Закон памяти | Практические приемы реализации |
Закон интереса | Интересное запоминается легче |
Закон осмысления | Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится |
Закон установки | Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче |
Закон действия | Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше |
Закон контекста | При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше |
Закон торможения | При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой |
Закон края | Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце текста или лекции |
Закон повторения | Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз |
Закон незавершенности | Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. |
Особое значение для запоминания информации имеет повторение – сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения нового (для студента – учебного или научного) материала, которые также имеют свои психологические особенности. Так, запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непрерывно, а разделяются определенными промежутками времени, подчиняющимися психологическому закону «кривой забывания» Г. Эббингауза. Согласно этому закону, при отсутствии повторения в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % изученного, далее процесс забывания идет медленнее, и через 6 дней в памяти остается около 20 % общего объема первоначально полученных сведений.
Чтобы сократить процент таких «потерь», психологи советуют организовать периодическое самостоятельное повторение изученного материала, как минимум, четыре раза по следующей методике: первое повторение – сразу по окончании чтения; второе повторение – через 20 минут после первого повторения; третье повторение – через 8 часов после второго; четвертое повторение – через 24 часа после третьего. В этом случае через шесть дней после двукратного повторения в памяти сохраняется 35 % первоначальной информации, при трехкратном повторении – 65 %, а при четырехкратном – 90 % вновь полученных данных. Как представляется, подобный психологический феномен человеческой памяти может очень заинтересовать студентов, особенно в период зачетно-экзаменационной сессии. Пользуясь данной методикой, им будет совершенно ненужно заучивать материал учебника или лекций непосредственно перед экзаменом, достаточно будет несколько раз повторить, последовательно готовясь к практическим занятиям в течение сессии. При этом следует помнить, что осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания, и это доказано экспериментальным путем.
Организуя свою учебную деятельность в рамках семестра, студент должен учитывать еще одно прикладное последствие психологического закона «кривой забывания»: за первые 5 дней забывается больше, чем за последующие 15 дней. Поэтому надо повторять ранее выученное не накануне зачета или экзамена, когда оно уже практически позабыто в силу физиологических причин, а пока процесс забывания еще не начался, т.е. вечером после занятий и на следующий день. Ведь чтобы предотвратить забывание, вполне бывает достаточно только беглого повторения, а чтобы восстановить в памяти забытое, нужна большая интеллектуальная работа, что делает умственную работу малопродуктивной и неэффективной.
Психогигиена мышления
Современная наука не сформулировала точного и однозначного определения мышления, что особо ярко проявляется в разнице смысловых дефиниций этого понятия в психологии и философии. Тем не менее, выделены общие качественные проявления мышления, это – образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений и выводов новых суждений и умозаключений, позволяющих получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть человеком восприняты непосредственно.
Мышление (с точки зрения психологии) – высшая форма активного отражения индивидом объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании человеком существенных связей и отношений вещей, процессов и явлений. Оно эволюционно возникает у людей в процессе общественно-производственной деятельности и протекает преимущественно в форме понятий и категорий, в которых обобщен и закреплен социально-исторический опыт человечества. Тем самым оно неизмеримо расширяет познавательные возможности человека, повышает его интеллект, позволяя проникать в закономерности общества, природы и самого человека и даже его мышления, задействуя при этом иные функции познания.
Мышление представляет собой общественный продукт по особенностям возникновения, способу функционирования и результатам. Это объясняется тем, что мышление существует в неразрывной связи с речевой и трудовой деятельностью, свойственной лишь человеческому обществу. Овладевая языком, понятиями, логикой, которые являются продуктами развития общественно-исторической практики, человек начинает мыслить. Вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов познавательной деятельности субъективное мышление существовать не может. В процессе эволюции результаты индивидуальной познавательно-практической деятельности человека, закрепляясь в языковых формах, передавались посредством речевого общения от одного поколения к другому, входили в систему знаний, субъектом которых являлось общество. При этом возникали условия для перехода отдельных звеньев внешнепредметной деятельности во внутренний речевой план сознания, в результате чего исходные чувственные данные и практические действия опосредовались все более сложным рядом мыслительных процессов, которые и составили основу целостной интеллектуальной деятельности – мышления.
Мышление, являясь одним из процессов познавательной деятельности, от всех прочих отличается тем, что осуществляется не на основе интегральных образов или функциональных систем поведенческих условных рефлексов, а на основе языковых средств, для каждого конкретного человека образующих его индивидуальный словарный запас или лексикон. В системе языка за каждым словом исторически закрепилось определенное значение или совокупность значений, социально одобренных и в силу этого обстоятельства общеупотребимых и общепонятных. Значение каждого слова – это всегда обобщение, получившее в ходе цивилизационного процесса общественное одобрение и закрепление. Именно через слово человек впервые узнает о том, что никогда не видел, а возможно, и никогда не увидит (например, говоря «баобаб» или «секвойя», мы представляем себе исполинские деревья, хотя сами мы их никогда не видели, поскольку они растут в Африке и Северной Америке, но знаем об их существовании по описаниям в литературных произведениях или по фотографиям в учебниках). Вполне очевидно, чем шире словарный запас человека, тем большим количеством образов и понятий он может оперировать в процессе мышления, следовательно, тем выше его субъективное интеллектуальное развитие.
Язык, устная и письменная речь – это форма и орудие мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, и не важно – устно или письменно, индивид непроизвольно способствует собственной мыслительной деятельности. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому лицу часто требует ее дополнительного и более тщательного продумывания, и в этих случаях нередко становится ясно, что многое, ранее казавшееся субъективно ясным и понятным, нуждается в уточнении, более глубоком и тщательном обдумывании. Подбор слов и выражений, необходимых для сообщения мысли, зачастую побуждает вдумываться в детали, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания. Проговаривание мысли вслух (для «аудиалов») или ее написание (для «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов») часто является лучшим способом уяснить собственную мысль, до конца продумать и понять ее содержание.
Этот несложный прием можно рекомендовать студентам для самоподготовки к практическим занятиям, особенно для подготовки выступления на семинарских занятиях или при написании учебных работ. При этом следует помнить, что психическая перекодировка (написание или произнесение) мысли означает ее переход в качественно иной вид информации: до этого она являлась продуктом индивидуального мышления, а после – объективной реальностью мира, воспринятой с помощью органов чувств. В результате происходит самоотражение мысли, и, как следствие, задействуются (возбуждаются) все нейрофизиологические и психические процессы познания, интенсивность мозговой деятельности увеличивается, а сам процесс мышления – ускоряются.
Результатом всякого законченного познавательного действия является формирование у индивида определенного рода конкретных понятий в исследуемой им области, которые в совокупности образуют его понятийный аппарат, выраженный словесно-логически или вербально.
Каждое понятие всегда обозначается словом, которое представляет собой чувственную для индивида и материальную для социума оболочку каждого конкретного понятия, т.к. субъективные ощущения вследствие использования определенного понятия в разных людей индивидуальны (например, понятие «бормашина» для кого-то ассоциируется с рабочим местом, но для большинства – с внутренним трепетом перед посещением стоматолога). Следовательно, каждое понятие несет не только интеллектуальную, но и субъективную эмоциональную окраску. Эмоциональное восприятие понятия представляет собой след чувственного познания человеком того предмета или явления действительности, которое он этим понятием определяет.
Большинство известных человеку понятий усваивается им в готовом виде от других людей в процессе индивидуальной социализации, общего и профессионального обучения, повышения квалификации или переподготовки. Все поколения людей большую часть понятий получали от своих предшественников, усваивали их, углубляли, уточняли, обогащали и на основе уже своего опыта и знаний создавали новые понятия о тех предметах и явлениях, о которых их предки еще не имели представления.
Применительно к индивиду восприятие понятия представляет собой субъективное освоение уже готового, ранее сформулированного кем-то и социально одобренного теоретического или эмпирического знания, а обучение и его разновидность – профессиональное образование есть ни что иное как процесс ускоренного прохождения конкретным индивидом всего пути интеллектуального развития человеческой цивилизации. В этом и состоит принципиальная разница между знанием и информацией: знание – иерархическая система понятий, информация – совокупность индивидуальных отражений о предметах и явлениях действительности (материальной и умозрительной).
Все научные понятия существуют и воспринимаются человеческим созданием, осмысливаются и запоминаются в виде терминов. Термин – слово или словосочетание, точно и однозначно именующее понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы, в рамках которой служат специализирующими и ограничительными обозначениями характерных для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.
Термины существуют в рамках определенной терминологии, т.е. входят в конкретную лексическую систему языка, но лишь через посредство конкретной терминологической системы, а поэтому от слов общего или литературного языка они отличаются тем, что не связаны с контекстом, существуют и употребляются вне его. В пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть однозначным, систематичным, стилистически нейтральным, хотя вне определенной терминологической системы конкретной науки может иметь множество дополнительных значений (например, понятием «конституция» в юриспруденции обозначают высший закон государства с республиканской формой правления, а в медицине – особенности анатомического строения тела конкретного человека).
В процессе приобретения профессионального образования каждый студент в области своей будущей трудовой деятельности формирует у себя терминологический аппарат – совокупность понятий, необходимых ему для выполнения избранной производственной или управленческой функции. Следовательно, чем шире у него будет специальный словарный запас, тем большее количество профессиональных понятий студент сможет осмыслить и логически увязать между собой, тем выше будет уровень теоретического освоения им будущей профессии.
Психогигиена процессов мышления, неразрывно связанная с психогигиеной памяти, заключается в использовании студентом буквально с первых дней занятий в вузе или изучения какой-либо специальной дисциплины в своей учебной деятельности терминологии соответствующей области знания. Тем самым он будет приучаться не только запоминать смысл понятий специальной лексики и использовать ее в общении с преподавателями и однокурсниками во время учебных занятий, но и приучать свое мышление оперировать терминами и категориями, имеющими однозначное смысловое значение, формируя профессионально ориентированный стиль мышления. В последствии обретение данного навыка будет способствовать минимизации затрат времени и энергии на успешное осуществление любой учебной и производственной деятельности.