Состав и структура информационного описания воздушного судна как объекта технического обслуживания.

Базовые элементы информационного описания ВС как объекта ТЭ и объекта ТО в частности изложены в типовой и пономерной эксплуатационной документации, поставляемой авиапредприятию вместе с ВС предприятием-изготовителем, а также содержатся в производственно-технической эксплуатационной документации.

Структура информационного описания ВС в типовой эксплуатационной документации по принятой в настоящее время системе стандартизована по форме представления.

Так, в США и ряде другах стран принята спецификация Ассоциации воздушного транспорта (ATА), изложенная в документах АТА-100,АТА-200 и АТА-300. Регламентированы объем предоставляемой эксплуатирующим организациям информации, содержание и структура основных руководств, порядок изложения материала в них. Так, АТА-100 регламентирует документацию по эксплуатации AT и комплектующего оборудования, АТА-200 — документацию по запчастям, АТА-300 – на упаковку и хранение запчастей.

Ряд фрагментов системы стандартизованного описания ВС в типовой эксплуатационной документации представлены на рис. 4.1 — 4.2 и в табл. 4.2 — 4.4.

Использование стандартизированных подходов к представлению информации в типовой эксплуатационной документации намного облегчает пользование ею в эксплуатации и при ТО в частности. Цифровая система кодирования частей, разделов и тем типовой эксплуатационной документации непосредственно отражает конструкцию ВС (его машиностроительную структуру, рис. 2.1), отвечает прямым производственным интересам эксплуатирующих организаций и обеспечивает быстроту поиска конкретной информации по интересующим вопросам.

Так, например, все пункты регламента технического обслуживания ВС, относящиеся к конкретной функциональной системе ВС (разделу руководства по эксплуатации), имеют в цифровом коде (Рис. 4.1.) совпадающие обозначения (табл. 4.2). Все операции по ТО, связанные, например, с демонтажом и монтажом агрегатов, описанных в руководстве по эксплуатации, расположены в виде технологических карт на конкретном интервале номеров страниц этого руководства (табл.4.3).

Таблица 4.2 Стандартизированный перечень основных разделов руководства по эксплуатации

Код Наименование
Самолет/ Вертолет
Резервные разделы
Ресурсы и сроки службы
Размеры и площади
Установка на подъемники
Нивелировка и взвешивание
Буксировка и руление
Стоянка и швартовка
Надписи и трафареты
Обслуживание (аэрдромное обслуживание и наземное оборудование)
Резервные разделы
Стандартизованные технологические процессы
Система кондиционирования Иные функциональные системы

Состав и структура информационного описания воздушного судна как объекта технического обслуживания.

Рис. 4.1. Стандартизованная структура цифрового кода разделов, подразделов и пунктов руководства по эксплуатации ВС

Состав и структура информационного описания воздушного судна как объекта технического обслуживания.

Рис. 4.2. Стандартизированная структура обозначений зон и мест обслуживания ВС

Таблица 4.3. Стандартизованная структура описания объектов авиационной техники в руководстве по эксплуатации Состав и структура информационного описания воздушного судна как объекта технического обслуживания.

На стадии эксплуатации порождаются изменения, уточнения и дополнения типовой эксплуатационной документации в виде бюллетеней, указаний, специальных методик и т.п. Это связано с наличием до начала стадии эксплуатации той или иной неопределенности относительно возможного характера проявления конструктивно-эксплуатационных свойств AT на стадии эксплуатации, устранением явных неточностей и ошибок, сформировавшихся при разработке типовой документации, освоением AT и накоплением опыта ТЭ и ТО авиапредприятиями, появлением новых методов, технологий и средств обеспечения и проведения ТЭ и ТО AT и т.п.

В рамках указанной системы отработана технология учета регулярно проводимых изменений и дополнений в действующую документацию, что позволяет достаточно легко поддерживать ее в актуальном состоянии. Поэтому документация целиком, как правило, не переиздается.

Описанный выше порядок разработки и совершенствования типовой эксплуатационной документации намного упрощает и ускоряет работу эксплуатационных предприятий по освоению и вводу в строй новых типов ВС при наименьших затратах средств, облегчает работу авиапредприятий при последующей эксплуатации ВС и их изделий, дает достаточно стройную системную основу для разработки и ведения типовой эксплуатационной документации средствами компьютерной информационной технологии (это уже реализовано на ряде типов ВС).

Таблица 4.4. Стандартизованное деление ВС на зоны Состав и структура информационного описания воздушного судна как объекта технического обслуживания.

Таким образом, структура информационного описания ВС как объекта эксплуатации и ТО в частности в настоящее время стандартизирована н формируется до начала стадии эксплуатации.

Потребительские свойства этого описания (полнота, непротиворечивость, модифицируемость или обновляемость, воспринимаемость пользователем, удобство и оперативность поиска необходимой информации и др.) также закладываются на стадии разработки типовой эксплуатационной документации, т.е. предшествуют стадии эксплуатации ВС. Поэтому тесное сотрудничество предприятий-изготовителей AT с экспертами эксплуатирующих организаций, глубоко знающих специфику ТЭ и ТО AT, является необходимым условием для высокого качества типовой эксплуатационной документации.

Состав данных, включаемых в информационное описание конкретного объекта AT и необходимых для реализации процессов ТЭ и ТО, зависит от его индивидуального конструктивного исполнения, функциональных особенностей, применяемых методов ТЭ и стратегий восстановления технического состояния. Эти данные содержатся в пономерной эксплуатационной документации, которая имеет достаточно стандартизированную структуру.

В состав пономерной документации входят:

свидетельство о регистрации ВС, в котором указаны опознавательный знак (бортовой номер), тип, назначение и серийный (заводской) номер ВС, номер сертификата летной годности и дата его выдачи, собственник ВС, эксплуатант ВС и его адрес, данные о внесении ВС в Государственный реестр, отметки об изменениях;

Удостоверение о годности ВС к полетам, которое содержит данные о номере удостоверения, типе, серийном (заводском) номере ВС, регистрационном номере ВС в реестре, отметку о соответствии конкретного экземпляра ВС требованиям норм летной годности (НЛГ), срок действия удостоверения, позывные (телефонный и телеграфный) сигналы, отметки о продлении сроков действия удостоверения;

Санитарный журнал, в котором содержатся правила санитарного осмотра готовности ВС к полету, перечень смотровых работ и результаты осмотров медицинскими работниками;

Формуляры ВС (двигателей), которые содержат наиболее важные сведения о комплектации ВС (двигателей), их индивидуальных особенностях, сведения о наработке и выполнении работ по ТО и Р и доработках, особые замечания по эксплуатации и аварийным ситуациям;

паспорта объектов AT, которые прикладываются к формулярам основных объектов и содержат краткую техническую характеристику объекта, гарантию предприятия-изготовителя, лист учета движения объекта при эксплуатации, лист учета проведения периодического ТО, ремонтов и доработок, а также сведения о комплектации объекта AT, если в его состав входят несколько отдельных более простых объектов (приборов, блоков, агрегатов).

В содержательном плане, структура данных информационного описания конкретного объекта AT имеет следующие основные составляющие (рис. 4.3): данные, формируемые до начала стадии эксплуатации конкретного объекта AT и идентифицирующие его; данные, формирующиеся в пределах стадии эксплуатации конкретного объекта AT, содержащие показатели, отражающие как актуальное состояние объекта AT, так и историю его эксплуатации.

Следует отметить, что состав данных, формируемых на стадии эксплуатации AT и используемых для целей управления процессами их ТЭ и ТО, как правило, шире перечня данных, вносимых в пономерную эксплуатационную документацию. Это регламентировано соответствующими директивными решениями предприятий-изготовителей и/или органами ИАС, осуществляющими организацию и надзор за ТЭ и ТО AT.

Для обеспечения необходимого для целей управления процессами ТЭ и ТО AT информационного обмена, в авиапредприятиях используется производственно-техническая эксплуатационная документация, которая содержит как стандартизованную (карта-наряд на ТО, справка о работе AT в полете и др.), так и нестандартизованную составляющие.

Нестандартизованная составляющая производственно-технической документации (карты/протоколы контроля параметров технического состояния объектов AT, пооперационные ведомости и др.) в большей степени отражает специфику организации производства в конкретном авиапредприятии, т.к. ее состав и содержание регламентируется управленческими решениями, принимаемыми на уровне авиапредприятия на основе действующей типовой и пономерной документации.

Количественные характеристики информационных потоков, порождаемых в пределах стадии эксплуатации объекта AT и используемых на уровне авиапредприятия для управления процессами ТО, в существенной мере определяются: динамикой переходов и пребываний AT на этапах ТЭ; конструктивно-эксплуатационными свойствами AT и динамикой их проявления по наработке:

Состав и структура информационного описания воздушного судна как объекта технического обслуживания.

Рис. 4.3. Структура данных информационного описания конкретного объекта авиационной техники

реализуемыми методами ТЭ и стратегиями восстановления технического состояния и динамикой их развития в пределах стадии эксплуатацииобъекта AT;

распределением функциональных задач управления процессами ТЭ и ТО между структурными подразделениями авиапредпрнятия.

Следует отметить, что наиболее существенные изменения состава и количественных характеристик потоков данных информационною описания объектов AT сопутствуют изменениям в реализуемых методах ТЭ и стратегиях восстановления технического состояния. Например, развитие применения методов и средств диагностирования AT приводит:

к наращиванию общего объема собираемой и обрабатываемой информации и росту доли диагностической информации в этом объеме;

к увеличению объемов обработки и анализа диагностической информации на этапе ТЭ полет, особенно при наличии на ВС бортовой автоматизированной системы контроля (БАСК);

к созданию специализированных организационных подразделений лабораторий надежности и диагностики, обеспечинающйх решение задач диагностирования, согласование выбираемых У В с потребными темпами протекания производственных процессов ТО в авиапредприятии.

Отметим также, что создание лабораторий надежности и диагностики связано с необходимостью повышения степени полноты и глубины обработки и анализа диагностической информации. С точки зрения процесса управления, для обеспечения оперативности и согласованности принимаемых решений с потребными темпами протекания производственных процессов ТО AT происходит выделение значительной доли процессов обработки и анализа диагностической информации за пределы производственного цикла ТО ВС, т.е. из интервала времени между началом и завершением работ по ТО ВС. Это позволяет назначать необходимые УВ по результатам диагностирования объектов AT до начала работ по ТО ВС В рамках бумажной информационной технологии имеет место значительное рассеивание данных, используемых для целей управления процессами ТЭ и ТО AT по структурным подразделениям авиапредприятия в соответствии с решаемыми ими задачами управления. Кроме того, используемые в каждом из подразделений данные в значительной степени дублируются между собой, т.к. для реал изации в необходимом темпе процедуруправления требуется определенный уровень полноты данных об объектеуправления. Степень дублирования данных в производственно-технической эксплуатационной документации можно оценить, сравнив, например, такие документы, как формуляр (паспорт) объекта AT, журнал учета продления ресурсов и технический акт на продление ресурса, рекламационный акт и карточку учета отказов по данному акту.

Рассеивание и дублирование информации в рамках бумажной информационной технологии являются следствием низкой оперативности информационного обмена. Они порождают дополнительные затраты на поддержание информационного обеспечения. Однако именно таким путем при бумажной информационной технологии обеспечивается принцип соответствия режимов решения задач управления процессами ТЭ и ТО потребным темпам обработки, анализа и предоставления необходимой пользователям информации.

EL BIOPODER -DOCUMENTAL,DOCUMENTALES COMPLETOS EN ESPAÑOL,documentales national geographic español


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: