Время и история создания
«Песня…» написана в 1837 году и впервые опубликована в 1838 году.
События поэмы разворачиваются во времена правления царя Ивана Грозного. В основе лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным песням о царе Иване Грозном.
Сюжетная линия «Песни…» могла быть навеяна Лермонтову Н. М. Карамзиным. В «Истории Государства Российского» имеется упоминание о чиновнике Мясоеде Вислом, который «имел прелестную жену: ее взяли, обесчестили… а ему отрубили голову». Нашли свое отражение в поэме и фольклорные сюжеты из сборника Кирши Данилова («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович»). Толчком к созданию поэмы могла послужить и история трагической дуэли Пушкина: так же, как и герой Лермонтова Калашников, Пушкин погиб, защищая свою честь, честь жены и семьи.
Сюжет
Во время царского пира молодой опричник Кирибеевич рассказывает о своей любви к красавице Алене Дмитриевне. Царь Иван Грозный велит ему посвататься к своей возлюбленной и даже предлагает ему помощь в деле сватовства. Однако Кирибеевич скрывает от царя, что она венчана в церкви с купцом Калашниковым. Он отправляется на свидание к Алене Дмитриевне в церковь, откуда она идет домой после вечерни.
Действие переносится в лавку к купцу Калашникову. В этот день торговля у него не заладилась. Придя домой, купец не застает молодую супругу дома, а детей находит заплаканными. Он полон дурными предчувствиями. Поздним вечером возвращается заплаканная Алена Дмитриевна. На его грозные упреки она отвечает рассказом о том, что над ней надругался молодой опричник Кирибеевич, опозорил ее перед честным людом прямо на улице. Она просит мужа защитить ее доброе имя:
Опозорил он, осрамил меня,
Меня честную, непорочную, —
И что скажут злые соседушки,
И кому на глаза покажусь теперь?
Калашников решает отомстить оскорбителю за поруганную честь жены в честном кулачном бою.
На следующий день по случаю праздника на Москве-реке устраиваются поединки, посмотреть на которые приходит сам царь. Калашников смело вызывается на бой с обидчиком — любимцем Грозного. Идет оцисание кулачной битвы купца Калашникова с опричником Кирибеевичем. Первый удар в грудь купцу нанес Кирибеевич:
И ударил его посередь груди —
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева, —
И погнулся крест и вдавился в грудь…
Купец Калашников наносит ответный удар кулаком в висок противника и убивает его:
…Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво…
Царь в гневе из-за смерти своего любимца. Он расспрашивает купца Калашникова, случайно ли он умертвил противника, а если он сделал это преднамеренно, то за что. Калашников признается: «Я убил его вольной волею», но причину от царя скрывает, не желая марать имя и честь жены. Царь приказывает казнить Калашникова:
И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорною;
И головушка бесталанная Во крови на плаху покатилася…
Перед смертью купец просит царя не оставить семью. Его просьбу царь исполняет: вдове и детям он назначает казенное содержание, а братьям разрешает торговать беспошлинно.
Главная мысль (идея)
В произведении поднимается вопрос о соотношении царской власти, закона и милосердия. Для героя произведения, человека частного, «маленького», честь оказывается важнее жизни. И страх перед властью — царем — не смог одолеть высокого нравственного чувства этого человека.
Герои
Все герои «Песни…» — яркие личности.
Опричник Кирибеевич идет против закона и порядка: он полюбил замужнюю женщину. Он чувствует свою абсолютную безнаказанность, слукавив перед своим «хозяином» и заручившись его поддержкой.
Царь Иван IV прямо и косвенно потворствует своему любимцу. При создании этого образа писателем использовались фольклорные приемы. Он наделяет Ивана Васильевича сентиментальностью: тот сочувствует влюбленному Кирибееви- чу, стремится ему помочь. Но он не знает правды: возлюбленная его фаворита замужем. Царь виновен в разыгравшейся трагедии, так как создал ситуацию полной безнаказанности для опричников. В то же время обычный человек простого звания оказывается перед царем бесправен, и дело его чести оказывается елом его жизни и смерти. И все же царь проявляет милосердие: обещает позаботиться о семье казненного Калашникова.
Центральная фигура в поэме — удалой купец Калашников — является выразителем высоких нравственных представлений о правде, чести, достоинстве. Защищая честь своего дома и обиженную жену, он поднял руку на опричника и обрек себя на верную смерть. Иначе в сложившихся условиях он поступить не может: у него нет прав перед царем и его приближенными, защитить себя может только он сам. Он смиренно принимает свой смертный приговор, понимая неотвратимость расплаты и сохраняя человеческое достоинство.
Поэтика
Произведение написано как стилизация под русский народный эпос. Жанр — поэма. Стихотворный метр — белый стих.
Уже в самом названии «Песни…» («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») заметна фольклорная особенность — такие длинные и подробные названия были свойственны для произведений народного творчества. Герои в названии перечислены в соответствии с их социальным статусом, а не с ролью в произведении.
Произведение начинается так: «Ой, ты гой еси…» Подобные запевы характерны для народных былин, сказов. Это традиционное приветствие старой Руси.
Народность поэмы проявляется и в построении речи, и в стиле, и в лексике. Так, например, в «Песне…» встречается характерное употребление слов-синонимов, объединенных в одно слово: «гуляют-шумят». Повтор — излюбленный прием сказителей. Он употребляется в произведении в различных формах: здесь есть анафоры, эпифоры, лексические повторы. Помимо повторов, употребляется также тавтология, что также характерно для стиля сказов и былин. В поэме присутствуют такие словосочетания, как «воля вольная», «шутки шутить».
Автором также используются устоявшиеся (постоянные) эпитеты: «смерть лютая», «молодая жена», «добрый молодец», «очи соколиные», «вино сладкое заморское», «дума крепкая» и многие другие.
Также важно употребление инверсий, характерных для народной поэтической речи:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит Грозный царь Иван Васильевич.
В этом отрывке употреблен еще один прием — синтаксический повтор. Гибель Кирибеевича — отрицательного героя — описывается по народным традициям, так же как смерть традиционного «добра молодца»:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору,
Под смолистый под корень подрубленная.
Автор стремится в этом произведении передать ощущение старины, поэтому насыщает повествование устаревшими словами, например «промеж», «супротив», «играючи».
В «Песне…» нет раскрытия внутреннего мира персонажей, что также характерно для произведений фольклора. Они показаны как бы извне, глазами стороннего наблюдателя.
Лермонтов стремился воспроизвести образ Руси, с ее героями, речью, нравами и обычаями. Важную роль в этом играет описание одежды героев, вооружения, сбруи лошадей. Автор изображает также традиции и стиль поведения людей того времени: например, Калашников перед боем «…царю в пояс молча кланяется». На пиру гости хвалятся, поединок предваряет похвальба и брань.
Тема этого произведения находится как бы вне времени: вопросы чести и человеческого достоинства, всевластия и милосердия, коварства и справедливости — вечные вопросы. Но, избрав такую необычную форму — стилизацию под народную песню, — Лермонтов создал яркое и самобытное произведение. Присутствие в повествовании реальных исторических фактов и персонажей наряду с фольклорной основой придает особенную выразительность этому произведению.