Разработка функциональной схемы программного продукта

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

В последнее время всё большую популярность получает проведение тестирования как способа проверки знаний студентов и учащихся. Многие виды контроля знаний представлены в виде тестов, во многих ВУЗах в качестве вступительных экзаменов проводится тестирование, в частности, введенный с недавних пор единый государственный экзамен (ЕГЭ). Все это свидетельствует о том, что разработка средств создания и хранения тестов, проведения тестирования и проверки результатов является немаловажным условием развития образования в современном обществе.

Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых — это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Во-вторых, это качество тестовых заданий. Отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов.

В теории оперативной оценки знаний учащихся выработаны рекомендации, которые в совокупности могут служить методикой, используемой при составлении вопросов и ответов. Суть этих рекомендаций сводится к следующему:

1) все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно, заставляя учащегося анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нем неточность или ошибку;

2) в тестовых заданиях можно привести несколько истинных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет остальные правильные ответы. Подобный прием позволяет уяснить на практике возможность неоднозначности ответа, более широко подойти к решению предлагаемой задачи;

3) правильное утверждение не должно быть полностью созвано определению, данному в учебнике или на лекции, чтобы в нем не сразу угадывался правильный ответ. Это заставляет учащихся осмысливать определения, а не механически их заучивать. Для этого же допускается приводить заведомо неверные ответы, созвучные приведенным на лекциях определениям;

4) варианты ответов расчетных задач должны содержать не чисто случайные значения, а лишь те, которые получены при решении с введением типичных ошибок. Это минимизирует случайность, возникающую при выборе учащимся любого из ответов, если его собственный не совпадает ни с одним из приведенных;

5) вопросы по каждой теме необходимо подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали все разделы и позволяли контролировать как усвоение учащимися теоретических знаний, так и их навыки в решении расчетных задач;

6) вопросы могут быть составлены с применением образной графической символики, или же информация может быть преимущественно представлена в виде текста. Выбор способа оформления заданий обусловлен как возможностями вычислительной техники и применяемых тестирующих программ (в случае применения для тестирования компьютерной техники), так и психологическими особенностями групп учащихся.

Вопросы и ответы, составленные в виде текстов, призваны способствовать тренировке образного мышления у групп учеников, отдающих предпочтение формулам, рисункам и символам;

7) процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всей группы, их необходимо предложить для решения небольшой группе студентов. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов. Подобная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах, так как то, что для специалиста является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованные вопросы.

Представленная программа состоит из двух модулей: конструктор тес-та и система тестирования.

В модуле конструктора реализованы следующие функции: возможность создания и изменения тестов;

1) добавление, изменение и удаление тестовых заданий из банка тестовых заданий по дидактическим единицам (ДЕ);

2) разграничение прав доступа при работе с программой;

3) возможность добавления и удаления преподавателей, создающих тестовые задания.

Модуль тестирования обеспечивает прохождение теста по выбранной дидактической единице предмета с выводом на экран соответствующей оценки по окончании тестирования.

Функциональная схема модуля конструктора тестовых заданий представлена на рисунке 3. Она предоставляет два способа авторизации: от имени администратора и от имени преподавателя.

Разработка функциональной схемы программного продукта Рисунок 3 — Схема функционирования конструктора тестов

Администратор имеет возможность добавлять, удалять преподавателей, задавать им пароли.

В функции преподавателя входит добавление и удаление дисциплин и дидактических единиц по каждой дисциплине и создание тестовых заданий.

Функциональная схема системы тестирования представлена на рисунке 4.

Разработка функциональной схемы программного продукта

Рисунок 4 — Функциональная схема системы тестирования

Структурно программа обращается к четырем типам файлов с данными:

1) login.txt, содержащий информацию о пользователях и паролях;

2) dis.txt — перечень дисциплин, преподаваемых в учебном заведении;

3) testname.txt – информационный файл, устанавливающий соответствие между именем теста и преподавателем, создавшим его.

4) файлы с тестовыми заданиями. Имя файла тестового задания состоит из имени преподавателя, имени дисциплины, имени дидактической единицы. Для каждого тестового задания создается свой файл. Это позволяет избежать временной блокировки файла в случае одновременного редактирования заданий сразу несколькими преподавателями с разных компьютеров.

Для хранения информации используются текстовые файлы, содержащие структур данных, реализованные средствами языка Object Pascal и содержащие следующие поля:

1) prep — строка до 20 символов — фамилия преподавателя, создавшего тест;

2) test — строка до 20 символов — название теста;

3) pred — строка до 20 символов — название дисциплины, по которой проводится тестирование:

4) vop — строка до 255 символов — текст вопроса;

5) otv1…otv6 — строка до 180 символов — текст вариантов ответа;

6) isRight1…isRight6 — логическое — идентификатор правильного ответа;

7) Set1…Set6 — логическое — идентификатор того, выбрал ли ответ пользователь при ответе или нет.

Программа для фармацевтов, фармацевтические программы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: