Упражнения для развития мелкой моторики рук. и.п. —

Занятие 2

— 1. Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу. Поочередное напряжение и расслабление:

— шеи, спины, ягодиц;

—правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;

— левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.

2. Дыхательноеупражнение. И.п. — сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и .их сочетания.

3. Глазодвигательное упражнение.То же. И.п. — сидя на полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. — сидя на полу.

• «Колечко».

• «Кулак—ребро—ладонь».

• «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разво рачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ла донью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорос ти смены положений.

5. Функциональноеупражнение «Колпак мой треугольный»(старинная игра). Цель:развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).

Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

6. Когнитивное упражнение «Чаша доброты»(визуализация). Цель: эмоциональное развитие. И.п. — сидя на полу. Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно иуверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

7. Когнитивное упражнение «Визуализация цвета».Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цве том (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или раз личии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет ви зуализировать цвет.

8. Релаксация «Кулачки».Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. И.п. — сидя на полу. Инст руктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки поло жите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточ ки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кис ти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты.

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики».

Занятие 3

1. Растяжка.Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «вол не» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытая правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария

головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

3. Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.И.п. — сидя на полу.

• «Колечко».

• «Кулак—ребро—ладонь».

• «Лезгинка».

• «Ухо—нос».Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

5. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой».Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее определенными мануальными жестами:

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)!

На чайничке — крышечка (левая рука складывается в кулак, правая — ладонью делает круговые движения над кулаком). На крышечке — шишечка (вертикальные движения кулаками).

В шишечке—дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки). Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет с дырочки.

Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, Крышечка на чайничке».

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:

«Гу-гу-гу!

На чайничке — крышечка и т. д.».

6. Функциональное упражнение «Черепаха».Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной сте не, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2—3 минуты инструктор по дает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

7. Когнитивное упражнение «Движение».Цель: формирование двигательной памяти. Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

8. Релаксация «Олени».Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Инструктор: «Представьте себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Посмотрите: мы — олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко».

Занятие 4

1. Растяжка «Половинка». И.п. — сидя на полу. Ребенку предлагается поочередно напрягать левую и правую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половины тела.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

3. Глазодвигательное упражнение.То же. И.п. — сидя на

полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.И.п. —

сидя на полу.

• «Змейки».Предложите ребенку представить, что его пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигаться извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ла дони сначала «смотрят» от ребенка, потом —друг на друга. При этом сначала прорабатываются одно именные пальцы рук, а затем разноименные (напри мер, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

• «Кулак—ребро—ладонь».

• «Лезгинка».

• «Ухо—нос».

5. Когнитивное упражнение «Ритм».Цель: ритмирование правого полушария. И.п. — сидя на полу. Инструктор задает

¶ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2—2—3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — дети видят руки инструктора, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой) комбинированно (например, 2 — правой рукой, 2 — левой рукой, 3 — одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

6. Коммуникативное упражнение «Маска».Цель: эмоциональное развитие. Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику упражнения. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим, угрожающим и т.д.

7. Функциональное упражнение «Руки—ноги».Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания про граммы. И.п. — стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.

Ноги вместе — руки врозь. Ноги врозь — руки вместе. Ноги вместе — руки вместе. Ноги врозь — руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

8. Релаксация «Загораем».Цель: расслабление мышц ног. Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите

ноги, держите на весу. Ноги напряглись(можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим… Держим… Напрягаем…

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены».

Занятие 5

1. Растяжка «Половинка». И.п. — сидя на полу.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Ребе нок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).

3. Глазодвигательное упражнение.То же. И.п. — сидя на полу. Усложнение — упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.И.п. — сидя на полу.

• «Змейки».

• «Кулак—ребро—ладонь».

• «Лезгинка».

• «Ухо—нос».

5. Функциональное упражнение «Крик в пустыне».Цель: элиминация агрессии и импульсивности. Участники садятся в круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу инструктоpa начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом пола.

*6. Функциональное упражнение «Дракон».Цель: развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками. Участники стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. Первый ребенок — это «голова дракона», последний — «кончик хвоста». Дракон будет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, то на место головы дракона встает другой ребенок.

7. Функциональное упражнение «Руки—ноги».Цель :развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания про граммы. И.п. — стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.

Ноги вправо — руки влево. Ноги влево — руки вправо. Ноги вправо — руки вправо. Ноги влево — руки влево.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

8. Релаксация «Штанга».Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. И.п. — стоя. Инструктор: «Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьми те ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом

(наклониться вперед).

¶Штангу с пола поднимаем

(выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим…

И бросаем!

Наши мышцы не устали И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно: Расслабление приятно.

Занятие 6

1. Растяжка «Медуза». Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

2. Дыхательное упражнение.И.п. — сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).

3. Глазодвигательное упражнение.То же. И.п. — сидя на полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. — сидя на полу.

• «Колечко».

• «Кулак—ребро—ладонь».

• «Лягушка».Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

• «Замок».Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палецдол

жен двигаться точно и четко, не допуская спикине jiiii. Прикасаться к пальцам нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах

5. Когнитивное упражнение «Визуализация трехмерного объекта».И.п. — сидя на полу, глаза закрыть. Детям предлагается представить любой трехмерный объект (мяч, стул, глобус) перед собой и изучать каждую часть объекта, пред ставить ее целиком. Затем необходимо мысленно изменить размер, форму, цвет.

6. Коммуникативное упражнение «Головомяч».Цель: развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля. Участники разбиваются на пары или тройки, ложатся на пол голова к голове. Между головами находится мяч, который необходимо поднять при помощи голов и подняться самим. Некоторое время можно передвигаться по комнате, удер живая мяч головами.

7. Функциональное упражнение «Руки—ноги».Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. И.и. — стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.

Левая рука вперед, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.

Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога вперед.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

8. Релаксация «Кораблик».Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. Инструктор: «Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.

После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.

Снова руки на колени, А теперь немного лени…

Напряженье улетело,

И расслаблено псе тело…

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко…».

Занятие 7

1. Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу.

Ребенку предлагается поочередно напрягать и расслаблять левое плечо, левую руку, левый бок, левую ногу. Затем правое плечо, правую руку, правый бок, правую ногу.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Вы дох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, необходимо отмечать то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала замечайте только темное, затем только светлое.

3. Глазодвигательное упражнение.И.п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжать отработку движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Усложнение — упражнение выполняется с легко прикушенным языком.

4. Упражнениядля развития мелкой моторики рук. И.п. — сидя на полу. Усложнение — упражнения выполняются с легко прикушенным языком.

• «Змейки».

• «Кулак—ребро—ладонь».

• «Лягушка».

• «Ухо—нос». •«Замок».

5. Когнитивное упражнение «Визуализация человека».И.п. — сидя на полу. Детям предлагается визуализировать знакомого человека. Необходимо сконцентрироваться на лице и тщательно изучить каждую деталь. Затем мысленно приблизиться к человеку, отдалиться, посмотреть на него справа, слева, сзади и спереди.

6. Коммуникативное упражнение с правилами «Скала».Дети на полу (сидя, лежа) выстраивают «скалу», принимая раз личные позы, опираясь друг на друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения могут поочередно выступить в роли альпиниста.

7. Коммуникативное упражнение «Золотая рыбка».Цель: развитие навыков взаимодействия и двигательного контроля. Участники встают в круг, взявшись за руки и прижимаясь друг к другу плечами, бедрами, ногами. Это — сеть. Водящий «золотая рыбка» стоит в кругу. Его задача — выбраться из круга, а задача сети — не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, то дети ему помогают.

8. Функциональное упражнение «Буратино».Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. И. п. — стоя.

Правая рука вверх + прыжок на левой ноге. Левая рука вверх + прыжок на правой ноге. Правая рука вверх + прыжок на правой ноге. Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

9. Релаксация «Любопытная Варвара».Цель: расслабление мышц шеи.

а)инструктор: «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох— пауза, выдох— пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) инструктор: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена».

в) инструктор: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена».

Занятие 8

1. Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф- пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

3. Глазодвигательное упражнение.То же. И.п. — сидя на

полу.

Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —

сидя на полу. Усложнение ~- упражнения выполняются с легко прикушенным языком.

• «Волна».

• «Лягушка».

• «Лезгинка».Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений. Для усложнения выполнения упражнения добав ляются движения глаз и языка. Сначала однонаправленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем разнонаправленные (глаза — в сторону кулачка, язык — в сторону ладошки).

• «Замок».В последующем возможно выполнение упражнения в парах.

5. Когнитивное упражнение «Ритм по кругу».Дети садятся полукрутом. Инструктор отстукивает несложный ритм. Дети внимательно слушают и по команде инструктора его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом». Каждый по очереди отбивает по одному хлопку из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок — получает штрафное очко или выбывает из игры. Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие и громкие.

6. Функциональное упражнение «Парад».Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания програм мы. И.п. — стоя. Марширование насчет «Раз-два-три-че- тыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором — на счет «два», в третьем — на счет «три», в четвертом — на счет «четыре».

Раз (хлопок)-два-три-четыре. Раз-два (хлопок)-три-четыре, Раз-два-три (хлопок)-четыре. Раз-два-три-четыре (хлопок).

Повторить несколько раз.

7. Функциональное упражнение «Каратист».Цель: развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники образуют круг, в центре которого на полулежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с инструктором хором произносят: «Сильнее, еще сильнее…», помогая иг року вы плеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.

8. Функциональное упражнение «Пчелка».Цель: развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности. Все участники превращаются в пчелок, которые «летают» и гром ко жужжат. По сигналу инструктора: «Ночь» — «пчелки» садятся и замирают. По сигналу инструктора: «День» — «пчелки» снова летают и громко «жужжат».

9. Релаксация «Шарик».Цель: расслабление мышц живота. Инструктор: «Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох — пауза, выдох — пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, не напряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко… ровно… глубоко…»

Занятие 9

1. Растяжка «Травинка на ветру».Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Инструктор: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх)».

2.¶Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу, скрестив ноги, с прямой спиной (!). Поднять руки вверх над головой с вдохом и опустить вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет возможности дышать по-другому.

3. Глазодвигательное упражнение.То же. И п. — сидя на полу. Усложнение — упражнение выполняется с широко от крытым ртом.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —сидя на полу. Усложнение — упражнения выполняются с лег ко прикушенным языком.

• «Волна».

• «Лягушка».

• «Лезгинка». •«Змейка».

• «Массаж ушных раковин».Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упраж нения растереть уши руками.

• «Замок».

5. Коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки».Цель: развитие взаимоотношения со сверстниками. Участники садятся в круг и получают восковые мелки и подписанный лист бумаги. По команде инструктора дети начинают рисовать какую-нибудь картинку, затем по следующей команде передают еесоседу справа. Получают от соседа слева недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Пере дача недорисованных картинок продолжается до тех пор, пока они не сделают полный круг и дети не получат картинку, ко торую начали рисовать. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку. Игру можно оживить музыкальным сопровождением.

6. Когнитивное упражнение «Визуализация геометрических фигур».И.п. — сидя на полу. Детям предлагается представить круг (квадрат, треугольник и т.д.), затем мысленно изменить размер, цвет, форму, вращать вокруг своей осп, отдалить и приблизить фигуру.

7. Когнитивное упражнение «Перекрестное марширование».Цель: развитие межполушарного взаимодействия. На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). Инструктор на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз в медленном темпе. На втором эта пе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз. На третьем и пятом этапах — перекрестные движения, на четвертом — односторонние. Обязательное условие — начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того как ребенок освоил данное упражнение под внешний счет, можно предложить выполнить его самостоятельно, считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение.

8. Функциональное упражнение с правилами «Шалуны».Цель: развитие произвольной регуляции. Инструктор по сиг налу (удар в бубен, колокольчик и т. д.) предлагает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сиг налу ведущего все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

9. Релаксация «Пляж».Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. И.п. — лежа. Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что он лежит на теп лом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он ле жит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуть ся, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Занятие 10

1. Растяжка «Дерево». И.п. — сидя на корточках. Ребенку предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и пре вращается в дерево. Пусть ребенок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела и вытянуть его вверх. Подул ветер: пусть ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на коленях или на пятках, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз.

3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —

сидя на полу .Усложнение— упражнения выполняются с закрытыми глазами.

• «Волна».

• «Лягушка».

• «Лезгинка».

• «Змейка».

• «Массаж ушных раковин».

• «Замок».

• «Паровозик». Правую руку положить на левую надостную мышцу, одновременно делая 10—12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.

5. Функциональное упражнение «Что исчезло?». Цель: развитие концентрации внимания. И.п. — сидя на полу. Перед каждым ребенком поочередно раскладываются предметы. Их просят внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, а инструктор убирает один предмет. Задача ребенка — назвать исчезнувший предмет.

6. Когнитивное упражнение «Фотография». Цель: эмоциональное развитие. И.п. — сидя на полу. Инструктор показывает детям фотографию с изображением человека с определенным настроением. Один из участников должен воспроизвести заданную ему фразу с интонацией, соответствующей эмоции на фотографии. Необходимо сопроводить высказывание соответствующей мимикой и жестами. Остальные дети должны оценить правильность выполнения задания.

7. Когнитивное упражнение «Мельница».Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — стоя. Предложите ребенку делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, правой рукой и правой ногой, левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное.

8. Коммуникативное упражнение «Сиамскиеблизнецы». Цель: развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками. Дети разбиваются на пары и встают как можно ближе к своему партнеру. Инструктор бинтом обматывает правую руку одного партнера с левой рукой другого. Аналогично соединяются и ноги. Затем детям даются различные задания: пройти по комнате, станцевать, нарисовать рисунок и т.д. Для оживления упражнения од ному из партнеров можно завязать глаза.

9. Релаксация «Огонь илед». Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление все го тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде инструктора «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Занятие 11

1. Растяжка «Подвески». И.п. — сидя на полу. Детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Инструктор: «Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами. Инструктор следит за степенью расслабленности тела удетей, акцентируя внимание на напряженных местах.

2. Дыхательное упражнение. И.п.— сидя на полу. Прямые руки вытянуты вперед или встороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом — левая кисть вниз, правая вверх.

3. Глазодвигательное упражнение.И.п. — сидя на полу. То же упражнение выполнять с подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо — вдох, пауза, в исходное положение —. выдох, пауза, глаза и язык влево — вдох, пауза, висходное положение — выдох, пауза и т. д.).

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —сидя на полу. Усложнение— упражнения выполняются с за крытыми глазами.

• «Волна».

• «Лягушка».

• «Лезгинка».

• «Змейка».

• «Массаж ушных раковин».

• «Паровозик».

Развитие мелкой моторики. Развитие моторики рук и интеллекта на занятии у логопеда


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: