Основные психологические законы памяти

Закон памяти Практические приемы реализации
Закон интереса Интересное запоминается легче
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце текста или лекции
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз
Закон незавершенности Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Особое значение для запоминания информации имеет повторение – сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения нового (для студента – учебного или научного) материала, которые также имеют свои психологические особенности. Так, запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непрерывно, а разделяются определенными промежутками времени, подчиняющимися психологическому закону «кривой забывания» Г. Эббингауза. Согласно этому закону, при отсутствии повторения в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % изученного, далее процесс забывания идет медленнее, и через 6 дней в памяти остается около 20 % общего объема первоначально полученных сведений.

Чтобы сократить процент таких «потерь», психологи советуют организовать периодическое самостоятельное повторение изученного материала, как минимум, четыре раза по следующей методике: первое повторение – сразу по окончании чтения; второе повторение – через 20 минут после первого повторения; третье повторение – через 8 часов после второго; четвертое повторение – через 24 часа после третьего. В этом случае через шесть дней после двукратного повторения в памяти сохраняется 35 % первоначальной информации, при трехкратном повторении – 65 %, а при четырехкратном – 90 % вновь полученных данных. Как представляется, подобный психологический феномен человеческой памяти может очень заинтересовать студентов, особенно в период зачетно-экзаменационной сессии. Пользуясь данной методикой, им будет совершенно ненужно заучивать материал учебника или лекций непосредственно перед экзаменом, достаточно будет несколько раз повторить, последовательно готовясь к практическим занятиям в течение сессии. При этом следует помнить, что осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания, и это доказано экспериментальным путем.

Организуя свою учебную деятельность в рамках семестра, студент должен учитывать еще одно прикладное последствие психологического закона «кривой забывания»: за первые 5 дней забывается больше, чем за последующие 15 дней. Поэтому надо повторять ранее выученное не накануне зачета или экзамена, когда оно уже практически позабыто в силу физиологических причин, а пока процесс забывания еще не начался, т.е. вечером после занятий и на следующий день. Ведь чтобы предотвратить забывание, вполне бывает достаточно только беглого повторения, а чтобы восстановить в памяти забытое, нужна большая интеллектуальная работа, что делает умственную работу малопродуктивной и неэффективной.

Психогигиена мышления

Современная наука не сформулировала точного и однозначного определения мышления, что особо ярко проявляется в разнице смысловых дефиниций этого понятия в психологии и философии. Тем не менее, выделены общие качественные проявления мышления, это – образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений и выводов новых суждений и умозаключений, позволяющих получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть человеком восприняты непосредственно.

Мышление (с точки зрения психологии) – высшая форма активного отражения индивидом объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании человеком существенных связей и отношений вещей, процессов и явлений. Оно эволюционно возникает у людей в процессе общественно-производственной деятельности и протекает преимущественно в форме понятий и категорий, в которых обобщен и закреплен социально-исторический опыт человечества. Тем самым оно неизмеримо расширяет познавательные возможности человека, повышает его интеллект, позволяя проникать в закономерности общества, природы и самого человека и даже его мышления, задействуя при этом иные функции познания.

Мышление представляет собой общественный продукт по особенностям возникновения, способу функционирования и результатам. Это объясняется тем, что мышление существует в неразрывной связи с речевой и трудовой деятельностью, свойственной лишь человеческому обществу. Овладевая языком, понятиями, логикой, которые являются продуктами развития общественно-исторической практики, человек начинает мыслить. Вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов познавательной деятельности субъективное мышление существовать не может. В процессе эволюции результаты индивидуальной познавательно-практической деятельности человека, закрепляясь в языковых формах, передавались посредством речевого общения от одного поколения к другому, входили в систему знаний, субъектом которых являлось общество. При этом возникали условия для перехода отдельных звеньев внешнепредметной деятельности во внутренний речевой план сознания, в результате чего исходные чувственные данные и практические действия опосредовались все более сложным рядом мыслительных процессов, которые и составили основу целостной интеллектуальной деятельности – мышления.

Мышление, являясь одним из процессов познавательной деятельности, от всех прочих отличается тем, что осуществляется не на основе интегральных образов или функциональных систем поведенческих условных рефлексов, а на основе языковых средств, для каждого конкретного человека образующих его индивидуальный словарный запас или лексикон. В системе языка за каждым словом исторически закрепилось определенное значение или совокупность значений, социально одобренных и в силу этого обстоятельства общеупотребимых и общепонятных. Значение каждого слова – это всегда обобщение, получившее в ходе цивилизационного процесса общественное одобрение и закрепление. Именно через слово человек впервые узнает о том, что никогда не видел, а возможно, и никогда не увидит (например, говоря «баобаб» или «секвойя», мы представляем себе исполинские деревья, хотя сами мы их никогда не видели, поскольку они растут в Африке и Северной Америке, но знаем об их существовании по описаниям в литературных произведениях или по фотографиям в учебниках). Вполне очевидно, чем шире словарный запас человека, тем большим количеством образов и понятий он может оперировать в процессе мышления, следовательно, тем выше его субъективное интеллектуальное развитие.

Язык, устная и письменная речь – это форма и орудие мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, и не важно – устно или письменно, индивид непроизвольно способствует собственной мыслительной деятельности. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому лицу часто требует ее дополнительного и более тщательного продумывания, и в этих случаях нередко становится ясно, что многое, ранее казавшееся субъективно ясным и понятным, нуждается в уточнении, более глубоком и тщательном обдумывании. Подбор слов и выражений, необходимых для сообщения мысли, зачастую побуждает вдумываться в детали, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания. Проговаривание мысли вслух (для «аудиалов») или ее написание (для «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов») часто является лучшим способом уяснить собственную мысль, до конца продумать и понять ее содержание.

Этот несложный прием можно рекомендовать студентам для самоподготовки к практическим занятиям, особенно для подготовки выступления на семинарских занятиях или при написании учебных работ. При этом следует помнить, что психическая перекодировка (написание или произнесение) мысли означает ее переход в качественно иной вид информации: до этого она являлась продуктом индивидуального мышления, а после – объективной реальностью мира, воспринятой с помощью органов чувств. В результате происходит самоотражение мысли, и, как следствие, задействуются (возбуждаются) все нейрофизиологические и психические процессы познания, интенсивность мозговой деятельности увеличивается, а сам процесс мышления – ускоряются.

Результатом всякого законченного познавательного действия является формирование у индивида определенного рода конкретных понятий в исследуемой им области, которые в совокупности образуют его понятийный аппарат, выраженный словесно-логически или вербально.

Каждое понятие всегда обозначается словом, которое представляет собой чувственную для индивида и материальную для социума оболочку каждого конкретного понятия, т.к. субъективные ощущения вследствие использования определенного понятия в разных людей индивидуальны (например, понятие «бормашина» для кого-то ассоциируется с рабочим местом, но для большинства – с внутренним трепетом перед посещением стоматолога). Следовательно, каждое понятие несет не только интеллектуальную, но и субъективную эмоциональную окраску. Эмоциональное восприятие понятия представляет собой след чувственного познания человеком того предмета или явления действительности, которое он этим понятием определяет.

Большинство известных человеку понятий усваивается им в готовом виде от других людей в процессе индивидуальной социализации, общего и профессионального обучения, повышения квалификации или переподготовки. Все поколения людей большую часть понятий получали от своих предшественников, усваивали их, углубляли, уточняли, обогащали и на основе уже своего опыта и знаний создавали новые понятия о тех предметах и явлениях, о которых их предки еще не имели представления.

Применительно к индивиду восприятие понятия представляет собой субъективное освоение уже готового, ранее сформулированного кем-то и социально одобренного теоретического или эмпирического знания, а обучение и его разновидность – профессиональное образование есть ни что иное как процесс ускоренного прохождения конкретным индивидом всего пути интеллектуального развития человеческой цивилизации. В этом и состоит принципиальная разница между знанием и информацией: знание – иерархическая система понятий, информация – совокупность индивидуальных отражений о предметах и явлениях действительности (материальной и умозрительной).

Все научные понятия существуют и воспринимаются человеческим созданием, осмысливаются и запоминаются в виде терминов. Термин – слово или словосочетание, точно и однозначно именующее понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы, в рамках которой служат специализирующими и ограничительными обозначениями характерных для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.

Термины существуют в рамках определенной терминологии, т.е. входят в конкретную лексическую систему языка, но лишь через посредство конкретной терминологической системы, а поэтому от слов общего или литературного языка они отличаются тем, что не связаны с контекстом, существуют и употребляются вне его. В пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть однозначным, систематичным, стилистически нейтральным, хотя вне определенной терминологической системы конкретной науки может иметь множество дополнительных значений (например, понятием «конституция» в юриспруденции обозначают высший закон государства с республиканской формой правления, а в медицине – особенности анатомического строения тела конкретного человека).

В процессе приобретения профессионального образования каждый студент в области своей будущей трудовой деятельности формирует у себя терминологический аппарат – совокупность понятий, необходимых ему для выполнения избранной производственной или управленческой функции. Следовательно, чем шире у него будет специальный словарный запас, тем большее количество профессиональных понятий студент сможет осмыслить и логически увязать между собой, тем выше будет уровень теоретического освоения им будущей профессии.

Психогигиена процессов мышления, неразрывно связанная с психогигиеной памяти, заключается в использовании студентом буквально с первых дней занятий в вузе или изучения какой-либо специальной дисциплины в своей учебной деятельности терминологии соответствующей области знания. Тем самым он будет приучаться не только запоминать смысл понятий специальной лексики и использовать ее в общении с преподавателями и однокурсниками во время учебных занятий, но и приучать свое мышление оперировать терминами и категориями, имеющими однозначное смысловое значение, формируя профессионально ориентированный стиль мышления. В последствии обретение данного навыка будет способствовать минимизации затрат времени и энергии на успешное осуществление любой учебной и производственной деятельности.

48 Психология памяти


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: