Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей второго года жизни

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

(Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская, Э.Л. Фрухт)

Возраст 3 месяца

Слуховые ориентировочные реакции:Поворачивает голову в сторону голоса взрослого. Ищет, откуда идет звук.

Зрительные ориентировочные реакции:Зрительно сосредотачивается на лице говорящего с ним взрослого, на игрушках.

Эмоции при общении:Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним, ищет глазами того, кто издает звуки.

Движения рук и действия с предметами:Случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью.

Движения общие:Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Подготовительный этап развития речи:Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Повторно произносит отдельные звуки.

Возраст 4 месяца.

Слуховые ориентировочные реакции:Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами; различно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Зрительные ориентировочные реакции:Узнает маму и радуется ей.

Эмоции при общении:Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Ребенок громко смеется в ответ на эмоционально-речевое общение с ним. Ищет взглядом другого ребенка, радуется, тянется к нему.

Движения рук и действия с предметами:Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку.

Движения общие:Более выраженные показатели трех месяцев.

Подготовительный этап развития речи:Гулит.

Возраст 5 месяцев.

Слуховые ориентировочные реакции:Узнает голос матери или близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует на них.

Зрительные ориентировочные реакции:Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Эмоции при общении:Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Движения рук и действия с предметами:Четко берет из рук взрослого игрушку, удерживает ее в руке.

Движения общие:Долго лежит на животе, подняв корпус, опираясь на колени, стоит на выпрямленных руках; Переворачивается со спины на живот; Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Подготовительный этап развития речи:Подолгу, певуче гулит.

Возраст 6 месяцев.

Слуховые ориентировочные реакции:По-разному реагирует на свое и чужое имя.

Зрительные ориентировочные реакции:Ярче проявляются показатели пяти месяцев.

Эмоции при общении:Ярче проявляются показатели предыдущих месяцев.

Движения рук и действия с предметами:Свободно берет игрушки из различных положений и подолгу занимается, перекладывает из одной руки в другую.

Движения общие:Переворачивается с живота на спину; передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Подготовительный этап развития речи:Произносит отдельные слоги (начало лепета).

Возраст 7 месяцев.

Движения рук и действия с предметами:Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее.

Движения общие:Хорошо ползает – много, быстро и в разные стороны.

Подготовительный этап развития речи:На вопрос «Где?» находит взглядом предмет, неоднократно называемый и находящийся постоянно в определенном месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

Возраст 8 месяцев.

Эмоции при общении:Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.

Движения рук и действия с предметами:Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушкой (например, толкает мяч, стучит, вынимает)

Движения общие:Сам садится, сидит и ложится. Придерживается руками за барьер, стоит и опускается. Перешагивает, держась за барьер.

Подготовительный этап развития речи:На вопрос «Где?» находит несколько предметов на постоянном месте. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (например, «пока-пока», «ладушки»)

Возраст 9 месяцев.

Слуховые ориентировочные реакции:совершает плясовые движения под плясовую музыку.

Эмоции при общении:Ползет навстречу другому ребенку. Подражает действиям и движениям другого человека.

Движения рук и действия с предметами:С игрушками действует по –разному, в соответствии с их свойствами (катает, открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и так далее).

Движения общие:переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Подготовительный этап развития речи:На вопрос «где?» показывает несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их расположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Подражает взрослым, повторяя за ними слоги.

Возраст 10 месяцев.

Эмоции при общении:действует рядом с ребенком, одной игрушкой с ним.

Движения рук и действия с предметами:Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, снимает. Действия с предметами принимают устойчивый характер.

Движения общие:Всходит на невысокую поверхность или на детскую деревянную горку. Держась за перила, сходит с горки.

Подготовительный этап развития речи:По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. Выполняет по заказу и напоминанию разученные действия и движения: «догоню-догоню», «сорока-ворона» и другие. Подражает взрослому и повторяет за ним новые слоги.

Возраст 11 месяцев.

Эмоции при общении:радуется приходу детей, избирательно относится к ним.

Движения рук и действия с предметами:Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого – накладывает кубик на кубик, снимает и нанизывает кольца с большими отверстиями на стержень.

Движения общие:Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.

Подготовительный этап развития речи:По словесной просьбе выполняет разные действия с игрушками (водит куклу, кормит собачку и т.п.) Появляются первые обобщения в понимаемой речи – например, по просьбе дать мяч дает любой мяч, а не один конкретный. Или по просьбе «дай лялю» дает любую куклу, а не одну конкретную. Произносит первые слова: «дай», «ав-ав», «бах» и другие.

Возраст 12 месяцев (1 год).

Слуховые ориентировочные реакции:По слову взрослого отличает кирпичик от кубика.

Зрительные ориентировочные реакции:Узнает знакомого взрослого на фотографии.

Эмоции при общении:Протягивает и отдает игрушку другому ребенку, сопровождая это словами или лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Движения рук и действия с предметами:Различает предметы по форме (кубик от кирпичика). Выполняет самостоятельные разученные действия с игрушкой. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой: кормит мишку, куклу, лошадку, собачку и т.д.; водит киску, куклу, мишку, зайку и так далее.

Движения общие:Ходит самостоятельно, без опоры.

Подготовительный этап развития речи:Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имен детей и взрослых, отдельные поручения («найди», «принеси», «покажи» и т.п.). Понимает слово «нельзя». По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушкой. Легко подражает новым слогам, облегченным словам.

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей второго года жизни

( Н.М. Аксарина, К.Л. Печора)

Как определить, в норме ли психологическое развитие ребёнка? — Доктор Комаровский


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: