Слушание фрагментов из балета р. щедрина «конёк горбунок»

Учащиеся слушают фрагменты из балета Р. Щедрина «Конёк-горбунок»:«Ночь», «Золотые рыбки», «Шествие Царя Гороха» и определяют, каким эпизодам из сказки подойдёт каждый из отрывков балета.

5. Анализ иллюстраций к тексту сказки

Коллективно учащиеся рассматривают разные издания «Сказки о попе и о работнике его Балде» и сравнивают рисунки. Считается, что самым выразительным иллюстратором сказок А. Пушкина был художник И. Билибин.

Анализ рисунков к сказке:

¾ Удалось ли художнику изобразить черты характера героев?

¾ Как он это сделал, на ваш взгляд?

¾ Что характерно для одежды Балды, попа, попадьи?

¾ Какими изображены старый бес и бесёнок?

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание:подумать, как можно изменить сказку, чтобы в ней был счастливый конец; прочитать «Крылатые слова и выражения», помещённые после сказки, и подумать, какие выражения можно использовать для характеристики попа, а какие — для характеристики Балды.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цели:знакомство с творчеством Д. Мамина-Сибиряка; определение значения присказки в сказках; развитие умения соотносить название произведения и его содержание; развитие речи, творческого воображения; воспитание смелости, храбрости.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Проверка творческого задания по сказке А. Пушкина

Четвероклассники заслушивают различные варианты окончания «Сказки о попе и работнике его Балде» и доказательно (под руководством учителя) определяют самые интересные из них. Кроме того, они зачитывают крылатые слова и выражения, предложенные в учебнике после сказки, которые можно использовать в разных эпизодах текста.

Знакомство с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Учитель кратко рассказывает биографию писателя, знакомит с его творчеством:

Мамин-Сибиряк — это псевдоним писателя. Настоящая его фамилия — Мамин, а вторую часть — Сибиряк — Дмитрий Наркисович добавил, потому что родился в Сибири. Этому краю писатель посвятил многие свои произведения. Семья его жила довольно скромно, но в доме было много книг, которые маленький Дмитрий рано стал читать. Отец его сам любил чтение книг и не жалел денег на покупку новых книг. Он привил и своим детям интерес к литературе и любовь к чтению.

Юношей Дмитрий поступил на ветеринарный факультет Петербургского университета. Этот выбор молодого человека был не случайным. Ветеринар — это врач, лечащий животных. Дмитрий любил тайгу, любил всё живое в ней: птиц, зверей, сибирские великаны — деревья. И потому, когда он стал писателем, во многих своих произведениях прекрасно описал природу Сибири, Урала.

Для детей он стал писать, когда у него появились свои дети, которые обожали слушать рассказы отца. Многие произведения Мамина-Сибиряка связаны с животным миром. С заботой и нежностью к зверям и птицам написал он рассказ «Приёмыш» — о маленьком лебеде, который, потерял своих родителей. Старик Тарас приютил птицу, вырастил её и отпустил на волю. Природе и животным посвящены рассказы «Емеля охотник», «Зимовье на Студёной», сказка «Серая шейка», которую мы с вами будем читать.

Любимая доченька Алёнушка просила, чтобы отец каждый вечер, перед сном, рассказывал ей свои сказки. Дмитрий Наркисович не отказывал дочери в такой радости, а когда сказок набралось много, он издал сборник, который назвал «Алёнушкины сказки». Многие сказки посвящены маленьким и забавным живым существам — муравьишке, мышке, козявочке, воробью, коту, зайцу. Сказка Мамина-Сибиряка, которую мы будем сегодня читать, так и называется «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост». В сказке есть присказка. Вот послушайте её.

Знакомство с присказкой к «Сказке про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Чтение присказки учителем

¾ Вдумайтесь в слово присказка. Как вы думаете, для чего писатель в начале сказки даёт присказку?

Четвероклассники понимают, что она настраивает на внимательное слушание сказки. Более того, из данной присказки можно понять, какой папа у Алёнушки. Учащиеся отмечают, что он добрый и ласковый, нежно любит свою дочурку, называет её «красавицей». Отец ласково называет и своих сказочных героев: мышка-норушка, пёстрый Скворец, медведь Мишка.

Чтение и анализ сказки

Первоначальное чтение сказки выразительно читающими учащимися.

В работе по тексту используются следующие приёмы:

• пересказ эпизодов: «Почему заяц решил стать храбрым? Расскажите, как волк решил проучить зайца»;

• выборочное чтение: «Как отнеслись другие зайцы к желанию храбреца? Прочитайте. Найдите в тексте описание волка»;

• анализ действий героя: «Когда заяц вам понравился, а когда нет? Почему?»;

• словесное рисование: «Какие картинки можно нарисовать в сказке?»

Лексическая работа:

1) найти крылатые слова и выражения (душа в пятки ушла, задал стрекоча, своим ушам не верит);

2) определить повторы (вот-вот схватит; ходил он, ходил; ходили-ходили; собрались, сбежались);

3) найти слова с уменьшительно-ласкательным значением (зайчик, мордочка, старушки-зайчихи, ямка, кустик).

Следует отметить и то, что автор посмеивается, подшучивает над своим героем. Четвероклассники находят это и в названии, и в тексте сказки.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание:выразительно прочитать сказку, по желанию сделать рисунок к ней и подписать его словами из текста.

Присказка

Баю-баю-баю…

Один глазок у Аленушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое —слушает.

Спи, Аленушка, спи красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

Спи, Аленушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки.

Один глазок у Аленушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое — слушает.

Баю-баю-баю…

Сказка про храброго Зайца –

длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Д. Н. Мамин-Сибиряк

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега,— у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес.— Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост,— слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной!

И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

— Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц.— Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем…

— Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошёл Волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:

— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…

Тут язык у хвастуна точно примёрз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.

— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все.— Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?..

Начали искать.

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк?

Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

— Молодец, косой! — закричали все зайцы в один голос.— Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

— А вы как бы думали! Эх вы, трусы… С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится. Баю-баю-баю…

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Р.Щедрин. Конек-Горбунок. Музыкальный театр им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко (1985)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: