Расширение диапазона раскрытия коммуникативных способностей общающихся

Г.В. Олпорт описал восемь личностных качеств, которые необходимо учитывать для того, чтобы хорошо разбираться в людях:

1. Опыт.

2. Сходство (точнее описывают какую-то черту в другом человеке те, кто сами ей обладают).

3. Интеллект (чем выше интеллект, тем точнее оценка).

4. Глубокое понимание себя.

5. Отстраненность (кто хорошо разбирается в других, менее общительны).

6. Эстетические склонности (часто с необщительностью связаны эстетические склонности).

7. Социальный интеллект («социальный дар»).

8. Сложность (как правило, трудно понять того, кто сложнее и тоньше нас самих).

Кроме того, наблюдая за поведением собеседников, можно выделить несколько наиболее распространенных психологических типов. Это позволит учитывать внешние реакции на происходящее людей каждого такого типа и соответственным образом реагировать на них с тем, чтобы пустить беседу в нужном направлении и добиться от нее больших результатов.

Рассмотрим эти психологические типы собеседников и наиболее целесообразные формы общения с ними.

1. Позитивный человек.

Самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый. С таким собеседником можно спокойно провести беседу и подвести ее итоги. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:

• вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных вопросов;

• следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с его позитивным подходом;

• в спорных и трудных случаях искать поддержку у собеседников этого типа.

2. Вздорный человек.

Этот собеседник часто выходит за рамки беседы. Он нетерпелив, несдержан и возбужден. По отношению к нему следует вести себя следующим образом:

• обсудить с ним спорные вопросы до начала беседы;

• всегда оставаться хладнокровным;

• когда есть возможность, предоставлять другим опровергать его утверждения, а затем отклонять их;

• следить за тем, чтобы (по возможности) при принятии решения учитывались его предложения;

• привлечь его на свою сторону;

• беседовать с ним в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;

• в экстремальных случаях настоять на том, чтобы беседа была приостановлена, а позднее, когда атмосфера станет менее напряженной, продолжить ее.

3. Всезнайка.

Этот собеседник думает, что все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть собственное мнение. Он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться следующих правил:

• посадить его рядом с Позитивным человеком или с собой;

• время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;

• дать ему возможность сформулировать промежуточные заключения;

• при незначительных и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выразить свою точку зрения;

• иногда задавайте вопросы, на которые ответить можете только вы.

4. Болтун.

Этот собеседник часто бестактно и безо всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время.

В общении с ним следует придерживаться следующих правил:

• как и Всезнайку посадить рядом с Позитивным собеседником или с авторитетной личностью;

• когда он начинает отклоняться от темы, его нужно тактично остановить и спросить, в чем он видит связь с предметом беседы.

5. Трусишка.

Для этого типа собеседника характерна неуверенность в публичных выступлениях. Он охотно промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно:

• задавать ему несложные информативные вопросы;

• обращаться к нему с предложением пояснить свое замечание;

• помогать ему формулировать свои мысли;

• решительно пресекать любые попытки насмешек в его адрес;

• обращаться к нему приблизительно так: «Все бы хотели услышать ваше мнение»;

• специально благодарить его за любой вклад в беседу, но делать это тактично.

6. Хладнокровный неприступный собеседник. Такой собеседник замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации беседы.

Все это кажется недостойным его внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:

• заинтересовать его в обмене опытом;

• спросить его примерно так: «Кажется, Вы не совсем согласны с тем, что сейчас было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать почему»;

• в перерывах и паузах беседы выяснить причины такого поведения.

7. Незаинтересованный собеседник.

Тема беседы вообще не интересует такого собеседника. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:

• задавать вопросы информативного характера;

• придавать беседе более интересную и привлекательную форму;

• попытаться выяснить, что интересует лично его.

8. «Важная птица».

Такой собеседник не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Он ведет себя как человек, обладающий большим самомнением. С таким собеседником вы должны вести себя следующим образом:

• нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

• нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное положение с остальными участниками беседы;

• не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц;

• очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод «да — но».

9. Почемучка.

Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Как справиться с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:

• все его вопросы, относящиеся к теме беседы, задавать всем собеседникам, а если он один, то переадресовать вопрос ему самому;

• на вопросы информационного характера отвечать сразу;

• без промедления признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.

Вопросов собеседников бояться не следует, так как они для ведения беседы очень полезны и позволяют:

• Направить процесс передачи информации в русло, соответствующее вашим планам и пожеланиям.

• Перехватить и удержать инициативу в беседе.

• Активизировать собеседника, чтобы от монолога перейти к гораздо более эффективному, с точки зрения передачи информации, диалогу.

• Дать собеседнику проявить себя, показать, что он знает, и самому предоставить нужную вам информацию. Чем же определяется успех в общении? Обычный ответ: знаниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «общий язык», правильно слушать собеседника и многим другим. Все это правильно. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в общении — это сам человек.

Общаясь, мы, прежде всего, используем самого себя. Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами — человеческими личностями. Для этого надо совсем немного… суметь открыть себя другому. (Под открытостью, естественно, понимается вовсе не обрушивание на другого интимных подробностей своей жизни.) Сюда входят, прежде всего, умение открыто выражать свои чувства и переживания, способность быть самим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах другого — желание выглядеть лучше или хуже, чем есть на самом деле, способность подпустить другого как можно ближе к себе. Для общения у нас все уже есть — наша неповторимая личность. Поэтому выражение «научиться общаться» в принципе не совсем верно. Как раз общаться-то мы на самом деле всегда умеем. Наша же проблема совсем в другом. В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открываться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Значит, надо «научиться» убирать всевозможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения.

Время — одно из объективных условий, влияющих на эффективность взаимодействия.

Поэтому временной показатель является одним из ведущих при изучении процесса деятельности и общения. Зарубежные психологи X. Манн, М. Зейглер, X. Осмонд, основываясь на личностных особенностях восприятия времени и на различный тип ориентации во времени (прошлое, настоящее, будущее), предлагают свою классификацию личностей. Отталкиваясь от концепции К. Юнга о четырехмодальном восприятии мира (эмоции, мышление, ощущение, интуиция), они выделили четыре типа личности.

Эмоциональный тип

Время для представителей этого типа циркулирует следующим образом: прошедшее становится настоящим, а затем возвращается в прошлое как воспоминание. Поведенческие реакции определяют личное прошлое. Времена меняются, человек — нет. Людям такого типа кажется, что мир остается таким, каким он был в годы их молодости. Они оценивают события не по результатам, ибо для них только те события значительны, которые могут стать яркими воспоминаниями. Они предпочитают сильные переживания, пусть даже неприятные, слабым, хотя, может быть, и приятным. Все беды берут на себя. Трудно меняют первоначально сложившееся мнение о человеке и все видят с позиции личных отношений.

Мыслительный тип

Эти люди также воспринимают время как идущее из прошлого в будущее, но их прошлое — это не личное, а отвлеченное, историческое. По их мнению, любое действие можно предпринять только после выяснения причин и следствий того или иного события. Такие люди живут в соответствии с принципами. Они придают основное значение преемственности и последовательности. Поэтому они стремятся к тому, чтобы все их поступки органично входили в некую единую концепцию и чтобы возможность случайности была сведена к минимуму.

Быстрота действий им не свойственна. Они предпочитают подумать. Часто бывают бездейственны в кризисных ситуациях, но если кризис продолжается, их способность справиться с такими ситуациями возрастает. Всегда планируют свои действия. Время и план для них — серьезный фактор. Создав свою теорию реальности, эти люди готовы отстаивать ее всеми силами, часто поддерживают свою версию, даже если соотношение сил не соответствует их теории или разрушают ее силой логики.

Ситуативно-сенсорный тип

Люди этого типа воспринимают настоящее во всей полноте и игнорируют прошлый опыт. Хорошо справляются с кризисами, неожиданностями. Не очень задумываются над событиями и реакциями окружающих. Не способны ждать. «Ощущающие» люди не осознают длительности времени, в глубине души не воспринимают его движение, хотя могут понять, что время движется. Только восприятие настоящего для них богато, полно, глубоко. Они движутся от одного момента времени к другому посредством своих действий, а не с течением времени. Невнимательны как к прошлому, так и к будущему. Они предпочитают их вообще не ощущать. Именно это влечет их к постоянной деятельности. Трудно найти человека этого типа, который был бы ленив.

Интуитивный тип

Для человека интуитивного типа настоящее — всего лишь бледная тень, прошлое — туманно. Тот, кто относится к интуитивному типу личности, проводит жизнь, стремясь к горизонту. Он часто производит впечатление человека легкомысленного, непрактичного, нереалистического. Поскольку для «интуитивов» то, что будет, реальнее того, что происходит, они нетерпеливы. Перескакивают с одной деятельности на другую. Не осознают времени. Эти люди вдохновляют других видением будущего. Но при этом не считаются с тем, что другие могут видеть будущее по-другому.

Авторы, данной типологии делают из своих исследований чрезвычайно значительные выводы, полагая, что все социальные конфликты проистекают из различного восприятия реальности и взаимного непонимания. Отсюда рецепт: уметь диагностировать описанные типы личности и, дифференциально подходя, научить каждого индивида понимать людей, не относящихся к его типу, не похожих на него.

Упражнения

Упражнение «Индивидуальная минута»

Цель:

• определение длительности индивидуальной минуты.

Группа разбивается на пары. Один из членов группы будет испытуемым, другой — экспериментатором. Задача первого: считать от одного до шестидесяти равномерно, так, чтобы каждая последующая цифра называлась через одну секунду. Экспериментатор должен засечь с помощью секундомера время, которое понадобится испытуемому на то, чтобы выполнить данное задание. Затем, участники меняются ролями. Таким образом, все участники тренинга узнают, какова длительность их «индивидуальной минуты».

Примечание: в среднем «индивидуальная минута» составляет 58-62 секунды, однако ее длительность сильно варьируется как у разных людей, так и у одного и того же человека в связи с изменением общего состояния. При этом люди с высокими способностями к адаптации в условиях изменения внешней среды и высоких нагрузок (эмоциональных и физических) умеют «растягивать» время. Их «индивидуальная минута» чаще превышает минуту физического времени, колеблясь в среднем в пределах 58-70 секунд, достигая изредка 80-85. Лица с низкими адаптационными способностями ко всякого рода изменениям внешних условий и дополнительным нагрузкам чаще отсчитывают «индивидуальную минуту» ускоренно, и значения ее колеблются в среднем от 37 до 57 секунд.

Эту информацию предоставить участникам тренинга целесообразнее после того, как задание будет выполнено и каждый участник тренинга будет знать, какова длительность его «индивидуальной минуты».

Затем следует провести обсуждение упражнения, при котором обратить внимание на чувства, которые испытывали участники, выполняя его, и то, каким образом, по их мнению, полученная ими информация может быть использована в жизни.

Упражнение «Развитие событий»

Цель:

• исследование различных типов ориентации во времени.

Вариант 1.

Участники группы располагаются по кругу. Каждый получает по листу бумаги. Всем участникам тренинга предлагается выполнить следующее задание: продолжить рассказ (развитие события) во времени, в прошлом, настоящем или будущем, по их выбору. Для работы могут быть предложены самые различные короткие предложения, например: растет гриб. Затем предлагается разделиться по выбору времени на группы: те, кто выбрал описывать событие в настоящем, будущем или прошлом времени. По желанию участников из каждой подгруппы получившиеся рассказы могут быть прочитаны.

Вариант 2.

Всей группе предлагается продолжить данное предложение, развернуть во времени событие. Причем это может быть прошлое, настоящее или будущее время, по выбору участников тренинга. Для начала все должны распределиться по группам, в зависимости от того, какое время им «ближе». Таким образом, должно образоваться три подгруппы: одна группа будет развивать события в прошлом, другая — в настоящем и третья — в будущем. После распределения у всех подгрупп будет по 5 минут на сочинение своего рассказа. После этого, каждая подгруппа предоставляет свой рассказ всей группе. Начинать лучше с группы, выбравшей прошедшее время.

При обсуждении необходимо выяснить: в какой подгруппе оказалось больше человек, с чем был связан их выбор, какие чувства они испытывали, описывая развития данного события.

Очень часто в обыденной жизни мы, объясняя поведение того или иного человека, упоминаем о его темпераменте. Каждый из нас что-то слышал или читал о четырех типах темперамента и, ориентируясь на их описание, довольно успешно определял конкретный его тип для себя и других.

Под темпераментом принимают определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении. Выделяют два основных компонента темперамента: активность и эмоциональность.

Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты — или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности По форме взаимодействия можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера, а по специфике организации речевого поведения не только об оощеи культуре и грамотности, но и о типе темперамента собеседника Учитывая особенности, присущие каждому определенному типу, можно более уверенно выстраивать эффективную стратегию своего собственного поведения во взаимодействии.

Упражнение «Определение свойства темперамента по речевому поведению»

Цели:

• исследование особенностей невербального общения;

• развитие навыка выделения особенностей темперамента, наиболее резко выступающих в речевом поведении собеседника.

Участникам предлагается попробовать определить свойства темперамента у кого-нибудь из своих знакомых.

Общение должно проходить в виде беседы на нейтральную тему. Вы должны сосредоточить ваше внимание только на формальных аспектах его речевого поведения:

• перепады интонации;

• длительность высказываний;

• частота обращения к партнеру;

• легкость включения в разговор;

• переадресации;

• громкость голоса;

• плавность и легкость речи;

• быстрота реакции (ответов);

• паузы — остановки;

• эмоциональные характеристики;

• междометия;

• явные грамматические нарушения и новообразования. Обращайте также внимание на использование невербальных средств в процессе общения: жесты, мимика лица, положение головы, поза.

Речевое поведение — это важная информация о коммуникативной стороне темперамента. Можно выделить следующие компоненты, его составляющие. Именно их степень выраженности и будут оценивать участники упражнения:

1. Социальная эргичность.

а) Социальная пластичность.

б) Социальная активность (САК).

в) Социальный темп.

2. Социальная эмоциональность.

Социальная активность (САК) включает в себя следующие составляющие, которые можно оценить по степени выраженности: социальная эргичность, социальный темп, социальная пластичность.

Каждому участнику для облегчения задачи можно раздать карточки с написанными паттернами поведения, на которые нужно обратить внимание при общении. Необходимо отметить, каких проявлений больше наблюдается в речевом поведении собеседника.

Социальная эргичность

Низкие значения Высокие значения
Предпочитает отвечать кратко, не задает вопросы, в разговор включается с трудом, молчалив, речь тихая, монотонная, печальные интонации. Собеседник часто обращается к партнеру, легко включается в разговор, радостные интонации, громкая речь, длительные высказывания.
Дополнительные признаки: мимика отсутствует, губы сжаты, голова опущена, держится на расстоянии от партнера. Дополнительные признаки: живая мимика, часто улыбается, голова приподнята, держится близко к партнеру.

Социальный темп

Низкие значения Высокие значения
Много пауз, речь прерывиста, голос тихий. Плавная и легкая речь, редко или совсем отсутствуют паузы и остановки, голос громкий, говорит скороговоркой, проглатывает окончания.
Дополнительные признаки: мимика отсутствует. Дополнительные признаки: живая мимика, много движений руками.

Социальная эмоциональность (нейротизм) СЭМ

Низкие значения Высокие значения
Дополнительные признаки: голова приподнята, близкая дистанция с партнером. Дополнительные признаки: глаза бегают, руки дрожат, много движений, часто вертит головой, трет руками лицо, теребит руками мелкие предметы.
Голос спокойный, уверенный, преобладают радостные и приказные эмоциональные компоненты. Интонации резкие (падающие или восходящие), обилие отрицательных эмоциональных компонентов (печали, гнева, страхов, грусти), обилие междометий, много шумовых эффектов (причмокивание, присвистывание и т.д.).

Учет темперамента оппонента при планировании общения, во многом повысит его эффективность. Наиболее совместимыми на психофизиологическом уровне являются люди, у которых показатели темперамента имеют противоположные значения (например, холерик — флегматик, сангвиник — меланхолик).Зная свой темперамент и учитывая темперамент оппонента, можно более или менее точно прогнозировать его реакции на те или иные моменты общения.

СЭМ (нейротизм)

Меланхолик Холерик

САК(экстраверсия)

Флегматик Сангвиник

ГЛАВА 5.

Тренинг \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: