ПЕДАГОГА В КОНФЛИКТЕ
Поведение в конфликте может быть самое разнообразное. Существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать, чтобы минимизировать конфликт или сделать его конструктивным. Таких правил поведения спортивного педагога, обеспечивающих лучший выход из острой ситуации, несколько.
Первое правило — справедливо относись к инициатору конфликта.
Всякий межличностный конфликт начинается с того, что в команде (экипаже, группе, паре) появляется чем-то недовольный человек — инициатор конфликта. Он выступает с требованиями, претензиями, обидами. Как правило, если это не просто капризный, неуживчивый человек, за этим стоит довольно существенная причина, какое-то положение вещей, которое доставляет беспокойство и неудобство. Для того, чтобы не обострять конфликт, следует терпеливо отнестись к инициатору столкновения, не осуждать, не отмахиваться, а внимательно и доброжелательно его выслушать.
Второе правило — не расширяй предмет ссоры.
Под предметом понимается причина недовольства оппонента. Инициатор должен отчетливо и ясно понимать суть своих претензий к оппоненту. Зачастую, ссорящиеся люди не умеют соблюдать это правило. Смутное раздражение чем-то слабо осознается и представляется в виде испорченного настроения, оппоненты погрязают в неконкретных обвинениях, придирках, уколах, оскорблениях.
Опасность расширения числа претензий состоит в том, что у обвиняемого создается впечатление абсолютной виновности во всем. Другим следствием расширения числа претензий может быть усиление раздраженности обвиняемого, который и не знает, чем же угодить инициатору, да и нужно ли это делать.
Третье правило — позитивная формулировка острой ситуации.
Во-первых, это заставит инициатора мысленно взвесить все за и против в выдвигаемом обвинении; во-вторых, рассчитывать возможные последствия конфликта для взаимоотношений: в-третьих, самому подумать за обвиняемого в предпочитаемом им варианте исхода конфликта. Все вместе это может снизить потенциал негативной напряженности инициатора, расширить его представление о предмете конфликта и его целесообразности, ощутить себя в роли обвиняемого.
Разновидностью позитивного поведения в конфликтной ситуации можно рассматривать правило уточнения исходов ссоры, когда обвиняемый просит уточнить предмет противоречия, локализовать причины недовольства и предлагает инициатору позитивный выход из создавшегося затруднения.
Четвертое правило — эмоциональная выдержка поведения в конфликте.
Как правило, конфликтующие стороны испытывают напряженность эмоционального состояния. Их высказывания категоричны, безапелляционны, требовательны. Инициатор нередко не выбирает выражений, естественна реакция обвиняемого. Поэтому самое обязательное условие спора, столкновения — максимально возможный спокойный и ровный тон высказываний, точность и продуманность слов. В голосе и словах не должно быть и намека на раздраженность, гнев, упрек и оскорбления.
Пятое правило — обезличенность спора — заключается в избегании личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства. За претензиями, которые обрели личностный смысл стоит требование, чтобы человек полностью или частично изменил свой характер, темперамент, порой и потребности. В конфликтной ситуации особенности личности обязательно заявят о себе, но не следует подменять предмет конфликта. При этом надо помнить, что мужчина и женщина по-разному чувствительны к оценке своей личности. И при возникновении конфликта следует опираться прежде всего на «багаж» положительных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для разрешения межличностных конфликтных ситуаций важно иметь в своем распоряжении различные методы и подходы, уметь гибко пользоваться ими, зачастую выходить за пределы привычных схем.
В методическом пособии сделана попытка раскрыть основные причины и условия возникновения конфликтов в спортивно-педагогическом взаимодействии, представлены некоторые рекомендации по их разрешению. Однако, межличностные отношения «тренер – спортсмен», «спортсмен-спортсмен», «тренер-тренер», «преподаватель-ученик» настолько сложны и многогранны, что не представляется возможным полностью и всесторонне отразить их в этом пособии. Нет универсальных рекомендаций на все случаи жизни. Поэтому данное учебное пособие не следует воспринимать как догму.
Тренер-преподаватель, как педагог и как психолог, обязан владеть широким спектром методик и приемов разрешения конфликтов, умело использовать конфликтные ситуации для решения задач по повышению эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процессов, постоянно повышать профессиональный уровень.
Авторы надеются, что данное пособие будет полезно специалистам в их практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.
2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и практический аспект. – М., 1991.
3. Латынов В. В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон // Иностр. Психология. Т.1.М., 1993.
4. Любушкина Л.А. Межличностный конфликт как средство воспитания и развития подростков в физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Самара, 1998. – 21 с.
5. Павлов Ю.Н. Психолого-педагогические условия формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2004. – 24 с.
6. Рекомендации зарубежных психологов спорта (Информационно-аналитические материалы). М: ВНИИФК, 2004. – 23 с.
7. Скотт Г. Джинни. Конфликты: пути преодоления. / пер. с англ. — Киев: Издат. Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991.
8. Скотт Г. Джинни. Способы разрешения конфликтов. / пер. с англ. — Киев: Издат. Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991.
9. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 336 с.
10. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2003. – 64 с.