Предмет, задачи и основные проблемы психологии искусства

Предмет психологии искусства — свойства и состояния личности, обусловливающие создание, восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Психология искусства занимается изучением: проблем художественного творчества и личности художника; восприятия художественных произведений; особенностей структуры художественных произведений.

Основные проблемы психологии искусства:

1. Изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей.

2. Анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей).

3. Воздействие искусства на ценностные ориентации и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения.

К специфической проблематике психологии художественного творчества относятся:

1. Исследование роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной активности.

2. Определение индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества (способностей, одаренности, таланта, гениальности и пр.).

3. Изучение особенностей социальной фацилитации[6] — влияний, оказываемых на личность творческим коллективом.

4. Определение факторов, способных стимулировать творческую активность, — групповой дискуссии, мозговой атаки, некоторых психофармакологических средств, и пр.

Обозначим важнейшие положения психологии художественного творчества:

  • понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества;
  • всякое понимание есть «непонимание» и предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека;
  • мысль не передается, а только возбуждается через слово;
  • жизнь каждого поэтического сюжета образа и прочее состоит в его использовании.

Все формы творческой активности художника, в конечном счете, подчинены целям одного типа — созданию произведений искусства, предвосхищению возможных действий, которые призваны привести к этому результату.

По мнению О.А.Кривцуна[7] в психологии художественного творчества исследуется:

1. Роль осознанных и неосознаваемых мотивов:

  • мотивация деятельности художника выступает как сложная динамичная самоподкрепляющая система;
  • комплекс восприятия, мышления, поведения стимулируется целями творчества как высшими в иерархии побудительных мотивов его личности;
  • мотивы творчества художника по существу не наблюдаемы и представлены через такие понятия, как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление;
  • творческий процесс оказывается мотивированным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным намерением художника.

2. Природа и сфера действий интенции творческой личности:

  • интенция любого художника проявляется как внутренняя предрасположенность к определенным темам, способам художественной выразительности, характерным языковым и композиционным приемам;
  • интенция выступает регулятором, ориентирующим разных художников на разработку соответствующих их дарованию тем и жанров;
  • интенциональность творческого сознания художника позволяет смотреть на себя как на своеобразный словарь, в котором предуготовлены главные темы и способы претворения.

3. Переживание и его художественное воссоздание:

  • вдохновение и мастерство, внутренняя потребность творчества, художественное чутье оказываются сильнее многих факторов, оказывающих давление на художника;
  • гений (по Канту) мыслит собственную деятельность в качестве свободной и органичной, побуждающей относиться к своей интуиции с доверием, задавать тональность ситуации;
  • в процессе художественного переживания художник достигает не только ослабления внешней реальности, но и укрепления воображаемого мира — живого, динамичного, самодостаточного — как не менее важной реальности;
  • работа художника по перестройке своего психологического мира направлена не столько на установление смыслового соответствия между событием и бытием, сколько на достижение соответствия между новым замыслов и его художественным претворением;
  • одной из главных проблем психологии искусства является проблема переживания и его художественного воссоздания, так как сильное переживание препятствует продуктивной творческой деятельности, а для воссоздания художественной заразительности необходимо увидеть переживание со стороны и найти максимально выразительные краски.

4. Представления о необходимости наличия биологических (психофизиологических, нейродинамических и т.д.) предпосылок художественной одаренности, творческой деятельности (Ауэрбах, Тандлер):

  • взаимодействие механизмов возбуждения и торможения, их влияние на процессы художественного творчества;
  • соотношение сил возбуждения и торможения, определяющих успешность осуществления творческого акта;
  • длительная поддержка возбуждения (творческая доминанта) необходимая для рождения произведения.

По мере формирования профессионально-художественных доминант человек начинает замечать такие стороны природного и художественного мира, которые до этого были ему недоступны. Особая проблема психологии творчества — проблема изношенности и истощенности психики в результате продолжительных творческих усилий.

Б.Г.Ананьев[8] определил задачи психологии искусства, которая призвана:

  • установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности;
  • раскрыть механизмы становления личности человека-творца;
  • проанализировать различные формы воздействия искусства на человека.

Б.Г.Ананьев отмечает, что проблема взаимодействия, интеграции искусств имеет самое непосредственное отношение к психологии искусств и соответствует природе человеческой личности, так как художественная одаренность предполагает готовность человека к разным видам художественной деятельности. Ни культура, ни жанр, ни направление в искусстве не влияют на многостороннее развитие таланта. Это в первую очередь связано с природой человека, с историей его развития.

Психология. Понятие, предмет, объект и методы психологии


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: