Подготовка карты к работе

Тема№15 Подготовка карты к работе, измерение по карте, определение координат и целеуказание.

Занятие №1 Подготовка карты к работе

Составил: капитан Тарасов А.И.

Редактировал: полковник Пичугин Н.Н.

Рассмотрено на заседании цикла ОВП

Протокол №__ от «___»________2013 г.

Протокол №__ от «___»________201_ г.

Протокол №__ от «___»________201_ г.

Протокол №__ от «___»________201_ г.

МОСКВА 2013

Занятие № 1. Подготовка карты к работе

Цель занятий:1. Ознакомить студентов с.

2. Научить студентов.

Время:6 часов

Место:аудитория

Учебно-материальное обеспечение:

1. Военная топография. Уч. пособие М. Воениздат 1986г.

2. Топографическая подготовка командира. Уч. Пособие М. Воениздат 1989г.

3. Топографические карты: М 1:25000, М 1:50000, М 1:100000.

4. Схемы и плакаты.

Учебные вопросы и распределение времени.

1. Назначение рабочей карты и требования, предъявляемые к ней.

2.Подготовка карты к работе

3.Подъём карты

4.Изучение и оценка местности при подготовке основных видов боя

Ход занятия:

Вводная часть 10 минут.

1. Принять рапорт дежурного по взводу, проверить по списку журнала взвода наличие студентов и их готовность к занятию.

2. Объявить тему, цель и учебные вопросы занятия.

3. Провести контрольный опрос по предыдущему занятию.

Основная часть 70 минут.

Назначение рабочей карты и требования, предъявляемые к ней.

Для удобства обращения с картой, быстрого получения по ней необходимых сведений, а также для лучшей её сохранности она подготавливается к работе. Эта подготовка слагается из ознакомления с картой её склеивания, складывания и подъёма. Каждый командир должен работать всегда на подготовленной карте; это дает возможность решать задачи с наименьшей затратой времени.

Ознакомление с картой.

Ознакомление с картой заключается в уяснении её основных характеристик — графической точности, подробности и современности, а также сведений помещённых в зарамочном оформлении карты.

О графической точности.

О графической точности карты судят по её масштабу. При этом уясняют следующие данные, необходимые для глазомерной оценки расстояний и быстрых расчётов по карте:

• расстояния соответствующие отрезкам на карте в 1см и 1мм;

• оцифровку координатной сетке;

• возможную точность определения прямоугольных координат и измерения

расстояний по карте.

Выясняется также необходимость введения поправок в измеряемые по карте расстояния для повышения точности получаемых результатов.

О подробности.

О подробности и точности изображения рельефа судят по высоте основного сечения, указанного на карте. При этом уясняют возможную точность определения высот точек и крутизны скатов, что особенно важно для горной и пересечённой местности, при действиях на которой требуется более полное и точное знание характеристик рельефа.

Для глазомерной оценки скатов по карте необходимо определить и запомнить крутизну ската при заложении в 1см. или 1мм., а также предельную крутизну, выраженную горизонталями.

О современности и достоверности.

О современности и связанной с этим достоверности карты судят по её съёмки или исправления, указанному за рамкой карты в её юго-восточном углу. Средний срок службы (без обновлений и исправлений) крупномасштабных карт обжитых и быстро развивающихся в экономическом отношении районов составляет 5-10 лет. В заголовках боевых документов, составляемых с ссылкой на карту, приходиться указывать не только масштаб но и год её издания. Эти сведения размещаются на северной стороне рамки каждого листа карты. При ознакомлении с картой выясняют также по схеме магнитного склонения величину и знак поправки направления для перехода от дирекционных улов к азимутам. При использовании для целеуказания в прямоугольных координатах листов карты, расположенных на стыке координатных зон, надо установить, сеткой какой из этих зон надлежит пользоваться, и, если требуется , прочертить тонко отточенным карандашом на соответствующих листах карты дополнительную координатную сетку смежной зоны.

Подготовка карты к работе

Склеивание карты.

Очень часто районы действий подразделений будут выходить за пределы одного листа карты. В этих случаях рабочая карта командира может состоять из нескольких листов. Для удобства пользования выбранными листами карты производится предварительное склеивание, т.е. нужные листы подклеиваются один к другому.

Склеивание карты выполняют в такой последовательности:

а) Раскладывают листы карты согласно их номенклатуре и намечают поля, которые требуется срезать;

б) Срезают намеченные поля, пользуясь острым ножом или лезвием безопасной бритвы.

Обычно у всех листов, кроме крайних справа (восточных), а также нижние (южные) поля, кроме нижних листов склейки (приложение 1);

в) Склеивают листы сначала в колонны (снизу вверх), а затем колонны между собой (справа налево).

Для склеивания каждый верхний лист колонны накладывают на нижний и смазывают склеиваемые края обоих листов тонким ровным слоем клея. Затем, перевернув верхний лист, аккуратно накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом их рамки, а также выходы линий координатной сетки и контуров. Полосу склейки осторожно разглаживают чистой тряпкой, удаляя пузырьки воздуха.

При склеивании карты рекомендуется применять канцелярский клей, клей из крахмала или обычный клейстер, не следует увлекаться обильным смазыванием краев карты, так как при этом на листах склейки образуются выпуклости, что будет создавать трудности и неудобства при пользовании рабочей картой. Намазывать края карты рекомендуется кисточкой средней твердости, аккуратно накладывая на склеиваемые края листов тонкий слой клея. Иногда из-за деформации бумаги один лист (в пределах рамки) бывает несколько длиннее или короче другого. Для выравнивания рамок следует смазывать более короткий лист, так как смазанный влажный лист можно несколько растянуть и подогнать к смежному листу. Рабочую карту из большого количества листов склеивать в одну склейку не рекомендуется, особенно если ею предстоит пользоваться для работы в поле, в машине, бронетранспортере или танке, помимо неудобства пользования большие склейки чаще рвутся, приобретают выпуклую форму и быстрее приходят в негодность. Целесообразнее, если нужно, подготавливать карты из нескольких склеек.

Складывание карты.

Карту складывают так, чтобы удобно было пользоваться ею без полного развертывания и носить в полевой сумке. На форму сложенной рабочей карты влияет также характер предстоящей боевой задачи. Так, например, если предстоит совершить марш, форма сложенной карты будет отличаться от формы складывания карты в оборонительном бою.

Карта складывается гармошкой. Для этого надо, определив на карте район действий, подогнуть соразмерно с шириной полевой сумки ненужные края и сложить полученную полосу карты. Карту следует складывать, возможно, плотнее, наблюдая при этом, чтобы сгибы её приходились по линиям склейки листов.

Чтобы не допускать сморщивания листов и вздутостей, образуемых от оставшегося между сложенными листами карты воздуха, рекомендуется сложенную в определенную форму склейку рабочей карты аккуратно разгладить, При разглаживании карты необходимо осторожно пользоваться линейкой или другим твердым предметом, так как из-за остатков высохшего клея в местах склейки листов можно получить травму, правильно сложенная карта обеспечивает длительное ее сохранение и пригодность для работы, при этом следует иметь в виду, что хорошие результаты при работе на карте получатся, если под листами карты будет твердое ровное основание. Поэтому планшеты для рабочей карты рекомендуется изготавливать из картона, пластмассы или другого плотного материала. При продолжительной работе на одной части склейки или на одном листе карты, особенно в ненастную погоду, рекомендуется листы карты покрывать калькой или восковкой, на которую можно наносить цветными карандашами данные обстановки.

Подъём карты.

Командиры подразделений поднимают на своих картах лишь важные для них объекты местности. Для подъема карты применяют карандаши следующих цветов:

• зеленый — для древесной и кустарниковой растительности;

• синий — для гидрографии и болот;

• светло коричневый — для рельефа;

• тёмно коричневый — для дорог;

• чёрный — для остальных объектов и для подписей.

Населённые пункты поднимают, обводя чёрным карандашом их внешний контур и подчёркивая их названия (красным цветом находящиеся в своём расположении, синим — в расположении противника). В крупных населённых пунктах, если требуется по задаче, обводя чёрным карандашом отдельные кварталы, выделяя необходимые ориентиры и выдающиеся задания.

Леса, сады и кустарники обводят по их контуру зелённым карандашом . Если необходимо, в лесу выделяют отдельные кварталы, поляны, вырубки и просеки. Обсадки у дорог поднимают, прочерчивая зелёную линию по условному знаку.

Озёра и реки выделяют, обводя их береговые линии синим карандашом, а реки, изображённые одной линией,- утолщая их условный знак. Болота покрывают вторичной синей штриховкой – параллельно нижней стороне рамки карты.

Дороги, выделяющиеся своей окраской, поднимать обычно не требуется. Если же из густой сети дорог надо выделить какие-то определённые дороги, то рядом с их условным знаком проводят тёмно-коричневую линию. Мосты и гати поднимают, увеличивая их условный знак.

Ориентиры, изображённые условными внемасштабными знаками, обводят чёрными кружками диаметром 0,5-1 см.

Иногда командиру потребуется выделить на карте рельеф какого-либо участка местности. Чаще всего такая необходимость возникает при организации наблюдения за противником, системы огня, принятии мер по защите от оружия массового поражения, по маскировке и др. Вершины командных высот заштриховывают и подчеркивают их отметки. Кроме того, поднимают все те элементы рельефа, которые могут служить препятствием для действий танковых и мотострелковых подразделений.

Рельеф обычно подымают, оттеняя (утолщая) светло-коричневым карандашом одну или несколько горизонталей. Вершины командных высот заштриховывают, подписи отметок высот и горизонталей укрупняют.

Чтобы удобнее было пользоваться координатной сеткой полезно поднять оцифровку километровых линий на рабочей части карты, переписав её с соответствующих сторон рамки.

Особое внимание уделяется подъему на карте изображения тех элементов местности, которые могут служить укрытием для защиты от воздействия ядерного оружия. Очень важно знать, какую площадь (участок) карты необходимо поднять. Она зависит от конкретной боевой задачи подразделения иди части. Так, например, если подразделению предстоит наступать, то поднимать карту следует в сторону противника на глубину примерно одного дня наступления, подготавливая рабочую карту к предстоящему наступлению, необходимо поднять на карте исходный район для наступления, исходный рубеж (пункт), маршрут выдвижения, рубежи развертывания, рубеж перехода в атаку, рубежи, овладение которыми имеет особое значение для наступающих подразделений.

При подготовке рабочей карты для организации и ведения оборонительного боя она должна быть поднята:

• в своем расположении не менее чем до тыловой границы подразделения;

• в сторону противника — на глубину вероятного расположения его тактических

резервов.

При организации обороны, готовя рабочую карту командира, рекомендуется поднять весь район обороны подразделения и особенно выделить высоты, которые могут быть, использованы для опорных пунктов, и маршруты выдвижения для возможных контратак.

Впереди переднего края обороны необходимо поднять высоты, овраги, леса и другие местные предметы, которыми наступающий противник может воспользоваться. Важно также поднять основные дороги, ведущие со стороны противника, районы вероятного расположения основных позиций его артиллерии и районы возможного сосредоточения танков.

При подготовке к совершению марша в предвидении встречного боя на рабочей карте рекомендуется поднимать:

• дороги, по которым подразделения будут совершать марш;

• рокадные дороги, обеспечивающие связь с подразделениями, совершающими марш по параллельным маршрутам;

• маршруты выдвижения противника и рубежи вероятного столкновения с ним,

районы (места) привалов, дневного (ночного) отдыха.

Для завершения подготовки рабочей карты необходимо подписать ее (например,

РАБОЧАЯ КАРТА КОМАНДИРА…) и нанести цифровое значение координатной сетки на

ту часть карты, которая покрывает район предстоящих боевых действий, поднять масштаб с таким расчетом, чтобы можно было, не развертывая всю склейку карты, пользоваться ею

при ориентировании.

Работа с топографической картой (часть 1 из 5)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: