Практическое занятие № 3-4. грамматика

Вопросы:

  1. Грамматика. Грамматические категории языка, их типы.
  2. Грамматическое значение.
  3. Способы выражения грамматических значений в языках мира.
  4. Морфология. Части речи, принципы их классификации.
  5. Особенности системы частей речи в изучаемом иностранном языке по сравнению с русским.
  6. Формирование частей речи в истории языка. Древние и новые части речи в русском и других языках.
  7. Синтаксис. Основные понятия. Направления и методы синтаксических исследований.
  8. Исторические изменения в грамматическом строе языков (в области частей речи, в области грамматических категорий, в морфемной структуре слова: опрощение, переразложение) — конспект.
  9. Типологическая классификация языков.

Примерные темы сообщений(оценивается наличие плана, подготовленных вопросов для обсуждения в аудитории, списка литературы (не менее трех источников), владение терминологией; выступление – 7-10 мин.):

I. По теме «Грамматика»:

1. Грамматика и логика. Грамматические и логические категории.

2. История учения о частях речи.

3. Проблемы частей речи в различных языках.

II. Общие:

  1. Основные закономерности развития языков.
  2. Проблемы языковой политики на современном этапе.
  3. Герменевтика и проблемы понимания.
  4. Синхрония и диахрония в языкознании.

Конспекты:

  1. Современная структура знаний о языке.
  2. Методы современного языкознания.

Задания:

  1. Рассмотрите грамматическую категорию числа имени существительного (возможно проведение сравнительного анализа грамматической категории на выбор) в русском и изучаемом иностранном языке:

а) раскройте грамматическое значение единственного и множественного числа;

б) перечислите все возможные способы выражения ед. и мн. числа сначала в русском языке, затем в изучаемом иностранном языке;

в) сделайте вывод о чертах сходства и различия.

2. Охарактеризуйте одну из грамматических категорий имени существительного, имени прилагательного и глагола в соответствии с типами грамматических категорий.

3. По Словарю лингвистических терминов О.С. Ахмановой или по Лингвистическому энциклопедическому словарю проверьте правильность понимания Вами следующих терминов: агглютинация, аналитизм, внутренняя флексия, сингармонизм, супплетивизм.

Литература:

Вопросы грамматики. – М.; Л., 1960.

Из трудов А.А. Шахматова по современному русскому языку (учение о частях речи). – М., 1952.

Общее языкознание / Под общ. Ред. А.Е. Супруна. – Минск, 1983.

Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 2005.

Рождественский Ю.В. Курс лекций по языкознанию: Учебное пособие. – М., 2002.

Русская грамматика: в 2 ч. – М., 1980.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975.

+ Дополнительное задание

Примерные вопросы для контрольной работы

  • Происхождение языка
  • Сравнительно-исторический метод в языкознании
  • Генеалогическая классификация языков
  • Язык и речь
  • Язык как знаковая система
  • Уровневая модель языковой структуры
  • Парадигматические и синтагматические отношения в языке
  • Синхрония и диахрония в языкознании
  • Фонема. Определение фонемы с позиций разных фонологических школ (МФШ и ЛФШ/СПбФШ).
  • Основные проблемы лексикологии
  • Грамматические категории
  • Способы выражения грамматических значений в языках мира
  • Исторические изменения в грамматическом строе языков
  • Типологическая классификация языков
  • Основные методы в языкознании
  • Основные понятия теории текста
  • Герменевтика и проблемы понимания

Примерные вопросы для контрольной работы

  • Происхождение языка
  • Сравнительно-исторический метод в языкознании
  • Генеалогическая классификация языков
  • Язык и речь
  • Язык как знаковая система
  • Уровневая модель языковой структуры
  • Парадигматические и синтагматические отношения в языке
  • Синхрония и диахрония в языкознании
  • Фонема. Определение фонемы с позиций разных фонологических школ (МФШ и ЛФШ/СПбФШ).
  • Основные проблемы лексикологии
  • Грамматические категории
  • Способы выражения грамматических значений в языках мира
  • Исторические изменения в грамматическом строе языков
  • Типологическая классификация языков
  • Основные методы в языкознании
  • Основные понятия теории текста
  • Герменевтика и проблемы понимания

Примерные вопросы для контрольной работы

  • Происхождение языка
  • Сравнительно-исторический метод в языкознании
  • Генеалогическая классификация языков
  • Язык и речь
  • Язык как знаковая система
  • Уровневая модель языковой структуры
  • Парадигматические и синтагматические отношения в языке
  • Синхрония и диахрония в языкознании
  • Фонема. Определение фонемы с позиций разных фонологических школ (МФШ и ЛФШ/СПбФШ).
  • Основные проблемы лексикологии
  • Грамматические категории
  • Способы выражения грамматических значений в языках мира
  • Исторические изменения в грамматическом строе языков
  • Типологическая классификация языков
  • Основные методы в языкознании
  • Основные понятия теории текста
  • Герменевтика и проблемы понимания

Упражнения английский язык 4 класс


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: