Когда вы занимаетесь освоением нового для ребенка умения на специально организованном для этого уроке, мы советуем всякий раз на каждое задание давать ему по пять попыток, и заниматься этим заданием до тех пор, пока в один прекрасный день ребенок не сможет выполнить его 5 раз из 5 (100 процентов), или два дня подряд 4 раза из 5 (80 процентов). Но в этом правиле есть некоторые исключения. Их мы обсудим в следующей главе.
Если речь идет о навыках, которые лучше всего осваиваются в повседневных ситуациях (тогда, когда в них возникает нужда), то еще до начала обучения полезно представить себе мысленно (или на бумаге) определенный стандарт поведения, к которому вы стремитесь. Тогда вам легче будет определить момент, когда умение можно считать сформированным, и вы сможете перейти к следующей задаче.
Резюме
Вот краткое изложение рассмотренных выше подходов к обучению:
ПЕРЕД тем, как ваш малыш начнет выполнять необходимые действия, вы должны дать ему ясное указание и даже показать, что и как нужно делать.
ВО ВРЕМЯ выполнения задания оказывайте ему только ту помощь, в которой он действительно нуждается. Вы можете больше рассказать ему о задании, оказать физическую помощь, получше приспособить материалы, попросить малыша выполнить самостоятельно лишь небольшую часть задачи.
ПОСЛЕ того, как ребенок выполнит задание, поощрите его старания или его успех. Избегайте ошибок в поощрении и односторонних отношений с ребенком.
Примеры уроков
На следующих страницах вы найдете записи, сделанные во время занятий, каждое из которых посвящено какой-то одной задаче. В правой колонке мы обозначили метод, использованный в соответствующем случае. Вам вовсе не обязательно в точности воспроизводить эти уроки, эти примеры приводятся здесь для того, чтобы проиллюстрировать некоторые из рассмотренных в данной главе приемов.
Эльза
Тим: | У меня машинка. Др-р-р. Я даю ее тебе. (отдает машинку Эльзе). | Демонстрация |
Эльза: | Др-р-р (катит машинку). | |
Тим: | Да, машинка говорит Др-р-р. Эльза, дай машинку мне! | Указание |
Эльза: | (не слушается Тима, продолжает играть). | |
Тим: | Эльза, посмотри! Папа хочет машинку. Дай ее мне! | Повторное привлечение внимания |
Эльза: | (смотрит, но ничего не делает). | |
Тим: | (протягивает руки к машинке) Эльза, дай мне машинку. | Физическая помощь — Указание |
Эльза: | (кладет игрушку Тиму в руку, но не отпускает). | |
Тим: | (осторожно похлопывает Эльзу по руке свободной рукой). Отдай мне ее. | Физическая помощь — Указание |
Эльза: | (выпускает машинку из своей руки) | |
Тим: | О, спасибо, Эльза. Ты отдала мне машинку. (Обнимает ребенка) А теперь у меня кубик. Я даю тебе кубик. | Поощрение — Демонстрация |
Эльза: | (берет кубик и отбрасывает его). | |
Тим: | У меня есть маленькая корова. Му-у-у. Я даю тебе корову. (дает игрушку Эльзе). Эльза, дай мне корову. (протягивает руку) | Игнорирует нежелательное поведение — Демонстрация — Указание — Физическая помощь |
Эльза: | Та. (кивает и отдает игрушку папе) | |
Тим: | Ой! как здорово! У меня есть корова. Спасибо. На тебе вот эту большую лошадку. | Поощрение |
Риччи
Риччи: | (мнет губку) | |
Елена: | Посмотри-ка на бабушку! Я мою лицо. Я мою щеки… подбородок… Все. Теперь Риччи должен умыться. | Повторно привлекает внимание — Демонстрация — Указание |
Риччи: | (прикладывает губку к лицу) | |
Елена: | Хорошо получается, Риччи! А теперь вымой подбородок! | Поощрение — Указание |
Риччи: | (прикладывает губку к щеке). | |
Елена: | (дотрагивается до подбородка Риччи) Вот твой подбородок. | Физическая помощь — Указание |
Риччи: | (моет подбородок) | |
Елена: | Молодец! Теперь вымой носик! Поощрение | Указание |
Риччи: | (мнет губку) | |
Елена: | Посмотри на бабушку! Вот мой нос. Я мою свой нос. Теперь ты вымой носик! | Повторное привлечение внимания — Демонстрация — Указание |
Риччи: | (тянется к бабушке, держа в руках губку) | |
Елена: | Ты хочешь вымыть бабушкин носик? Хорошо! Вымой мой нос! (наклоняется, чтобы Риччи мог достать до носа) Ну, вот. Мой носик чистый. Теперь вымой свой! (Елена поддерживает интерес, идя навстречу) | Указание |
Риччи: | (моет свой нос) | |
Елена: | Вот так! Три кругом, кругом! | Поощрение — Подсказка |
Риччи: | (трет нос губкой) | |
Елена: | Ах! Вот он, мой чистенький мальчик! Вот мой милый чистый Риччи! А теперь, хочешь, мы вымоем утенка? | Поощрение |
Изабель
Изабель: | (опускает шарик) | |
Джейн: | Отлично! (гладит ребенка по голове и дает кубик сыра) Посмотри, вот еще шарик! Опусти его в бутылочку! | Поощрение — Указание |
Изабель: | (опускает шарик) | |
Джейн: | Ты просто умница сегодня! Положи еще этот! | Поощрение похвалой — Указание |
Изабель: | (кладет). | |
Джейн: | Ты меня так радуешь! Попробуй-ка положить вот этот! | Поощрение похвалой — Указание |
Изабель: | (выполняет) | |
Джейн: | Ты умеешь это делать! Ты умеешь класть шарик в бутылочку! (целует ребенка, затем подает кубик сыра) Давай пойдем и скажем папе. | Поощрение |
Скотт
Ребенок: Скотт, 3 года.
Педагог: Его мама, Каролин.
Задача: Из трех кубиков собирает паровозик.
Материалы: Шесть деревянных кубиков.
Обстановка: Детский столик Скотта и стулья.
Каролин: | Смотри, Скотт, я умею строить паровозик. (кладет три кубика в ряд) Я толкаю паровозик. Ту-ту…! Вот твои кубики. Построй такой же паровозик! | Демонстрация — Указание |
Cкотт: | (строит из кубиков башню) | |
Каролин: | (осторожно ее разбирает). Смотри, как я строю паровозик. (строит) Теперь ты. Построй паровозик. | Игнорирует ошибку — Демонстрация — Указание |
Скотт: | (начинает строить башню) | |
Каролин: | Ставим один кубик рядом с другим. (берет ребенка за руку и помогает положить кубик куда нужно). Здорово! | Подсказка — Физическая помощь |
Скотт: | (кладет третий кубик на место) | |
Каролин: | Ой! Посмотри! Паровоз! Скотт ведет паровоз. Ту-ту! Давай построим новые паровозики. Смотри, как я это делаю. (строит паровозик) Теперь твоя очередь собрать паровозик. | Поощрение — Демонстрация — Указание |
Скотт: | (начинает класть один кубик на другой) | |
Каролин: | Посмотри на мой. Один кубик рядом с другим. | Подсказка |
Скотт: | (кладет кубики рядом) | |
Каролин: | У тебя получилось! Еще один кубик. | Поощрение — Указание |
Скотт: | (добавляет еще один кубик) | |
Каролин: | Это твой паровозик! Какой он красивый! А он может ездить быстро ? | Поощрение |
Выполняет простые указания по дому только с одной подсказкой.
Если ваши задачи будут сформулированы таким образом, то все, что нужно будет делать, ведя записи, — это проставлять рядом с заданием какие-нибудь значки каждый раз, когда ребенок пытается его выполнить. Неважно, какие значки вы используете — лишь бы вы и ваши помощники понимали их значение. Мы предлагаем вам следующие значки:
+ — малыш выполнил задание точно так, как и следовало. (Ему никто не оказывал никакой помощи, кроме той, которая была указана в задании).
А — малыш выполнил задание, воспользовавшись какой-либо помощью (в дополнение к тому виду помощи, который был упомянут в задаче.)
— — малыш не смог или не стал выполнять задание.
Думаем, вам было бы интересно подумать о том, какие значки вы поставили бы в условиях, описанных в таблице 4.1.
ТАБЛИЦА 4.1
Изабель
Ребенок: Изабель, год и 8 месяцев.
Педагог: Ее мама, Джейн.
Задача: Опускает крупные шарики в бутылку из-под сливок. В качестве поощрения даются маленькие кусочки сыра. Вчера Изабель опустила в бутылку 4 шарика из 5, и ей каждый раз давали сыр и хвалили.
Материалы: 6 крупных шариков, бутылка из-под сливок, кубики сыра.
Обстановка: Изабель сидит в своем высоком креслице; перед ней стоит Джейн.
Джейн: | Вот бутылочка, а вот шарик. Я кладу его в бутылочку. Возьми шарик (дает шарик) Положи его в бутылочку. | Демонстрация — Указание |
Изабель: | (смотрит на что-то, отвлекшись) | |
Джейн: | Изабель, посмотри на маму… Положи шарик в бутылочку. Смотри. | Повторное привлечение внимания — Указание |
Изабель: | (опускает шарик) | |
Джейн: | Отлично! (гладит ребенка по голове и дает кубик сыра). Посмотри, вот еще шарик! Опусти его в бутылочку! | Поощрение — Указание |
Изабель: | (опускает шарик) | |
Джейн: | Ты просто умница сегодня! Положи еще этот! | Поощрение похвалой Указание |
Изабель: | (кладет). | |
Джейн: | Ты меня так радуешь! Попробуй-ка положить вот этот! | Поощрение похвалой — Указание |
Изабель: | (выполняет) | |
Джейн: | Ты умеешь это делать! Ты умеешь класть шарик в бутылочку! (целует ребенка, затем подает кубик сыра) Давай пойдем и скажем папе. | Поощрение |
Спускается по 4 ступенькам, держась за руку и за перила.
Майк пытается сесть и спускаться вниз на попе.
Попрошу Сару показать, как это делается.
Везет за собой игрушку на колесиках.
Пытается сделать это в игровой группе, однако не проявляет особого интереса.