Одержание занятий курса «развитие творческого мышления»

«Размышления о словах» (приложение №1.)

Цель: осознание детьми того, что люди по – разному реагируют на одну и ту же ситуацию.

Произнесите слово «мягкий». Спросите детей, о чем они думают, когда слышат это слово. Все ответы запишите на доске. Затем произнесите слово «красивый» и вновь запишите ответы на доске. Обратите внимание ребят на следующий момент: каждый из них думает о разном, хотя слышит одно и то же слово.

Попросите детей открыть альбом и нарисовать или написать на листе все, что им представляется, когда они слышат слово «быстрый».

По окончании выполнения задания представьте детям возможность показать свои работы группе (или родственникам, если занятие проводится индивидуально). Можно организовать выставку работ, если ребята будут не против.

«Истории и сказки» (приложение№2.)

Цель: развитие способности придумывать альтернативные окончания для историй и сказок.

Попросите детей раскрыть альбом и раскрасить изображенных персонажей сказки «Красная шапочка» и вырезать их по тонким разделительным линиям. Затем покажите ребятам, как изготовить из вырезанных картинок 4 пальчиковые куклы (сворачивание в трубочку, склейка ушей). Попросите детей придумать счастливую, грустную или забавную концовку к сказке или истории. Подскажите, что дети могут изменить характер персонажей (злого сделать добрым, грустного – веселым и т.д.), говорить за них разными голосами и т.д. Дети могут работать парами.

«Настроение» (приложение№3.)

Цель: осознание детьми того, что разные ситуации могут создать одно и то же настроение.

Попросите детей открыть альбомы и нарисовать или написать прямо на листе все то, отчего они становятся счастливыми. Можно попросить ребят показать с помощью пантомимы то, что делает их счастливыми или грустными. Пусть другие дети пытаются угадать, что это такое. Если ребята захотят, то они могут нарисовать целые истории на эту тему.

«Праздник» (приложение №4.)

Цель: развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей.

Попросите ребят открыть альбом и нарисовать украшения на тортах, предназначенных для особых дней и праздников, указанных под рисунками. Кроме этого, пусть дети сами придумают какие – нибудь особенные даты и украсят торты на рисунке. Позвольте детям поделиться своими идеями и ответами со всеми ребятами.

«Рассказ по картинкам» (приложение №5.)

Цель: развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков.

Попросите ребят открыть альбом и рассмотрите имеющиеся там рисунки в задании №5. Предложите детям придумать истории и записать их прямо под рисунком. Можно писать слова прямо на картинках, будто персонажи разговаривают. Дайте ребятам идею придумать заголовки для этих рисунков. Когда ребята закончат, попросите рассказать свои истории всем детям.

«Нарисуй лица» (приложение №6.)

Цель: развитие способности к разработке деталей

Предложите ребятам выполнить задание №6.: нарисовать лица, соответствующие подписям под ними. Там, где настроение не указано, попросите детей придумать его самостоятельно, а затем нарисовать соответствующее лицо. Предложите детям завершить рисунок, добавив брови, глаза, рот и другие детали. Пусть они подпишут нарисованное настроение. Рисунки можно разместить на демонстрационной доске.

«Одежда» (приложение №7.)

Цель: развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей; развитие наблюдения и воображения.

Попросите ребят раскрыть альбом на странице с заданием №7. Скажите детям, что человек на рисунке имеет необычную работу. Какую? Они должны придумать сами. После этого предложить детям одеть человека в специальную одежду и придумать для него спецснаряжение, необходимое в работе. Пусть они нарисуют это и дадут название рисунку. Пусть дети поделятся друг с другом своими идеями и обсудят спецодежду своих персонажей.

«Забавы с геометрическими фигурами» (приложение №8.)

Цель: развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей; развитие умения создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов, которые сами по себе не имеют никакого значения.

Попросите ребят раскрыть альбом на странице с заданием №8. Скажите, чтобы они добавили 4 прямые линии к каждому кружку так, чтобы в каждом случае получились разные рисунки. Пусть они дадут название своим рисункам и поделятся своими идеями с ребятами.

«Если бы я писал книгу» (приложение№9.)

Цель: развитие способности трансформировать характеристики знакомым объектам; развитие невербальной оригинальности и гибкости.

Попросите ребят раскрыть альбом на странице с заданием №9. Пусть дети представят, что они сочиняют истории о необычных животных. Попросите изменить животных на листе задания так, чтобы они стали очень необычными и, подчеркните, обладали бы какими – то уникальными для животных способностями. Предложите детям дать своим животным клички, которые отражали их новые способности. Можно сделать выставку детских рисунков.

Сочинение стихов» (приложение №10.)

Цель: развитие вербальной гибкости; развитие умения придумывать простые рифмы.

Предложить детям раскрыть альбом на странице с заданием №10. Попросите придумать все слова, которые будут рифмоваться со словом «розы». Предложенные детьми слова напишите на доске (если ребята не умеют читать, нарисуйте). Попросите ребят придумать какое – нибудь животное, и вместе сочините о нем короткое стихотворение с рифмой в каждой строчке. Попросите их самих написать стихи про своего героя, придумывая свои слова и используя те, которые написаны на доске. Если дети не умеют писать, пусть они нарисуют свое стихотворение. Можно устроить для родителей выставку с детскими стихами и рисунками к ним.

[1] Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Гилфорда и Дж. Рензулли). Мет. Рук. – СПб, ГП «Иматон», 2007

История искусства в творческой практике. Занятие №1 онлайн-курса. Алексей Шадрин


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: