Скичко владимир. «социальные слои китайского общества, в которых, в основном, происходило развитие и систематизация техники угун».

Мир ушу, как целостный организм, обладает своими принципами и методами, преимуществами и недостатками, светлыми и темными сторонами, добром и злом, честностью и подлостью.

Внимательно присмотревшись, можно заметить, что это не только экзотические движения и названия, заумные фразы величественные мысли и мордобой. Это жизненный опыт поколений людей, их судьбы и мысли, удачи и поражения, чувства, эмоции. Окунувшись в этот мир, понимаешь, что он подобен живому океану со своим прошлым и настоящим, и он един с историей развития человеческого общества, как и любой другой вид культуры и искусства.

В старые времена в Китае мир ушу называли по-разному. Одно из этих названий — «цзян ху» (мир рек и озер). Данное название означало, что слава мастеров и героев гремела по всей Поднебесной, оповещая даже реки и озера, и еще, что большинство мастеров не засиживались в столицах. Многие герои не задерживались на одном месте, а часто путешествовали по стране среди рек и озер в поисках учителей и знаний, по делам службы или с целью проявить себя (иногда с негативной стороны, занимаясь разбоем), тем самым распространяя знания техник воинского искусства и легендарные предания. Можно сказать, что это был мир средневековой китайской вольницы, живущей по законам чести, которые шли в разрез с официальным законом, который имел силу на территории городов, но не в отдаленных районах, среди рек и озер.

Мир ушу также называли «улинь» («лес ушу»), что означало многообразие или собрание мастеров и стилей. Под иным названием «ушу цзя» («семья ушу») подразумевали единство практикующих воинское искусство (единство проявлялось в упорной работе над техникой, а в остальном «семейка» жила достаточно не спокойно). Но как и любой мир, мир ушу разнолик в своем проявлении. В мире ушу, наряду с благородством и духовностью, имели место и стремление X и ласти, наживе, подлость и предательство. Мир «цзян ху» был наполнен жестокими разбойниками, ворами, наемными убийцами и, конечно, честными и справедливыми воинами, при одном имени которых замирало сердце и обычного простолюдина, и чиновника.

Часто мастеров ушу использовали правящие круги в своих целях. Их приглашали служить в армию, в личную охрану, назначали на военные и гражданские должности с целью воспользоваться их умением и авторитетом на государственной службе. Преступный мир и тайные организации также желали использовать их славу и знания и привлекали известных мастеров в свои ряды. Зажиточные помещики и горожане на основе земляческих связей часто поддерживали мастеров ушу и приглашали их для организации так называемых «отрядов народной самозащиты». Мастеров ушу также нанимали для дополнительной защиты деревень и районов от разбойников, особенно в смутные времена смены династий, восстаний и войн. Поэтому, мир ушу («цзян ху») был представлен и родовитыми, но обедневшими аристократами, и простыми наемными убийцами, безграмотными и высоко образованными, жадными и бескорыстными, благородными и подлыми.

Очень часто мастера ушу, объединившись в «бяо цзюэ» — охранные бюро, занимались охраной караванов с грузами и путешествующих граждан, а также охраной поместий и домов, работали телохранителями. Но есть предания и о том, что некоторые «бяо цзюэ» имели соглашение с «молодцами зеленых лесов», и купцам ничего не оставалось, как заплатить дань охранному бюро, чтобы сохранить свои товары от разграбления в пути. Вобщем эти случаи можно назвать «придорожным рэкетом», который имел место не только в старом Китае. Украинские казаки очень часто облагали подорожным налогом чумацкие караваны, направляющиеся в Крым за солью, но также и защищали их от набегов разбойников (о чем сведетельствуют устные предания, собранные и записанные Яворницким Д. И. и другими историками украинской культуры).

Попадая в немилость властей и нежелая преступать принципы «удэ» (воинская мораль, добродетель), многие мастера, имевшие опыт военной подготовки, были вынуждены скрываться в монастырях, обогащая по случаю свой опыт методами нэйгун. Монастыри приобретали тем самым «крепких» послушников и методы угун для защиты и и самосовершенствования. Очень редко случалось, чтобы взрослый воин добровольно решился принять постриг и стать монахом, потеряв свое мирское имя, и посвятить свою жизнь служению.

Рассматривая любой стиль или направление китайского ушу, следует отметить, что любой высокоорганизованый стиль обладал полным набором методов и принципов тренировки тела и духа, которые основывались на гармоничном соединении внутренней работы и единых психологических, физиологических и анатомических принципах человеческого организма. Но каждый стиль имеет свой неповторимый почерк и манеру в выражении этих принципов благодаря влиянию и высокому мастерству личностей, представляющих эти стили.

Исследуя историю развития любого стиля ушу, следует прежде всего помнить, что это судьбы живых людей и социальная среда, в которой они жили или живут в настоящее время.

Методы и техники стилей и направлений ушу формировались в различных социальных слоях и группах китайского общества, некоторые из которых будут частично рассмотрены в этой главе.

1. Семьи и семейные кланы профессиональных военных, стоящие на службе у императоров и князей (генералы: Юэ Фэй, Ци Цзигуан, Чжао Куанинь -основатель династии Сун), служители охраны границ, уездов, городов. Обычно техники и методы семейных стилей являлись «ноу хау» и семейной реликвией, поэтому в полной мере не выходили за пределы семейных кругов. В результате войн, восстаний и смены власти семьи, профессионально культивирующие угун — (военные практики), часто разорялись, переселялись в другие провинции и попадали в опальное положение, что способствовало распространению знаний вне семьи, смешиванию с методами других направлений, а также и к полной или частичной утрате семейных знаний.

2. Религиозные (монастырские) направления ушу формировались на основе многовековой традиции религиозных практик буддийской и даосской сангхи, тонкости которой недоступны даже большинству монахов, не говоря уже о рьяных «европо — американских» любителях «медитаций», «цзочань», «нэйдань», «алхимии дао» и других «высокодуховных» практик. Военные методы тренировок попадали в монастырские системы благодаря разорившимся, попавшим в немилость властей или совершившим преступление личностям, имеющим опыт воинского искусства, которые часто искали спасения в монастырях, меняя имя и принимая постриг. В монастырской среде они обогащали свои знания методами религиозной (внутренней, психологической) практики, а арсенал знаменитых монастырских центров в горах Эмэй, Удан, Утай, Куньлунь, Лао, Лу, Сун, Хуа и других пополнялись новыми методами угун (боевой практики). Многие монастыри являлись не столько центрами и школами ушу, сколько центрами религиозной и культурной сферы, в которых за многие годы собирались и систематизировались, а также доводились до совершенства различные системы военной подготовки. Основная задача монахов — следовать религиозным целям, поэтому информация о методах ведения боя часто просто хранилась и хранится в монастырских архивах или передается в очень ограниченом кругу монахов. Хотя в истории монастырей Китая, Японии, Кореи были периоды, когда отряды монахов-воинов (усэн) насчитывали десятки тысяч бойцов. Но их все же следует называть воинами в монашеской одежде, а не монахами с оружием в руках.

З.В те периоды истории, когда представители традиции боевых систем пользовались покровительством аристократов и чиновников, их системы преобретали более «утонченные» формы и методы тренировок и облекались в одежды философских трактатов высокого слога и «чистых бесед». Пользуясь поддержкой интеллигенции и аристократов, некоторые системы получали довольно широкую известность в крупных городах Китая (Пекин, Тянцзин, Шанхай, Сиань, Тайюань, Нанкин), а их методы стали уважаемы наравне с другими видами традиционных искусств. В кругах истинных носителей вэнь (культуры) воин с кистью в руках или декламирующий стихи выглядел всегда неуклюже и нелепо, так же как и литератор с тяжелыми боевыми молотами верхом на коне. Но в истории Китая было немало случаев, когда в одном человеке гармонично уживались вэнь (культура) и у (воинское мастерство). Особенно яркими примерами гармонии вэнь и у в 19 — 20 вв. являлись представители пекинского «нэйцзя цюань» (кулачная техника внутренней семьи).

4. В религиозно-сектанской среде, а также в среде тайных обществ и землячеств стили и методы ушу являлись одним из сакральных средств, с помощью которых поддерживалась сплоченность и физическое состояние их членов. Часто мастера ушу занимали руководящие должности в подобных объединениях, а стили перенимали названия этих объединений и наоборот. Стили, практикуемые в этой среде, держались часто в секрете, так как тайные общества и секты имели нелегальное или полулегальное положение.

5. Армейские разновидности ушу формировались благодаря тому, что для подготовки отрядов самообороны, ополчения и армии приглашались на должности инструкторов и советников опытные мастера стилей ушу. В условиях военного времени техника стилей упрощалась, методы основывались на быстром обучении базовым и эффективным способам ведения боя. Теоретические основы и тонкости техники в прикладных всенширошнных системах были развиты слабо, Основными критериями техники являлись простота и эффективность.

6.Одной из самых благодатных для развития стилей ушу являлась среда профессиональных охранников караванов «бяо» (эта профессия получила свое название от названия метательного оружия — дротиков «бяо» и от того, что охранники шли во главе каравана), которые также занимались охраной городов, поместий, семей и учреждений. По всем караванным путям, соединявшим крупные города Китая (Пекин, Нанкин, Шанхай, Тайюань, Сиань), существовали охранные бюро «бяо цзюэ», в которых любой купец или путешественник мог заказать охрану для своих грузов и себя лично. А молодые охранники могли получить работу и обучение у опытных учителей «бяо ши». Служба начинающих и рядовых бяо была особенно тяжелой и опасной. За один дневной переход бяо преодолевали около 80ти ли (40 км) пешком, перемещая груз вручную на тачках и носилках, если он был невелик. Для перемещения больших грузов формировались караваны верблюдов, лошадей и мулов. Для охраны создавались целые отряды бяо. На дорогах империи, особенно в отдаленных провинциях, было очень неспокойно, и без помощи бяо купцы рисковали остаться не только без груза, но и без голов.

Названия знаменитых бюро и имена прославленных бяо были известны по всему Китаю. Такие мастера, как Ли Чжэн, Чжан Чжичэн, Лу Сунгао (син и люхэ цюань), Ли Фэнган, Дадао Ван У (лю хэ, бацзи цюань), Дай Вэньсюн, Ли Лонэн, Ли Цуньи (син и цюань), Ли Яочэн (пао чуй), Хо Юаньцзя, Лю Чженыпэн (ян цин — мицзун цюань), прославили свои имена, работая в охранных бюро. В Пекине ещё в начале 20го века работало около двадцати бяо цзюэ, последнее и самое большое из них «Союз друзей» закончило свою работу в 1921г. Мир «цзян ху» — «рек и озер», в котором они действовали и жили, до сих пор хранит память о своих героях. Честь, доблесть, справедливость и мастерство — основные достоинства рыцарей мира «цзян ху».

В условиях слабо развитых транспортных связей в старом Китае благодаря среде бяо многие стили ушу сформировывались и раслростронялись, впитывая все лучшее, что накапливалось и хранилось в этой среде, а также постоянно проверялась эффективность техники методик не в турнирах, а в реальных схватках с разбойниками и грабителями.

В наше время в кругах ушу за пределами Китая почти никто не вспоминает о бяо. Славные страницы боевой традиции ушу незаслужено забываются, хотя практически все стили северо — западных, центральных, восточных провинций были так или иначе связаны с историей охранных бюро «бяо цзюэ». Существовала даже поговорка: «Куда деваться людям с высоким мастерством ушу? Им следует идти в бяо цзюэ».

Конец 19, начало 20 века — смутное время в истории Китая. Лао Шэ в повести «Разящее копье» писал: «Восток не мог не пробудиться от глубокого сна. Гром пушек заглушил рев тигров в малайских и индийских джунглях. Люди спросонок протирали глаза, молились богам и предкам; вскоре они потеряли свои земли, свободу, независимость. Люди другой расы стояли у дверей, и дула их ружей еще дымились. Разве могли теперь помочь длинные копья, отравленные стрелы и толстые щиты, ярко расписанные цветами и змеями? Даже предки и боги, в которых верили предки, потеряли силу. Китай драконового знамени перестал быть загадкой; появились поезда, их рельсы пересекли могилы предков, растоптали местные святыни. Оранжево-красные знамена с кисточками, мечи с ножнами из зеленой акульей кожи, звенящие колокольчиками уздечки, острословие, крепкая брань всевозможных бродяг, слава и доблесть, а вместе со всем и Ша Цзылун, его военное искусство и предприятие минули как сон, как вчерашний день. Сегодня — поезда, скорострельное оружие, торговля, террор»

Старые традиционные устои Поднебесной империи шатались под действием прогресса и империалистических держав мира. Крупные империалистические державы делили Китай на зоны влияния. Прогнившая правящая власть маньчжурских императоров не могла противостоять этому, и объединения мастеров ушу, школ, бяо цзюэ стали играть роль центров, имевших свои силы для защиты национальных интересов китайского общества, тем самым включились в политические перепетии 19-20 в. Не только простой народ, но и прогрессивно настроенные представители власти и интеллигенции стремились заручиться поддержкой и авторитетом знаменитых мастеров и школ ушу. В свою очередь многие мастера и школы, отбросив семейные и клановые разногласия и амбиции, стремились объединить свои усилия и оказать влияние на широкие слои общества.

В период 1898 — 1901г. данное явление в китайской истории переросло в движение-восстание Ихэтуань — отряды защиты мира и справедливости. Основным лозунгом ихэтуаней, отряды которых насчитывали десятки тысяч бойцов, было «поддержать традиционные устои и изгнать иностранных «дьяволов» из Китая». Маньчжурское правительство вначале поддерживало ихэтуаней в их борьбе. Но, испугавшись потери власти, пошло на соглашение с иностранными державами, и войска восьми держав (Англии, Германии, Франции, Италии, России, Америки, Японии, Австро-Венгрии), опираясь на полное превосходство в технике и вооружении, утопило движение ихэтуаней в крови.

Практически все мастера и школы на севере Китая так или иначе были связаны с действиями ихэтуаней. Борьба с военными формированиями иностранных держав унесла жизни многих неизвестных и выдающихся мастеров ушу: Чэн Тинхуа (багуа чжан), Дадао Ван У (люхэ, бацзи цюань), Чжу Хундэн (мэйхуа чжуан). После разгрома ихэтуаней и падения цинской династии иностранные державы получили практически полную экономическую и политическую свободу действий в Китае. Сложившаяся историческая ситуация оказала негативное влияние на формирование отношений к иностранцам, что иногда встречается и в наше время. Технический прогресс и развитие экономики полностью отменили существование охранных бюро. Развитие огнестрельного оружия заменяло мастерство и знания простых охранников «бяо». Представители семейных стилей и школ ушу, оставшиеся без работы «бяо» стали объединяться в общества, клубы, союзы с физкультурно-военизиированными и националистическими идеями укрепления китайской нации и сохранения традиционных устоев и наследия прославленных мастеров. В Пекине были организованы «Ушу ча шэ» (Чайное общество ушу) и «Сымин ушу шэ» (Обьединение ушу четырех народов). В Тянцзине -«Чжун хуа уши хуэй» (Союз бойцов китайского ушу). В Шанхае -«Цзинь у мэнь» (Школа истинного ушу). Позже в Нанкине при поддержке Гоминдана был организован институт Гошу — Институт национального искусства (как в то время называли ушу), филиалы которого возникли и в других городах и провинциях Китая.

Основной задачей этих организаций была идея воспитания молодого поколения китайского народа, основанного на традиционных принципах, а позже и на современных научных достижениях. Эти организации стали прообразом созданной после победы коммунистов в 1949 всекитайской организации «Союз китайского ушу» (в которой традиционные нормы морали и принципы заменили новыми коммунистическими идеями и патриотически-националистическими лозунгами, а технику, в основном, стали рассматривать в спортивном и оздоровительном аспектах), которая развивалась под руководством и контролем правящей партии. Благодаря этому во время репрессий в период «культурной» революции представители официальной организации не так сильно пострадали и даже представляли ушу за рубежом в свете решений коммунистических пленумов.

Проблемы развития боевых техник в современные времена в Китае и в других странах мира требуют рассмотрения в отдельной статье.

Данная скромная работа и вся серия книг «Традиционные стили ушу» посвящается памяти знаменитых, а в большей мере неизвестных мастеров всех стилей ушу, которые усилиями своих жизней сохранили и передали традиции и знания древнего многогранного искусства, которое, мы надеемся, будет развиваться и в будущем.

ПУШ UP #5 Александр Скичко vs Анатолий Анатолич


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: