Темы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения

Форма обучения: полная, заочная

№1.Гуманитарные науки в изучении традиционной культуры народов России (2 часа)

№2. Население России (историко-этнографический обзор) (2 часа)

Форма обучения: сокращенная, заочная

№1.Общее и особенное в традиционных культурах народов России (2 часа)

№2. Формирование русской культуры. Значение православия (2 часа)

4. Творческие задания для подготовки к семинарскому занятию (эссе):

1. Особенности этногенеза русского народа через призму формирования многонационального государства.

2. Роль русского народа в образовании и развитии многонационального государства.

3. Русский народ в национальной политике России.

4. Национально-культурное развитие русского народа, его особенности.

5. Проведите анализ положения русских в регионах Российской Федерации.

6. Русское и русскоязычное население в странах ближнего зарубежья после 1991 года: политико-правовое положение.

7. Основные проблемы русского народа, пути сохранения национальной самобытности.

8. Этническая структура населения России в процессе формирования многонационального государства.

9. Основные факторы, влияющие на изменение этнического состава российского государства.

10. Сравнительный анализ национального состава России по данным переписи населения (с 1897 по 2002 гг.).

11. Основные факторы, влияющие на динамику численности населения, изменение национального состава в Российской Федерации на современном этапе.

12. Процесс формирования этнической истории России, его особенности.

13. Характер взаимодействия народов России и его результаты.

14. Факторы и причины изменения этнической структуры России.

15. Национальная идентичность российского народа и ее специфика в условиях глобализации.

16. Этноязыковая (лингвистическая классификация народов России, особенности и возможности применения.

17. Основные языковые семьи (и их группы) российских народов: этническое развитие, численность, социально-экономическое положение, религиозную принадлежность, этнокультурные особенности).

Эссе пишется на одну из тем по выбору. Объем – не более 3 стр. (текст набирается 14 шрифтом через 1,5 интервала).

Необходимо раскрыть тему с использованием материала лекций и семинаров, а также изложить и аргументировать собственное мнение по проблеме.

4. Методические указания для подготовки к семинарскому занятию:

Основное назначение семинарских занятий – закрепление знаний по дисциплине «Народы России» на базе самостоятельной проработки базовых учебников и соответствующих оригинальных трудов русских и зарубежных авторов. Первую информацию в понимании основ, изучаемых в курсе данной дисциплины, студенты получают от преподавателя. Наряду с другими аспектами освоение основ дисциплины «Народы России» включает актуализацию достижений мыслителей прошлого применительно к современному этапу общественного развития.

Главной задачей при подготовке к семинарским занятиям является чтение и изучение конспекта лекций и рекомендуемой литературы к каждой теме. Указанные в списке литературы книги можно получить в академической или иной библиотеке. Рекомендуется при подготовке к семинару взять в библиотеке 2 – 3 работы, рекомендованные к данному семинарскому занятию, внимательно изучить содержание каждой из них в указанных объемах. Нельзя увлекаться объемом проработанных источников – пусть будет освоено меньше идей, но глубже понята каждая из них.

При изучении основ дисциплины «Народы России» необходимо активно использовать базовые учебники, научные статьи по соответствующей тематике, а также разработанные преподавателями кафедры учебно-методические пособия. Также существенную помощь могут оказать словари, энциклопедии и справочные издания.

При подготовке к семинарскому занятиюрекомендуется ознакомиться с основными положениями лекций, относящимися к данной теме, чтобы уяснить смысл занятия, понять содержание обсуждаемых идей.

Реферативные работы рассматриваются как составная часть процесса обучения и выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер.

Их основная цель – расширение и углубление знаний, полученных в процессе изучения дисциплины, привитие умений самостоятельной работы с научной литературой, развитие индивидуальных способностей студентов и их творческих способностей. Вместе с тем, представляя свои реферативные работы и защищая их на практических занятиях, студенты овладевают навыками публичной презентации, осваивают умения вести научные дискуссии.

Структура рефераты включает следующие составные части:

— вводную часть – значение проблемы, ее актуальность, степень изученности, целевые установки;

— основную часть, в которой рассматриваются всесторонние аспекты указанной проблемы;

— заключительную часть – резюме.

Реферат должен иметь титульный лист, оглавление с указанием страниц, постраничные сноски на использованные источники, а в конце работы – весь список изученной и использованной литературы по теме (приводятся только те работы, на которые есть ссылки в тексте).

Характерными ошибками при написании рефератов являются:

— переписывание целых кусков из реферируемых источников без ссылки на источник, без собственного анализа и обобщения;

— отсутствие четкой структуры работы (плана, выделения главных мыслей), выводов, бездоказательность изложения;

— отсутствие собственной позиции автора реферата;

— отсутствие списка литературы;

— указание публикаций, на которые нет ссылок в тексте.

Тематика рефератов разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки будущих специалистов сферы сервиса.

Выпуск 2. Формы обучения в аспирантуре и их особенности


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: