Москва
1. Введение. Причины концертного волнения и способы борьбы с ними.
2. Психологические процессы в пении.
3. Концертное выступление как итоговая деятельность певца.
4. Подготовка музыканта-исполнителя (певца) к концертному выступлению.
5. Способы избежать волнения и укрепить уверенность в себе при публичном выступлении.
6. Негативные факторы, способствующие стрессу в ситуации концертного выступления.
7. Заключение.
8. Список литературы и интернет-источников
Введение.Причины концертного волнения и способы борьбы с ними.
Каждый исполнитель должен знать о причинах вызывающих эстрадное волнение, и уметь бороться с ними.
Существует целый ряд причин, вызывающих боязнь концертных выступлений: непривычная обстановка, недостаточная техническая оснащенность, неудачно подобранный репертуар, неуверенность в своих силах, неправильное психическое воздействие на ученика со стороны педагога и окружающих.
Остановимся на последнем, так как считаю – воспитание у ученика чувства и ответственности
Что должен сделать педагог, чтобы воспитать у ученика хорошее эстрадное самочувствие? Как и когда должно происходить его знакомство со сценой? Опытные педагоги и психологи считают, что приучать ребенка к сцене нужно как можно раньше, с первых шагов обучения. Известно, в детском возрасте формируются качества будущей личности музыканта– исполнителя. И очень важно не упустить это время, когда психика ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций, что является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры, удовольствия от общения со слушателями.
Очень важно для дальнейшего развития ученика, чтобы самые первые его выступления были удачными. Большое значение для ученика имеет выбор программы и технические способности. Но даже менее удачное выступление не должно вызывать отрицательную реакцию у педагога на ученика. И со временем должна сформироваться вера в свои силы и желание общения с публикой. Именно это является важным в дальнейших успехах и формировании музыканта-исполнителя.
Психологические процессы в пении.
Успех в пении также обусловлен внимательностью. “Лучше петь двадцать минут внимательно, чем два часа невнимательно”, – говорила известная певица и педагог Полина Виардо. Внимательное отношение обеспечивает хорошее запоминание материала, успешное развитие новых координаций. Внимательность нужна всегда – и при пении упражнений, и при пении музыкальных упражнений.
На начальных занятиях нужно сосредоточивать внимание на технике пения для выработки и укрепления необходимых координаций, затем центр внимания нужно перенести на выполнение творческой задачи.
Память – это свойство психики, выражающееся в запоминании. Память отличается большими индивидуальными особенностями. Память нужно развивать. Она бывает двух основных типов: образная и логическая. Нужно знать достоинства и недостатки своей памяти, чтобы добиться гармонического развития обоих тип с преимущественным развитием той, которая нужна для пения – музыкальной, слуховой и двигательной.
Основным приемом запоминания является повторение. Чтобы повторение сделать максимально эффективным, нужно привлечь к нему мышление, сознание. В вокальном произведении текст как словесный, так и музыкальный нужно обязательно подвергнуть подробному анализу, осмыслить. В запоминании большую роль играет количество и качество материала, который следует выучить. Короткое произведение можно учить целиком, большое же произведение целесообразно заучивать по частям. Важно сразу же правильно разбирать произведение, чтобы не запоминать ошибок.
Воображение – особая форма психической деятельности, заключающаяся в создании новых образов, представлений и идей. Под творческим воображением поднимается создание новых образов. Для певца необходимы яркие внутренние видения того, что он исполняет, нужна способность легко вообразить себе любую ситуацию. Пение не должно быть формальным, в нем должно быть ясное, яркое представление о ситуации, которую нужно выразить.
Переживания. Музыку часто называют языком чувств. Чувство или эмоция – это переживание человеком своего отношения к окружающей действительности. Эмоции человека, возникающие во время занятий, влияют на пение. Необходимо поддерживать в себе чувство радости, удовольствия, возникающие от пения. От этого пение удается лучше. При исполнении произведения степень эмоционального захвата не должна переходить определенных границ. Она не должна мешать правильному звуковедению и звукообразованию. На активность эмоциональных переживаний влияют индивидуальные особенности нервной системы певца, степень подготовленности к выступлению, знание репертуара, здоровье голоса, величина и квалифицированность аудитории, чувство ответственности, партнеры на сцене и многие другие факторы.
Настроение и воля. В хорошем настроении человек чувствует бодрость, энергию, ему все удается, плохое же настроение, упадок энергии ведет к неудаче. Поэтому певец должен стремиться к такой организации жизни, чтобы быть в жизнерадостном, бодром настроении. Этому способствует режим дня, физическая культура, наличие глубокого. Устойчивого интереса к своей деятельности и успешность ее выполнения.
Воля – это способность сознательно, планомерно и неотступно действовать для достижения поставленных задач. Успех в любом виде деятельности связан с волей человека. Мало хотеть, желать, понимать, что это нужно, рассуждать и принимать решения. Важно решать поставленные задачи и выполнять принятые решения. Если в занятиях воля распущена, внимание не сконцентрировано на достижении поставленной цели совершенствования вокала, – пение не будет улучшаться.