. 1.Мотивационно – целевой блок. 2. Изучение нового материала. 3. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Подготовка класса к работе. Учитель играет музыкальное приветствие. Попевка «Музыка, здравствуй». Предлагает вспомнить о чем говорили на предыдущих уроках (музыка разных народов). Постановка проблемы – В какую страну мы сегодня отправимся? (чтение загадки) «Там все ходят в кимоно, Там в чести борьба сумо, Снег лежит на Фудзияме И бывают там цунами. А народ совсем нескучный Кушать любят рис и суши». О какой стране идет речь? Кто-то из мудрецов заметил: «Весна, как и солнце приходит к нам из Японии». Вот и мы сегодня с вами отправимся в Японию, чтобы понаблюдать за приходом весны и познакомится с традициями Японского народа. Постановка цели. Предлагает вспомнить, что мы знаем о Японии — Как по – другому называют Японию — Что передано на флаге — Национальная одежда — Национальная борьба — Искусство составления цветочных композиций — Искусство складывания фигурок из бумаги. Предлагает поприветствовать друг друга и учителя, как в Японии – поклоном. Сообщение учеников о священном Японском дереве – сакуре, о празднике любования сакурой и о том, что японцы часто воспевают красоту Японской вишни в своей музыке. Вопрос детям: «Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили. Чтобы воспеть эту красоту»? Предлагает послушать песню «Вишня» и ответить на вопросы – Похожа эта песня на русскую — Чем не похожа? (необычные интонации). — Складывается ли ощущение законченности? В этом и есть особенность японского искусства – скромность, утонченность, недосказанность. Знакомит с новым понятием «пентатоника». Предлагает детям представить, что они очутились в Японии во время цветения сакуры, подул легкий ветерок, веточки закачались. Предлагает передать это в движениях во время исполнения песни. (Исполнение песни с пластическим интонированием). Рассказ учителя о русском композиторе Д. Б. Кабалевском, который побывав в Японии был восхищен красотой вишневых рощ и красотой японских песен. На мелодию японской песни «Вишня» он сочинил вариации для фортепиано. Спрашивает, что такое вариации. Предлагает послушать «Вариации на тему японской песни «Вишня» и понаблюдать сколько вариаций они услышат, как меняется характер музыки. Организует беседу. — Услышали в этом произведении счастье, восхищение природой, любование красотой цветущей сакуры? — Почему вы так решили? — Какая была музыка, всегда ли была одинаковая? Подводит итог беседы: «Вы правильно определили. Этим произведением композитор хотел выразить своё отношение к трагедии, которая произошла в августе 1945 года в Японии. Рассказывает о трагедии в Хиросиме и Нагасаки и о судьбе японской девочки Садако Сасаки. Предлагает послушать песню « Японский журавлик». Рассказывает о том, что не только в России любят и слушают японские песни, но и японцы любят наши, русские песни, особенно нашу «Катюшу», в честь которой даже был назван клуб любителей музыки в Токио. Предлагает послушать, как звучит песня «Катюша» на японском языке. — Вот и закончилось наше путешествие по Японии. Что вы поняли сегодня на уроке, что нового узнали? Подводит итог: Люди живут одной многонациональной семьей, их общий дом — наша планета, а если их и разделяют границы, то это только земельные границы, а в музыке их нет и быть не может, какого бы цвета кожи человек ни был, на каком языке не говорил. Музыка доступна и понятна, здесь переводчики не нужны. Музыка всех сближает, так что мы можем сказать, что между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ. Предлагает ребятам оценить свою работу на уроке. (У каждого на листочках выведены вопросы и ответы на них. Найдите правильный ответ на вопрос и впишите буквой в последний столбик таблицы. Проверьте и оцените свою работу. Все 5 правильных ответов – «5», 4– «4», 3 – «3». Предлагает исполнить песню «Должны смеяться дети». Домашнее задание: выполнить журавликов из бумаги (оригами). | Исполнение попевки «Музыка, здравствуй». Повторение пройденного материала. Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока. Формулируют тему и цель урока Формулируют учебные задачи урока. Отвечают на вопросы, основываясь на знания, полученные на предыдущих уроках, а так же из личного опыта. Кланяются друг другу и гостям. Сообщение учеников о сакуре. Рассказывают, какое произведение они написали бы, если бы были композиторами Слушают в соответствии с целевой установкой. Анализ и обсуждение услышанного произведения. Восприятие. Запись музыкального термина в тетрадь. Исполнение песни « Вишня» с пластическим интонированием. Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Слушают в соответствии с целевой установкой. Анализ и обсуждение услышанного произведения. Слушают учителя. Слушание и исполнение песни «Катюша». Отвечают на вопросы и подводят итог урока. Самостоятельно проводят оценку своей учебной деятельности на уроке. Исполнение песни. | Строить логические рассуждения. Выдвигать предположения и обосновывать их. Формулиро-вать учебные задачи. Умение работать с различными источниками информации. Высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Размышлять о музыкальном произведении. Учиться определять в звучании особенности японской народной музыки; Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении с пластическим интонированием. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций. Высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Умение на основе анализа музыки делать выводы; Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Умение делать самостоятельные выводы и обобщения. | Взаимодействие с учителем во время беседы. Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. Формулируют тему и цель урока. Работают во фронтальном режиме: — слушают; — отвечают. . Формированиеумения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Взаимодействие с учителем во время беседы. Подводят итоги урока. Исполнение песни. | Участвовать в коллективной исполнительской деятельности Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Сотрудничество с учителем в поиске и сборе информации Умение делиться со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Развитие певческих умений и навыков. Развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Потребность делиться со сверстниками и учителем своими впечатлениями знаниями, умения слушать и воспринимать мнения других. · Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей. Развитие певческих умений и навыков в коллективном исполнении. · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · Развитие певческих умений и навыков в коллективном исполнении. | Контролируют правильность ответов учащихся. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Анализ и обсуждение услышанного произведения. Самооценка учебной деятельности. | Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса. Умение формулировать цель и задачи урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять и уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять и уточнять высказанные мнения. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учатся слушать Умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять и уточнять высказанные мнения. Умение учащихся делать выводы по теме. Объективно оценивать свою деятельность на уроке. |