизвестны в обеих подлинных коллекциях хадисов, кроме этого есть множество других примеров, известных ученным, и имеющих отношение к хадисам и исламской юриспруденции.
Из вышесказанного, о мои братья мусульмане, вы можете понять важность Сунны в Шариате. Как только мы вновь обращаем наше внимание на примеры, упомянутые в Сунне, но не приведенные здесь, мы осознаем, что путь к правильному пониманию Корана будет не верным, если нет связи с интерпретациями Сунны.
В первом примере, сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поняли слово «несправедливость» в его общем значении, несмотря на тот факт, что они, да будет доволен ими Аллах, как сказано Ибн Масудом: «Лучшие представители этого общества, наиболее благочестивые, с глубокими знаниями, менее всех лицемерные – но даже они ошиблись в своем понимании этого». Но это не относится к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который предостерег их от их ошибочных представлений и указал им верный путь, объяснив правильное значение слова «несправедливость» через высказывание Лукмана. Мы тоже следовали за их ошибочным мнением, но Аллах Благословенный и Великий спас нас от этих ошибочных представлений благосклонностью Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сунной.
Во втором примере, если бы не хадис, упомянутый выше, мы пребывали бы в сомнении, по крайней мере в отношении сокращения Намаза в течение путешествия, пока сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сами не увидели его сокращающим Намазы, когда это приводило к безопасности и спокойствию.
В третьем примере, если бы не хадис, мы запретили бы себе употребление весьма полезных продуктов, которое было для нас законным: саранчи, рыбы, печени и селезенки.
В четвертом примере, если бы не хадисы, некоторые из которых мы упомянули, мы посчитали бы законным потребление того, что Аллах запретил словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, например употребление мяса животных и птиц, имеющих когти.
И, таким образом, в пятом примере, если бы не хадисы, обращающие внимание на этот вопрос, мы посчитали бы законным ношение мужчинами золота и щелка, т.е. того, что запретил Аллах словами Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
В связи со всем этим некоторые терпимые говорят, что Сунна объявляется приговором Корана.