Керамика включает сосуды разнообразных форм: миски без ручек и с ручками в виде горизонтального кольца, чашки, кувшины, черпаки, большие сосуды для хранения зерна и упоминавшиеся выше сосуды особых форм для хранения молочных продуктов, изготовления творога и т. п. Посуда темного цвета с залощенной блестящей поверхностью, с глубоким резным орнаментом в виде лент, спиралей, меандра; полосы заполнены точками. Для южной группы керамики характерны языковидные ручки иногда с просверленным посредине отверстием, для северной — ручки в виде полумесяца (ansa lunata), рогов (ansa cornuta) или латинских букв «Т» или «Y».
В пещере Пертоза в окрестностях Салерно протекал ручей, и жители этой пещеры времениапеннинской культуры построили деревянную платформу на сваях, защищавшую их от влаги. Здесь найдено много типичной керамики с языковидными ручками, меандровым и спирально-ленточным орнаментом. Бронзовый топор с закраинами и шило с костяной рукояткой — единственные металлические предметы. Но особый интерес представляет необычайное обилие миниатюрных сосудиков в этой пещере. Часть из них могла быть косметического назначения (мы знаем, что примитивные общества, подобные населению Пертозы, пользовались парфюмерией), часть — детскими игрушками. Но необычайное их обилие наводит на мысль, что это были вотивные предметы, копии домашних сосудов, брошенные в ручей в качестве жертвы богам. В пещере Бельверде найдены сосуды с сожженным зерном, также, вероятно, жертвенного предназначения.
В позднем бронзовом веке помимо пещер появляются укрепленные поселения апеннинскойкультуры. На них не найдены остатки жилищ, вероятно потому, что они были очень легкой конструкции, не оставившей следов. Возможно, что некоторые укрепления, расположенные на возвышенных местах и окруженные валами, служили убежищами.
Холм Коппа Невигата у подножия горы Гаргана (о нем уже была речь выше) был заселен с эпохи раннего неолита до железного века. По-видимому, к позднему бронзовому веку, представленному слоем с керамикой апеннинской культуры, относится мощная оборонительная стена толщиной 6, 3 м, сооруженная из камня. Поселение Пунто делль Тонно в Апулии расположено на холме у залива Таранто. Оно было окружено рвом шириной 5 м, дополненным каменной стеной сухой кладки также шириной 5 м. Здесь обнаружены остатки построек — очевидно, жилых домов, к сожалению, плохо раскопанных и неверно интерпретированных3. Вместе с керамикой апеннинской культуры здесь найдена импортная микенская посуда, датированная 1400 г. до н.э.
Вероятно, в XIV в. до н.э. население апеннинской культуры продвинулось по коридору между горами и болотами Адриатики и долиной По, достигло Эмилии и вступило в контакты с населением культуры террамар в области Болоньи. Этим можно объяснить наличие некоторых элементов культуры террамар на памятниках апеннинской культуры, заставившее археологов прошлого века относить их создателей к одному народу.
Интернациональный стиль бронзового века — определение, данное рядом археологов для стиля предметов роскоши (прежде всего из слоновой кости, фаянса или металла) позднего бронзового века, происходящих из восточного Средиземноморья. Стиль был распространён в 14 и 13 веках до н. э. Термин принят не всеми археологами. Впервые его предложил египтолог Уильям Стивенсон Смит в 1960-е годы в связи с тем, что для данного стиля характерно смешение египетских, месопотамских и эгейских элементов, из-за чего даже не всегда возможно установить происхождение. Центры производства подобных предметов находились главным образом в Леванте, например, в Угарите.
18. Гальштатская культура.
Гальштатская культура названа по могильнику, расположенному близ г. Гальштат (Хальштат, Hallstatt) в Юго-Западной Австрии. По погребениям можно судить о некоторой зажиточности местных жителей, и их считают соляными промышленниками. Период, в течение которого хоронили в Гальштатском могильнике, приблизительно равен 350 годам (750-400 гг. до н.э.). Первые случайные раскопки были произведены в 1824-1831гг.
До конца XIXв. было вскрыто около 2 тыс. погребений. Около 45 % всех могил составляют погребения с трупосожжением. Остальные могилы содержат вытянутые трупоположения (чаще всего головой на запад). Причина применения двух обрядов не установлена. Они совершались при похоронах лиц обоих полов. Можно отметить лишь, что трупосожжения обычно содержат более богатый инвентарь и принадлежат по большей части мужчинам. В инвентаре трупоположений нет оружия. Сожжение производилось на стороне, остатки сожженных костей клали на расчищенную землю или на камни, изредка складывали в глиняное корыто или бронзовый сосуд. Средняя глубина могил 1-1,5 м. Иногда под костями встречаются остатки дерева. Могилы нередко окружены кругом из камней и прикрыты камнями сверху. Инвентарь гальштатских могил чрезвычайно богат и разнообразен. Найдено множество бронзового и железного оружия, бронзовой посуды и украшений.
Гальштатская культура. Западная область
Не во всех странах Европы стадия перехода от бронзы к железу приняла одинаковые характерные формы. Однако иногда эту стадию в целом называют гальштатской эпохой и относят к ней ряд местных культур. Собственно, основанием для отнесения к гальштатской культуре некоторых локальных культур служит распространение своеобразного стиля, в котором выступают преимущественно геометрические элементы. В таком широком понимании гальштатскую культуру размещают на обширных пространствах от Среднего Подунавья до Пиренейского полуострова и от Адриатического моря до бассейна Одры и Эльбы.
С исторической точки зрения важно различать лишь две главные области: восточногальштатскую (от восточной стороны Альп до Карпатской котловины и берегов Адриатики) и западногальштатскую (южнонемецкую и западно-французскую).
Бронзовая фигурка конного воина в шлеме, со щитом и дротиком с культовой повозки из Штреттвега
Пауль Райнеке разделил гальштатскую эпоху на четыре периода (гальштат А, В, С, D), причем два первых относятся еще к позднему бронзовому веку, когда железо было очень ценным металлом и редко попадало к северу от Альп, и лишь два поздних периода (С, D) принадлежат к собственно гальштату, понимаемому как начало железного века, наступившее в Центральной Европе лишь в конце VIII в. до н.э., главным образом в VII в. до н.э.
Более или менее прочная абсолютная дата имеется лишь для конца гальштатского периода, т. е. времени смены его латенской культурой, созданной кельтами. Кельтская экспансия по письменным и другим источникам относится к V — началу IV в. до н.э. Начало гальштата в Средней Европе Питтиони датирует VIII в. до н.э.
Жилища гальштатской культуры — деревянные столбовые дома, а также полуземлянки и палевые дома. Наиболее распространенный тип поселения — слабо укрепленное село с правильной планировкой улиц.
Характерные предметы: бронзовые и железные мечи с рукояткой в виде колокола или в виде дуги, повернутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые конические шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями, панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу, различной формы бронзовая посуда, особого типа фибулы, лепная керамика, ожерелья из непрозрачного стекла. Искусство племен гальштатской культуры было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к богатой росписи, роскоши; разнообразные украшения из бронзы, золота, стекла, кости, фибулы с фигурками зверей, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором, керамическая посуда — жёлтая или красная, с полихромным, резным или штампованным геометрическим орнаментом.
Использовался гончарный круг. Появилось и образотворческое искусство: надгробные стелы, статуэтки из глины и бронзы, украшавшие посуду или составляющие композицию; гравированные или тисненные фризы на глиняной посуде, поясах изображают пиры, праздники, воинов и хлеборобов, иногда людей или зверей, поединки, сцены войны и охоты, религиозные ритуалы. Захоронения гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати.
19. Археологические памятники Древней Греции.
Пожалуй, ни в одной стране мира вы не найдете столько древних памятников, сколько в Греции: знаменитый Афинский акрополь и вращающийся храм Апполона в Дельфах, театр Диониса и храм Зевса, башня Ветров, пещера Перама и многое другое… Белокаменные руины здесь веками хранят память о зарождении цивилизации, превращая легенды и мифы в историю.