Психологические композиционные законы

Эти законы мы считываем, и они порождают определенные чувства по поводу рисунка. Любая композиция имеет некую диагональ.

1. Если диагональ читается с левого нижнего угла в правый верхний – это прогресс и развитие. Она идет из прошлого в будущее, вызывает радость и подъем энергии.

2. Если диагональ идет с левого верхнего в правый нижний угол – это порождает регресс и вызывает тревогу.

3. Из правого верхнего в левый нижний – это также регресс, но здесь человек пошел к травматическому опыту. Метафора в том, что человек раскрывается и идет к своему травматическому переживанию. Во втором же случае – он пятится.

4. Если картинка не центрирована, в ней нет центра, она вызывает ощущение хаоса и тревоги.

Когда появляется мандола – это говорит о глубинной работе на бессознательном уровне. При этом процесс самоисцеления пошел и рисунок его отражает. Сознание не должно сюда вмешиваться. Желательно в этот момент отслеживать сны.

Цели Арт-терапии:

1. Выплеск застойной эмоциональной энергии и преодоление страха;

2. Открытие доступа к возможностям выбора;

3. Расширение границ;

4. Получение удовольствия, пробуждение креативности, улучшение жизни.

Задачи Арт-терапии:

1. Исследование творческого начала и его пробуждение;

2. Восстановление подлинности и аутентичности;

3. Возвращение удовольствия в жизнь.

Техника «Автопортрет»

Техника «Автопортрет» — это самопрезентация через рисунок.

Задание: Нарисовать свой автопортрет на листе А-4, пастелью. Не важно, будет это портрет, пейзаж, сцена или еще что-либо.

Обработка: Вопрос для группы: «Какое чувство вызывает рисунок? Что он говорит о человеке, что тот заявляет о себе?». Обратная связь от автора: С чем человек остался, что получил.

Техника подходит для знакомства группы, для семейного консультирования. В индивидуальной работе тоже можно использовать с детьми, например, или со взрослыми, с коммуникативными проблемами и сложностями в проявлении эмоций. Изменяя что-либо в рисунке, мы меняем состояние человека.

Основные понятия Арт-терапии

1. Креативность — уровень творческой одаренности. Здесь нет корреляции с интеллектом, речь идет скорей о способности человека творчески решать задачи. До 5 лет жизни 98% детей имеют высокий уровень креативности; в 10 лет – 30%; в 15 лет – 12%; у взрослых людей 2-3%. Из-за неумения получать удовольствие уровень депрессии у взрослых людей повышен.

2. Аутентичность – способность быть подлинным, естественным, живым. По М. Хайдеггеру, аутентичное бытие – это способность осознавать, что со мной происходит; принятие ответственности за свою жизнь; принятие бытия с теми данностями жизни (свобода, смерть, одиночество, бессмысленность) которые есть; умение этим данностям противостоять. Аутентичный психотерапевт, в процессе терапии, всегда находится «здесь и сейчас», рядом с клиентом. Лучше, чем клиент себя знает, его знать никто не может. Терапевт помогает ему использовать свои ресурсы.

Особенности Арт-терапии

1. Метафоричность. Искусство, как и жизнь – это сплошная метафора. Иногда сложно описать состояние умными словами, значительно легче сделать это через метафору, что под силу любому человеку.

2. Ресурсность. Присутствует процесс игры, который возвращает в детство, создает атмосферу непосредственности.

Упражнение «Совместный рисунок»

Материалы: пастель, лист формата А-1. Группа разбивается на несколько по 3-5 человек. Время проведения 30-40 минут. Во время рисования общаться друг с другом нельзя, рисовать символы, знаки тоже. Название рисунка: «Наш идеальный мир», «Наш город», «Место моей мечты», «Город моей мечты» итд. Техника отлично работает в групповой терапии, для сближения коллектива, в семейной терапии. После того, как группа справилась с заданием, рисунок вывешивается. Вопросы:

1. Какое чувство вызывает рисунок?

2. Есть ли впечатление, что его рисовал один человек?

3. Кто хотел бы в этом городе жить или побывать? Что привлекает?

4. Кто не хочет даже побывать? Почему?

5. Какое бы название Вы дали этому городу?

6. Кто живет в этом городе? Люди, животные, гномы…?

7. В этом городе есть дома? Где живет население?

8. Есть ли на этой картине место, где хотелось бы находиться?

9. Где бы категорически не хотелось находиться?

10. Включите фантазию. Как пахнет этот город, как звучит?

11. Комфортно ли было рисовать участникам группы? Все ли участвовали?

12. Кто и что рисовал?

Вопросы к авторам:

1. Как каждому из Вас было в этой группе? Комфортно? Приятно?

2. Если не комфортно, то что Вы сделали, чтобы это изменить?

3. Кто в качестве кого выступал? Кто первый начал рисовать, кто последний?

4. Вопрос к каждому участнику: «Хотели бы Вы жить в этом городе?»

Композиция и психология восприятия. Андрей Зейгарник


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: