Русская повесть о детстве xix – начала xx века

Мудрый русский писатель Федор Достоевский писал: «… великое и единственное человеческое счастье – иметь родное дитя». В XIX – начале XX века проблема взросления детей вызывает пристальное внимание авторов художественной литературы. Обращаясь к недавнему своему детству или наблюдая жизненные прообразы своих героев в окружающей действительности, писатели стремятся понять сложный внутренний мир современника, обнаружить причины социально-общественных явлений, прогнозировать будущее. Наиболее актуальными жанрами в XIX – начале XX века становятся повесть и рассказ о детстве. Динамичный сюжет, злободневная проблематика, светлые образы героев позволяют произведениям этих жанров навсегда войти в круг чтения детей и взрослых.

Первой русской повестью о «диалектике души» ребенка стало произведение Л.Н. Толстого «Детство», напечатанное в 1852 году в журнале «Современник». Вдумчивый, эмоциональный мальчик Николенька – один из интереснейших персонажей русской классической литературы. Десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения. Учитель Карл Иваныч ведет Николеньку и его брата Володю здороваться с родителями в гостиную. Николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям. Отец объявляет мальчикам о своем решении — завтра он забирает их с собой в Москву. Весь день: и учеба под надзором расстроенного учителя, и охота, и последние игры, во время которых Николенька чувствует нежность к Катеньке, — все это сопровождается горестным чувством прощания с родным домом. Мальчик вспоминает счастливое время, проведенное в деревне. На другой день вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола. Николенька обнимает мать, плачет до самого отъезда. Уже месяц отец с детьми живут в Москве, у бабушки. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат новые учителя. К именинам бабушки Николенька пишет свои первые стихи, которые читают при всех. Он знакомится с новыми людьми: среди них — три мальчика Ивиных, ровесники Николеньки. У Николеньки развиваются тонкая наблюдательность и противоречивость чувств. Однажды он признается брату Володе, что любит Сонечку Валахину. Но брат не хочет понять его глубокие чувства. Через полгода отец получает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась. Не медля, отец с сыновьями выезжают из Москвы. Самые страшные предчувствия подтверждаются. Маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях. На другой день Николенька не может примириться с мыслью, что это желтое и восковое лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. Через три дня после похорон весь дом переезжает в Москву, и со смертью матери для Николеньки заканчивается счастливая пора детства.

Повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты» (сначала писатель назвал ее «Повесть о многих превосходных вещах») была написана в 1920 году во Франции. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в прекрасном русском языке повести. Перед читателем развертываются события жизни мальчика в течение последнего года перед началом учебы. Никита живет на хуторе Сосновка, в окружении сельской природы, в постоянном ожидании чего-то чудесного, фантастического: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».

Никита очень внимателен ко всему, что происходит вокруг. В повести живут обаятельные образы кота, коня, иволги, жаворонка, скворца. Вместе с Никитой мы погружаемся в атмосферу поэтичных русских праздников – Рождества, Пасхи. Теплый свет, льющийся из окон родного дома Никиты, воплощает мирный покой и уют его доброй семьи. Ласковая мама, сильный и романтичный отец, талантливый домашний учитель, славная девочка Лиля, замечательные деревенские друзья-мальчики, родная русская природа – всё в этой повести проникнуто удивительной гармонией счастливого детства.

Действие повести Н. М. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (1892) происходит в большой семье дворян Карташевых. Суровый характер николаевского генерала Карташева-старшего определяет строгое воспитание детей. Тёма — старший в семье, его шалости становятся предметом пристального внимания отца. Случайно сломав любимый цветок отца, он не может честно признаться в своем поступке: боится жестокого наказания.

Мать Тёмы, Аглаида Васильевна, считает, что воспитывать нужно добрым примером и лаской, уважая в ребенке человеческое достоинство. Мать старается добиться искреннего признания и раскаяния. Восьмилетний Тёма, оказавшись между двумя педагогическими системами, вынужден лгать и приспосабливаться.

От наказания и перенесённого потрясения Тема тяжело заболевает. Узнав о том, что кто-то бросил в колодец его собаку, он находит в себе силы ночью спасти её.

После выздоровления Тёме разрешают посещать «наемный двор», где он играет с простыми соседскими детьми. Отношения с ровесниками и взрослыми складываются непросто. Новенькую гимназическую шинель мальчик доверяет случайному человеку, а после купания остается без шинели. Поэтому Тёма поступает в гимназию позже других. Он знакомится с учителями и одноклассниками, дружит с Ивановым, начитанным мальчиком, открывшим Тёме Майн Рида и Гоголя. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается.

У Тёмы появляются новые приятели, с которыми он строит планы побега в Америку. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназии. Тёма всё скрывает от близких. Не сдав один из экзаменов и ощутив глубокое презрение родителей, Тёма решается на «самоубийство»: он глотает серные спички. Горничная Таня успевает сообщить родителям о случившемся… Врач советует им беречь хрупкую нервную систему сына.

Происходит сближение Тёмы с отцом. Карташев-старший рассказывает сыну о «походах, товарищах, сражениях». Но вскоре отец тяжело заболевает, и дом Карташевых наполняется «рыданиями осиротевшей семьи». Этим печальным событием заканчивается повесть о Тёме Карташеве — мальчике с «горячим сердцем».

Таким образом, именно в XIX веке появляются художественные произведения, провозгласившие безусловную ценность, незаменимость «эпохи» детства. Книги о детях хранят чистую веру в торжество добра и справедливости, пробуждают совесть и сострадание, воплощают важнейшие жизненные ориентиры.

АудиоКнига — Тэффи — Предел (повесть)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: