И направления ее осуществления
Идея разработки культуротворческой модели формирования социокультурной компетентности учащихся школы актуальна и нова. Ее реализация будет способствовать:
-преодолению «бездуховности технического прогресса»;
-опасного отставания духовно-нравственного развития грядущего поколения от технического прогресса в условиях современного постиндустриального и информационного общества;
-свободного и ответственного выбора направленности социокультурной активности субъекта.
При составлении модели следует учесть направления деятельности:
— инкультурация – приобщение подрастающего поколения к культурно-историческим традициям, традиционным, классическим и современным искусствам.
— проектная деятельность – разработка культурно-опосредованных и социально-приемлемых проектов.
— социализация – социальная адаптация и социальная активность
Реализация данной идеи – это:
-обновление целей, задач, направленности и содержания деятельности образовательного учреждения как социокультурного центра;
-использование инновационных педагогических технологий на основе целостного включения предметно-деятельностного потенциала образовательных областей в практику деятельности школы; профессиональной компетентности педагогов, взаимодействия субъектов образования, государственных и негосударственных структур общества;
-активизация проектных возможностей учащихся и их актуализация в инновационной социально-культурной деятельности;
-диверсификация управленческого, социально-культурного и психологического сопровождения образовательного процесса.
Вектор направленности изменений школьной жизнедеятельности при внедрении культурологической модели
формирования социально-культурной компетентности(далее СКК)учащихся
На основе использования накопленного школой опыта обеспечения образовательного процесса, акцент ее деятельности переводится:
1. На социально-культурную практику и обеспечение условий включения учащихся в индивидуальную культурную деятельность, приобретения социокультурного опыта и необходимости поиска информации, превращая ее в знания, умения, навыки, компетентность и опыт социального действия.
2. На эффективное использование педагогического потенциала искусства, художественно-творческой деятельности в образовательном процессе и отбор художественных произведений, соответствующих культурным и социальным ценностям белорусского общества и его государства.
3. На организацию системного движения ребенка по ступеням формирования социально-культурной компетентности и личностного становления его как носителя особого культурного мира, субъекта культурного и социального действия, а педагога — как носителя и транслятора культурных и социальных ценностей, представителя высокой профессиональной культуры и субъекта педагогического творчества.
Ожидаемые результаты
Разработанная культуротворческая модель формирования социально-культурной компетентности учащихся, позволит повысить уровень социально-культурной компетентности учащихся и на этой основе активизирует процессы:
— ИНКУЛЬТУРАЦИИ субъектов образовательного процесса — приобщение их к национальным культурно-историческим традициям белорусов и осмысленному использованию его социокультурного опыта;
— ИННОВАЦИОННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — разработке культурно опосредованных и социально приемлемых проектов и ответственное внедрение их в социально-культурное пространство образовательного учреждения;
— САМОРАЗВИТИЯ духовного и физического потенциала учащихся и педагогических работников;
— СОЦИАЛИЗАЦИИ — социальной адаптации и социальной активности субъектов образовательного процесса.
В процессе инновационной деятельности на продуктивный результат повлияют:
— эффективное использование педагогического и культуротворческого потенциала искусства и художественно-творческой деятельности;
— возможность выявить и реализовать способности и наклонности детей и подростков;
— повышение уровня культуры учащихся, позитивной мотивации по отношению к образованию, компетентного выбора профессии и жизненного пути и своего места в обществе;
— снижение психологической и социальной напряженности в среде учащихся;
— повышение уровня социальной адаптации и социальной активности учащихся;
— повышение уровня профессиональной компетентности педагогов
Процессуальные компоненты формирования СКК:
1. Становление интегральных качеств личности на основе осмысления и усвоения учащимся форм и проявлений социально-культурной жизни;
2. «Врастание» в культуру (инкультурация)
3. Приобретение собственного социокультурного опыта через инновационно-проектную деятельность и социальную активность;
4. Развитие новых личностно-психических качеств (самопознание; самооценка; ответственность за решения, действия, поступки).
5. Саморазвитие духовного и физического потенциала