Если на запланированном в очередной полет (рейс) ВС имеется обнаруженный отказ, то для обеспечения этого полета необходимо определить возможность и/или необходимость восстановления этого ВС с целью исключения или минимизации возможной задержки вылета, переноса и/или отмены полета. Характер возникающей при этом управленческой ситуации определяется следующими основными факторами;
— местом возникновения ситуации;
— группой (категорией) обнаруженного отказа.
По месту возникновения ситуации, с точки зрения условий организации и возможностей обеспечения вылета ВС, целесообразно различать базовый (аэропорт приписки ВС) и внебазовый аэропорты. Основные отличия базового аэропорта от внебазового определяются большей вероятностью и целесообразностью замены ВС (в частности, из числа резервных), а также существенно более высоким уровнем возможностей воссстановления ВС.
С точки зрения необходимости восстановления ВС обнаруженные отказы можно объединить в следующие основные группы:
отказы, обнаружение которых исключает возможность использования ВС по назначению без восстановления (отказы группы O1);
отказы, допускающие возможность использования ВС до базового аэропорта:
1) без проведения каких-либо работ по восстановлению (отказы группы О21);
2) с проведением специального перечня работ, предусматривающего исключение влияния отказа на безопасность полета и/или частичное восстановление (отказы группы О22);
отказы, допускающие возможность использования ВС до ближайшего периодического ТО (отказы групп О31 и О32, выделяемые аналогично отказам групп О21 и О22).
Наличие и состав каждой из указанных групп отказов для конкретного типа ВС определяются его конструктивно-эксплуатационными свойствами (в частности, уровнем структурной и функциональной избыточности конструкции ВС), а также условиями эксплуатации ВС.
Отказы групп О21, О22, О31 и О32 образуют перечень допустимых отказов.
Для рассмотрения возможных механизмов управления в рассматриваемой ситуации обратимся к схеме, представленной на рис. 2.3.
Рассматривая процесс восстановления ВС как процесс управления, можно выделить следующие его основные этапы:
этап 1 — получение, передача, обработка и анализ информации об обнаруженных отказах;
этап 2 — формирование программы восстановления ВС (принятие решения по выбору УВ);
этап 3 — подготовка производства для проведения работ по восстановлению ВС (реализация УВ по подготовке производства);
этап 4 — выполнение работ по поиску отказа (реализация УВ по поиску);
этап 5 — выполнение работ по восстановлению ВС (реализация УВ по восстановлению);
этап 6 — выполнение заключительных работ и оформление необходимой документации.
Исходя из содержательной сущности процесса восстановления ВС, можно выделить следующие значимые его особенности как объекта управления:
информационный характер этапов 1, 2 и их обязательное предшество вание этапам 3-6;
возможность реализации этапов 1-3 до начала выполнения работ на ВС, т.е. до начала этапов 4-6.
Целевым назначением этапов 1 и 2 процесса восстановления ВС является устранение информационной неопределенности для принятия решения относительно подготовки производства (этап 3), состава и последовательности работ по поиску отказа (этап 4).
Полнота и продолжительность решения задач, свойственных этапам 1 и 2, определяются уровнем полноты и достоверности информации, получаемой как при обнаружении отказа, так и после ее передачи специалистам, а также уровнем информационного обеспечения процесса формирования программы восстановления ВС. Низкий уровень полноты и достоверности, а также неоднозначность восприятия информации свойственны сообщениям в виде записей в бортовом журнале и/или устным сообщениям экипажа. Наличие на ВС бортовой автоматизированной системы контроля (БАСК) позволяет существенно снизить значимость указанного фактора.
Чем выше уровень полноты и достоверности информации, получаемой и обрабатываемой на этапах 1 и 2, тем больше вероятность определения на этих этапах принадлежности обнаруженных отказов к одной из групп множества {O1 ,О21,022,031 ,О32}. В случае установления на этих этапах принадлежности обнаруженных отказов к группам О21 или О31 возникает возможность исключения необходимости в этапах 3-6. В связи с этим целесообразными направлениями повышения эффективности управления процессом оперативного восстановления ВС является минимизация времени между моментами обнаружения отказа и начала работ по этапу 1, т.е. обеспечение оперативной передачи информации об обнаруженном отказе специалистам вместо возможного восстановления ВС, а также расширение перечня допустимых отказов.
Формирование программы восстановления ВС после реализации действий, свойственных этапу 1, должно производиться на основе сравнения возможных альтернативных вариантов восстановления ВС в конкретной производственной ситуации.
Множество таких вариантов порождается вложенностью, в целевом отношенни, процесса управления восстановлением отказавшего изделия (как составной части ВС) в процесс управления восстановлением ВС, а также сочетанием следующих основных факторов:
составом обнаруженных отказов (как по принадлежности их к тем или иным группам множества {O1 ,О21,О22,О31,О32}, так и по точности установления на этапе 1 места и причины отказа, что порождает необходимость в проведении работ по поиску отказа или отсутствие таковых);
наличие необходимых для реализации процесса восстановления ВС запчастей, оборудования и специалистов в аэропорту возникновения рассматриваемой ситуации;
соотношение величин ожидаемого и располагаемого времени на реализацию варианта программы восстановления ВС.
Необходимость восстановления ВС возникает при установлении принадлежности обнаруженных отказов к одной из групп O1, О22 или О32. При наличии необходимых запчастей, оборудования и специалистов альтернативные варианты восстановления ВС порождаются возможностью восстановления отказавшего изделия без замены либо путем замены.
Если продолжительность восстановления отказавшего изделия существенно выше, чем затраты времени на его замену, то реализация первого из указанных путей ведет к значимому влиянию времени восстановления изделия на время восстановления ВС. Замена отказавшего изделия позволяет вывести процесс восстановления изделия из процесса восстановления ВС, т.е. сделать эти процессы независимыми.
При формировании программы восстановления ВС неполнота информации об обнаруженных отказах порождает необходимость в работах по-поиску отказа (этап 4). Чем ниже уровень полноты и достоверности информации об обнаруженных отказах, тем более многошаговым является процесс поиска (реализуется большее количество проверок, а следовательно, больше трудоемкость и продолжительность проверок).
Целевым назначением процесса поиска отказа является; устранение оставшейся после реализации этапа 1 неопределенности относительно состава работ по восстановлению ВС. Для устранения этой неопределенности могут быть использованы специальные модели и алгоритмы поиска отказов, для реализации которых необходимо иметь соответствующую априорную и апостериорную информацию, а также соответствующие наземные средства контроля.
Наличие качественной базы данных об имевшихся ранее отказах, моделей и алгоритмов формирования программ поиска (особенно в рамках компьютерной информационной технологии) , а также эффективных наземных средств контроля позволяют существенно снизить трудоемкость и продолжительность работ по поиску отказов на этапе 4, При этом возрастает вероятность установления на этапе 4 процесса восстановления ВС принадлежности обнаруженных отказов к одной из групп О21 или О31, что позволяет исключить необходимость в этапе 5.
Проведенное рассмотрение процесса управления оперативным восстановлением ВС, запланированного в очередной полет, позволяет выделить следующие основные механизмы управления этим процессом:
— повышение полноты и достоверности информации об обнаруженныхотказах;
— повышение оперативности передачи информации об обнаруженных отказах для обеспечения возможности ее обработки и анализа, формирования программы восстановления ВС и подготовки производства. В случае обнаружения отказа в полете это создает условия для заблаговременной подготовки к восстановлению ВС в аэропорту посадки;
— внедрение компьютерной информационной технологии при формировании программы восстановления ВС, предусматривающей создание и использование базы данных, необходимой для оптимизации этой программы;
— расширение перечня допустимых отказов, которые позволяют в раде случаев исключить необходимость восстановления ВС до ближайшего более удобного случая;
— рациональное размещение запчастей, оборудования и специалистов ваэропортах сети авиалиний.