Понятие тематического поля и лексико-грамматических групп в лингвистической литературе

ВВЕДЕНИЕ

Одним из центральных вопросов лингвистики является вопрос о системности языка, которая проявляется в совокупности элементов, связанных внутренними отношениями. Использование тематических полей как метода описания лексики связано с идеей изучения художественного стиля писателя. О Самойлове писали такие литературные критики, как: Л. Аннинский, Ю. Болдырев, Е. Осетров, С. Рассадин, Б. Баранов, С. Чуприн и другие. Ему посвяшено серьёзное литературоведческое исследование В. С. Баевского, в 1999 г. Была защищена диссертация Л. Ю. Клевцовой о его творческой эволюции.

На данном этапе нашего исследования интерес наш подразумевает раскрытие лексики в семантическом поле «творчество» в произведениях поэта Д. Самойлова.

Следовательно, актуальностьвыбранной нами темы курсовой работы обусловлена недостаточной изученностью семантического поля «Творчество» в художественном произведении, в частности в стихотворениях Д. Самойлова.

Целькурсовой работы — определить структуру тематического поля «творчество» в художественной речи Д. Самойлова.

Достижение поставленной цели требует решения конкретных задач:

1) изучить научную литературу по проблеме исследования;

2) определить сущность тематических полей и лексико-
грамматических групп;

3) проанализировать поэтические тексты Д. Самойлова и выявить
лексику, относящуюся к тематическому полю «творчество»;

4) выявить особенности функционирования лексем со значением
«творчество» в художественной речи Д. Самойлова.

Объектомисследования — художественная речь Д. Самойлова.

Предмет — варьирование компонентов тематического поля «творчество» в художественной речи Д. Самойлова.

Материал, характер и задачи исследования обусловили применение следующих методовнаучного исследования: описательный метод, включающий в себя: наблюдение, сопоставление различных языковых единиц, систематизацию материала; метод контекстуального анализа текста; метод стилистического анализа; метод сплошной выборки, элементы компонентного анализа и статистического анализа.

Практическая значимостькурсовой работы заключается в том, что полученные результаты и выводы исследования могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, на занятиях научного кружка, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных стилистическому анализу текста и творчеству Д. Самойлова в школе и вузе.

Структуракурсового сочинения: введение, две главы, выводы, список использованных источников.

ГЛАВА 1

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ТВОРЧЕСТВО» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ Д. САМОЙЛОВА

Понятие тематического поля и лексико-грамматических групп в лингвистической литературе

Одним из центральных вопросов лингвистики является вопрос о системности языка, которая проявляется в совокупности элементов, связанных внутренними отношениями. Взгляд на лексику как на систему оформился в т.н. теорию семантического поля, или лексико-семантических группировок.

«Лексическая система во всех опосредованиях её единиц наиболее полно и адекватно отражается в семантическом поле — лексической категории высшего порядка. Семантическое поле — это иерархическая структура множества лексических единиц, объединённых общим (инвариантным) значением.

Лексические единицы включаются в определённое семантическое поле (СП) на основании того, что они содержат объединяющую их архисему, например, «время» — для всех обозначений времени, «цвет» — для всех цветообозначений и т.д.» [45, с. 231-232].

«Тематическим полем называется множество слов, объединённых общностью содержания, или, говоря более конкретно, имеющих общую нетривиальную часть в толковании. По этой общей части тематическое поле и получает название. Так, можно говорить о тематическом поле родства, движения, чувств, еды и т. д.

Использование семантических полей как метода описания лексики связано с идеей разбиения лексики на различные лексические группы, представляющие собой самостоятельные подсистемы» [8, с. 130].

Семантическое поле обладает следующими основными свойствами:

1. Семантическое поле интуитивно понятно носителю языка и обладает для него психологической реальностью.

2. Семантическое поле автономно и может быть выделено как самостоятельная подсистема языка.

3. Единицы семантического поля связаны теми или иными системными семантическими отношениями.

4. Каждое семантическое поле связано с другими семантическими
полями языка и в совокупности с ними образует языковую систему.

В основе теории семантических полей лежит представление о существовании в языке некоторых семантических групп и о возможности вхождения языковых единиц в одну или несколько таких групп. Словарный состав языка (лексика) может быть представлен как набор отдельных групп слов, объединенных различными отношениями: синонимическими (хвастать — похваляться), антонимическими (говорить — молчать) и т.п.

Возможность подобного представления лексики в виде объединения многих частных систем слов обсуждалась уже в лингвистических трудах 19 в., например, в работах М.М.Покровского (1868/69-1942). Первые попытки выделения семантических полей были предприняты при создании идеографических словарей, или тезаурусов — например, у П. Роже. Сам термин «семантическое поле» начал активно употребляться после выхода в свет работ Й. Трира и Г. Ипсена. Такое представление лексической системы является в первую очередь лингвистической гипотезой, а не аксиомой, поэтому часто используется как метод проведения языкового исследования, а не как его цель.

«Понятие «поле» абсолютно по своей принципиальной структуре и вместе с тем относительно в непосредственном анализе лексики, т.е обычно

ограничено определённой исследовательской задачей. Собственно говоря, всю лексику можно представить в виде иерархии семантических полей разного ранга, в виде структуры тезауруса: большие семантические сферы лексики делятся на классы, классы — на подклассы и т.д. вплоть до элементарных семантических микрополей. Элементарным семантическим микрополем является лексико-семантическая группа (ЛСГ) — относительно замкнутый ряд лексических единиц одной части речи, объединённых архисемой более конкретного содержания и иерархически более низкого порядка, чем архисема поля. Так, в большом по своему объёму СП человек можно, например, выделить ЛСГ, характеризующее различные стороны интеллектуальной деятельности человека: ЛСГ 1 (ум, разум, мышление, мысль, понятие, суждение, рассуждение, умозаключение, анализ, понимание…), ЛСГ 2 (думать, мыслить, рассуждать, судить, вдумываться, вникать, умозаключать, анализировать, понимать, постигать…), ЛСГ 3 (умный, разумный, мудрый, понятливый, толковый, думающий, рассудительный, смышленый, смекалистый…

Важнейшим структурирующим отношением элементов в семантическом поле является гипонимия — его иерархическая система, основанная на родовидовых отношениях. В основе гипонимии лежит отношение несовместимости — свойство семантически однородных лексических единиц, соотносящихся с понятиями, объёмы которых не пересекаются. Гипонимия представляет собой включение единиц в соответствующие видовым понятиям, выступают как гипонимы по отношению к слову, соотносящемуся с родовым понятием, — их гиперониму, и как согипонимы по отношению друг к другу.

В семантическое поле как таковое входят слова разных частей речи. Поэтому единицам поля свойственны не только 1) синтагматические и 2) парадигматические, но и 3) ассоциативно-деривационные отношения.

Единицы СП могут входить во все типы семантических категориальных отношений. Так, прилагательное высокий как член одной их

ЛСГ СП человек входит в отношения гипонимии (высокий рост), синонимии (высокий, рослый, длинный, долговязый), антонимии (высокий — низкий), конверсии (Иван ниже Петра — Пётр ниже Ивана), словообразовательной деривации (высокий — высокоотдалённый, высота), полисемии (высокий урожай, высокая награда, высокий стиль, высокое качество…). Ассоциативно-деривационные отношения полисемии характеризуют связь данной ЛСГ с другими поля человек и смежными полями. Разумеется, не каждое слово поля входит по своей природе в любое из указанных семантических отношений» [45, с. 232-233].

Для семантического поля определяется, как уже сказано, некий конструирующий его смысл, т.е. смысл общий для всех слов данного поля, который и называется интегральным семантическим признаком. Его можно считать конструирующим, так как, по существу, именно этот признак и задаёт семантическое поле. В состав данного семантического поля в принципе должны быть включены все слова, которые обладают данным смыслом, т.е. включают его в своё толкование. Впрочем, на практике исследователь может прибегать к различным ограничениям или, например, задавать поле путём списка слов, в него не входящих.

«Кроме того, для семантического поля следует задать дифференциальные признаки. Как правило, под дифференциальными признаками понимаются те смыслы, которые присущи лишь части слов и с помощью которых значения слов данного семантического поля могут быть различены. При описании семантических противопоставлений в рамках поля удобно использовать семантические компоненты, описанные выше, в частности бинарные их признаки. Иногда, таким образом, действительно речь идёт о признаках в строгом смысле слова, принимающих те или иные значения. Минимальным описанием поля будет такой набор признаков, при котором различены все слова. Иначе говоря, семантика слов описана с точностью до их различения» [8, с. 132].

1.2. Структура тематического поля «творчество» в художественной речиД. Самойлова

При изучении системных отношений между словами в последние десятилетия были предложены различные теоретические концепции, применялись разнообразные методологические подходы. Одним из наиболее эффективных способов классификации лексического состава большинство лингвистов справедливо считают выделение в лексике различных словесных группировок и на основе этого — представление лексики языка в виде системы.

Остановимся подробнее на специфике тематического поля «Творчество» в художественной речи Д. Самойлова. Определив поле творчества как комплексное поле, мы поставили своей целью — выявить и классифицировать лексические единицы, связанные с обозначением творчества — определить отношения между элементами полевой структуры.

Структура семантического поля «Творчество» в поэзии Д.Самойлова:

1)ЛСГ) «Автор»: мастер, поэт, писатель, Алеко [19, с. 44], ученик [19, с. 64], герой [19, с. 65], трубач [19, с. 67], художник, талант, Шуберт, Дант, Гайдн, Мастер, Певец, Ленивец, Глазков скрипач, Пестель, Пушкин, Лермонтов, Саврасов [19, с. 18].

Из этого ряда ЛСВ можно выделить подгруппу слов, характеризующих автора (творца) по виду деятельности (творчества): поэт, художник, скрипач, трубач.

В этой ЛСГ выделяется подгруппа со значением «Реальные авторы»:

поэт (писатель): Державин, Крылов, Карамзин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Чехов, Блок, Северянин, Хлебников, Ахматова, Маяковский, Пастернак, Цветаева, Заболоцкий, Тарковский, Слуцкий,

Высоцкий, Соколов, Гомер, Гесиод, Феокрит, Данте, Петрарка, Свифт, Диккенс, Кафка.

A) Мастер /А что такое мастер? / Тот, кто от всех отличен / Своею сивой мастью, /Походкой и обличьем.

Б) Приходите, юные таланты! /Говорите нам светло и ясно! / Что вам — славы пёстрые заплаты! / Что вам — низких истин постоянство!

B) Ах, наверное, Анна Андреевна, / Вы вовсе не правы./Не из сора родятся стихи, / А из горькой отравы,

Музыкант (композитор): Моцарт, Гайдн, Шуберт, Глюк, Рихтер.

А):И глядел веселым оком /На людей I Композитор Моцарт Вольфганг / Амадей.

Б) Уходят наши дни и задувают свечи, /Как музыканты Гайдна.

В) Правда ль, нелепый / Маленький Шуберт, / Музыка — лекарь? / Музыка губит.

Г) Шуберт Франц не сочиняет -/ Как поется, так поет. / Он себя не подчиняет, / Он себя не продает.

Художник: Саврасов, Брейгель.

2) ЛСГг «Виды искусства (творчества)» (искусство — творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах).

Искусство: искусство [19, 65], театральные каноны.

Стройный мост из железа ажурного, / Застеклённый осколками неба лазурного. / Попробуй вынь его / Из неба синего — / Станет голо и пусто. / Это и есть искусство.

Виды искусства: поэзия [19, с. 65], живопись [19, с. 40], ремесло [19, с. 45]:

И понял я, что мало стою,/ Поскольку счастье ремесла Не совместимо с суетою.

Не из сора родятся стихи,/А из горькой отравы,/ А из горькой и жгучей,/ Которая корчит и травит./ И погубит./ И только травинку /Для строчки оставит.

Литература: поэзия [19, с. 41], проза [19, с. 11], стихи [19, с. 11], рассказ [19, с. 12], драма [19, с. 35], монолог [19, с. 35],стиль [19, с. 37], отрои [19, с. 37], трагедии [19, с. 90],рифма, слово.

Сберегите нас от серой прозы, / От всего, что сбило и затёрло. / И пускай бесстрашно льются слёзы / Умиленья, зависти, восторга!

Я сделал вновь поэзию игрой / В своем кругу. Веселой и серьезной / Игрой — вязальной спицею, иглой/ Или на окнах росписью морозной.

Мое единственное достояние / — Русская речь. / Нет ничего дороже, Чем фраза, / Так облегающая мысль, /Как будто это / Одно и то же.

Поэзия — служанка праха./ Не может стих перебороть,/ тщеславья, зависти и страха [19, с. 47].

Музыка: музыка, симфония [19, с. 34], песня [19, с. 35], пенье [19, с. 44], трубачи, композитор, скрипка [19, с. 31], /лът [19, с. 31], гармошка, мелодия контрабас, пиано, пианиссимо, форте, аллегро, престо гитара, тарелки, барабан.

А) Она как скрипка на моем плече. / И я ее, подобно скрипачу, / К себе рукою прижимаю. /И волосы струятся по плечу, /Как музыка немая. Б) Грохочут тарелки, /Гремит барабан,

Живопись: картина [19, с 50], пейзаж [19, с. 81], портрет [19, с. 81], икона, графика [19, с 20], гравюра [19 с. 20].

Культурное учреждение: зал [19, с. 35], дворик Мицкевича [19, с 20], дом-музей [19, с 20], цирк [19, с. 20], кино [ 19, с. 20], храм [19. с. 20].

Выводы по главе 1

Одним из центральных вопросов лингвистики является вопрос о системности языка, которая проявляется в совокупности элементов, связанных внутренними отношениями. Взгляд на лексику как на систему

оформился в теорию семантического поля, или лексико-семантических группировок. Лексические единицы включаются в определённое семантическое поле (СП) на основании того, что они содержат объединяющую их архисему.

Понятие «поле» абсолютно по своей принципиальной структуре и вместе с тем относительно в непосредственном анализе лексики, т.е. обычно ограничено определённой исследовательской задачей.

В данной главе мы выделили основные семантические поля «Творчество», из которых главными можно считать следующие поля: автор, искусство, виды искусства, литература, музыка, культурное учреждение, живопись.

ГЛАВА 2

1984 by George Orwell, Part 1: Crash Course Literature 401


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: