Выполняет простые указания

Вам обоим будет легче, если ребенок научится выполнять разнообразные простые указания, типа: «Посмотри на самолетик», «Положи свитер в ящик», «Принеси папе куклу» и т.п.

По мере того как ребенок учится узнавать названия различных игрушек, предметов одежды и других вещей, его готовность к выполнению соответствующих указаний возрастает.

Вы можете научить своего ребенка понимать несколько команд и различать их. Большинство указаний, которые ваш малыш должен научиться выполнять, требуют простых действий: положи, дай, возьми, сядь, встань, подними, посмотри, брось.

Процесс обучения ребенка умению выполнять указания строится в соответствии с подходом, который вам уже, наверное, знаком. Перечислим несколько главных его моментов. Выберите для работы одно простое указание. Используйте предметы, названия которых ребенок уже знает (мишка, кубик, рубашка и т.п.). Сначала физически помогайте ему выполнить указание. Постепенно отказывайтесь от физической помощи и все больше заменяйте ее жестами, демострирующими необходимое действие. Тогда ребенок будет видеть и слышать, чего вы от него ждете. Подкрепление словесной информации зрительной поможет ему понять указание.

После того как ваш малыш научится понимать и выполнять простые указания, он сможет начать учиться различать их. Сначала покажите ему, в чем состоит различие между двумя конкретными указаниями. Когда он научится различать их, добавьте еще одно указание и т.д. Каждый раз добавляйте к уже усвоенным указаниям не более одного нового.

После того как ребенок научится различать несколько указаний, составьте из них краткий список и побудите его выполнить их в определенной последовательности. Например:

  • «Посмотри на мяч».
  • «Дай мне мяч».
  • Брось мне мяч».
  • «Дотронься до мяча».
  • «Дай мяч папе».

Возможно, вы обнаружите, что вашему малышу нравится выполнять это упражнение с разными предметами. Тогда в завершение урока можно перемешать как предметы, так и указания. Например:

  • «Посмотри на книжку».
  • «Дай мне рубашку».
  • «Брось мне мяч».

Подражает действиям

Когда ваш ребенок научится подражать, ему будет легче учится новым играм, наблюдая за тем, как действуют другие люди.

Хлопает в ладоши

Оборудование сцены. Вы и ваш ребенок должны сесть лицом друг к другу на полу или на стульях примерно на одном уровне.

Программа. Скажите: «Грэг, хлопни в ладоши» – и хлопните в ладоши сами, чтобы показать ему, как это делается. Возьмите его руки и хлопните ладошкой о ладошку. Скажите: «Хорошо похлопал!» – и дайте ему кусочек его любимого лакомства (он еще ничего не сделал, только позволил вам похлопать его ладошками, но он видит, что за это вы угостили его).

Повторяйте этот шаг до тех пор, пока не увидите, что ребенок понял идею, то есть сам начинает двигать руками, стремясь похлопать в ладоши. Тогда переходите к следующим шагам.

Следующие шаги. Скажите: «Грэг, хлопни в ладоши». Похлопайте в ладоши сами, чтобы показать ему, как это делается. Помогайте меньше – лишь прикоснитесь к его рукам, чтобы направить их, и напомните ему, что надо «хлопнуть в ладоши». Похвалите малыша («Молодец!») и дайте ему награду.

На этот раз задание оказалось потруднее. Чтобы получить лакомство, Грэгу придется проявить больше самостоятельности. Через некоторое время перестаньте помогать совсем. После того как ребенок сумеет в подражание вам похлопать в ладоши 3-4 раза подряд, научите его таким же образом имитировать другие действия. Вот список простых действий, которым можно научить ребенка подражать:

  • встает;
  • прыгает;
  • дотрагивается до головы;
  • хлопает в ладоши (один раз);
  • хлопает ладошкой по столу (один раз);
  • хлопает ладошками над головой;
  • кладет обе руки на стол;
  • Дотрагивается до игрушек.

Что еще можно попробовать сделать

После того как ваш ребенок научится узнавать предметы и части тела, выполнять указания и подражать нескольким простым действиям, его можно будет познакомить с игрой на подражание, которая похожп на игру «Саймон говорит», но только легче. Назовем эту игру «Папа говорит», «Мама говорит» или «Сестра говорит» (в общем, кто угодно). Со временем ваш малыш сможет даже стать ведущим в этой игре.

Практикуйтесь, просто проходя по списку все действия, которые ваш ребенок умеет имитировать. Постарайтесь, чтобы ему было интересно, — пускайте в ход награды, почаще смейтесь и не скупитесь на похвалы.

Папа говорит: «Хлопни в ладоши!»

Папа говорит: «Дотронься до головы!»

Папа говорит: «Подпрыгни!»

Папа говорит: «Сядь!»

И так далее.

Базовые навыки общей моторики

Садится

После того как ваш ребенок будет физически способен сидеть на стуле и стоять с поддержкой, вы, естественно, захотите научить его сидеть на стуле самостоятельно и реагировать на вашу просьбу сесть.

Материалы. Используйте стул таких габаритов, чтобы в сидячем положении ребенок мог поставить ноги на пол. Поставьте стул достаточно близко к столу, чтобы малыш мог на него опереться. Это может быть низкий журнальный столик, прочный ящик, табуретка или что-нибудь еще. Главное, чтобы его поверхность находилась на уровне, удобном для опоры.

Программа. Работайте по этой программе в те периоды, когда ваш ребенок обычно сидит (например, во время приема пищи, во время игры).

Подведите ребенка к стулу и усадите так, чтобы его ноги сзади (как раз за коленками) прикасались к краю стула.

Станьте позади стула и положите левую руку ребенка на поверхность стола. Положите свою руку на спинку стула, чтобы тот стоял прочно и неподвижно. Другую руку положите на плечо ребенка.

Скажите: «Йоко, сядь!» — и мягко нажмите сверху на ее плечо, чтобы помочь сесть.

Горячо похвалите ее («Умница, Йоко, ты садишься!») и немедленно вознаградите.

Постепенно ослабляйте физическую помощь. Сначала лишь легонько нажимайте сверху на плечо ребенка, затем только касайтесь его и говорите: «Йоко, сядь!». Через некоторое время, когда вы будете подводить ее к стулу, она будет садиться сама.

Встает со стула

Когда ваш малыш физически будет способен вставать со стула самостоятельно, вам захочется научить его должным образом реагировать на вашу просьбу встать и вставать со стула без вашей помощи.

Материалы. Используйте стул, сидя на котором, ребенок достает ногами до пола.

Программа. Стоя за спинкой стула, одной рукой поддержите снизу предплечье ребенка, а другой рукой – его спину, и помогайте ему встать. Как только он встанет на ноги, похвалите его («Молодец! Ты встаешь!») и вознаградите.

Проделывайте это до тех пор, пока малыш не поймет вас и не начнет поддерживать собственный вес, после того как вы помогли ему привстать со стула.

Постепенно начинайте все меньше и меньше помогать ребенку, чтобы он научился самостоятельно вставать на ноги в ответ на ваше указание: «Билл, встань!»

Поставьте стул так, чтобы его спинка упиралась в стену и он не двигался с места.

Затем станьте прямо перед ребенком, когда тот сидит на стуле. Протяните к нему руки и сделайте ими движение вверх, но не поднимайте ребенка. Скажите: «Билл, встань!» Как только он встанет, похвалите и вознаградите его.

Через некоторое время вам уже не нужно будет показывать ему жестом, что нужно встать; ребенок будет реагировать уже просто на просьбу: «Билл, встань». Так он усвоит еще один новый навык, который позволит ему стать более самостоятельным.

Ходит

После того как ваш ребенок научится стоять без поддержки и ходить, держась за вашу руку, начните учить его ходить самостоятельно.

Материалы. Любимый предмет ребенка или лакомство. (Можно, впрочем, и просто обнять его.)

Программа. Поставьте ребенка в угол к себе лицом. Сами станьте в одном шаге от него, держа в руке его любимую игрушку или лакомство. Сделайте движение, как бы приглашающее его подойти к вам, затем дайте ему игрушку или лакомство и восторженно похвалите за попытку подойти к вам.

После этого поставьте ребенка спиной к папе или к старшему брату. Сами станьте на коление примерно в шаге от ребенка. Снова сделайте движение, приглашающее подойти к вам, вознаградите его игрушкой или лакомством и похвалите.

Постепенно отодвигайтесь от ребенка все дальше, побуждая его пройти до вас еще несколько шагов самостоятельно.

Поднимается и спускается по ступенькам

Чтобы начать осваивать эти навыки, ребенок должен уже уметь стоять и ходить без посторонней помощи.

Материалы. Нижняя ступенька лестницы или, еще лучше, порожек.

Программа. Начните с умения подниматься на одну ступеньку. Поддерживайте ребенка и позволяйте опираться на вас, чтобы он чувствовал себя в безопасности, когда вы ставите на ступеньку сначала одну его ногу, потом – другую.

Помогайте ему сохранять равновесие, чтобы он твердо стоял на ступеньке.

Повторяйте это на каждом занятии до тех пор, пока ребенок не научится сохранять равновесие без вашей помощи.

Со временем старайтесь все меньше поддерживать его ногу, когда помогаете поставить ее на ступеньку. Малышу придется поднимать свою ногу все более самостоятельно. Когда он научится поднимать и ставить ногу на ступеньку без вашей помощи, это будет означать, что настало время перейти к настоящей лестнице.

Лестница. Начните с нижней ступеньки лестницы. Пусть ребенок держится за перила. Вы встанете позади него, помогая ему удерживать равновесие.

Сначала, для того чтобы заработать вашу похвалу, ему нужно будет забраться только на одну ступеньку.

Постепенно увеличивайте количество ступенек, которые ребенок должен пройти, чтобы получить награду. В процессе работы постепенно ослабляйте свою помощь, пока он, наконец, не научится подниматься по ступенькам без нее, держась за перила или за стену. Помните, что сначала дети учаться ставить на ступеньку одну ногу, потом вторую, и только после этого поднимаються на следующую ступеньку. Нужно время, чтобы ребенок научился подниматься по лестнице, ставя на каждую ступеньку поочередно только одну ногу.

Спускается вниз по лестнице. Научиться спукаться по ступенькам труднее, чем подниматься, поэтому, спускаясь, ваш малыш будет чувствовать себя менее уверенно. Здесь потребуется более развитое умение сохранять равновесие и большая осторожность.

Когда ваш малыш научится без посторонней помощи подниматься вверх по настоящей лестнице на 1-2 ступеньки, можно начать учить его спускаться вниз. Начинать нужно с нижней ступеньки. Помогайте столько, сколько требуется. Постепенно следует отказываться от своей помощи.

Помните, что вашему ребенку может потребоваться довольно много времени, для того чтобы овладеть этим умением. Конечно, вам хочется побыстрее научить ребенка, но все-таки надо набраться терпения. Ваше терпение и готовность продвигаться вперед маленькими шагами – залог его будущих успехов!

The Black Eyed Peas — Where Is The Love? (Official Music Video)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: