Эрик Эриксон родился недалеко от Франкфурта. В 25 лет он устроился в школу, организованную Анной Фрейд. Однако Эриксон вышел за рамки психоанализа, т.к. рассматривал развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений (исследовал племена индейцев Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок – рыбаков и собирателей желудей -причина поведения и особенностей личности ребенка лежитв Эго). Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Т.е. последовательность — результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит оттого, какова продолжительность его жизни.
Основал эпигенетическую концепцию (все, что растет, имеет общий план, из которого развиваются отдельные части; каждая имеет наиболее благоприятный период для развития до тех пор, пока развившиеся части не сформируют функциональное целое. Подчеркивает роль внешних факторов в возникновении новых форм и структур). Теория охватывает все жизненное пространство индивида. Показал значение не только семейного, но и культурного контекста в формировании Эго.
Центральное понятие – идентичность. | ||
Личностная идентичность | Эго- идентичность | Групповая идентичность |
набор черт или индивидуальных характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей, ядро личности | субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Имеет психосоциальную природу, т.к. формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением. | чувство принадлежности к данной социальной группе |
формируются пожизненно и согласованно |
Одним из важных механизмов формирования идентичности считает ритуализацию – повторяющиеся формы поведения, которые имеют врожденную основу, она постепенно усложняется и обогащается на протяжении всей жизни. Идентичность — это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определённые сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие.
Э.Эриксон выделял три формы идентичности:
1. Внешне обусловленная. Она создается под влиянием условий, которые отдельный человек не выбирает. Это принадлежность человека к мужскому или женскому полу, к возрастной группе, к определенной расе, месту проживания, национальности и социо-экономическому слою. Эти факторы, противостоять которым очень трудно, определяют существенные компоненты идентичности.
2. Приобретенная. Эта форма идентичности включает самостоятельные достижения человека: его профессиональный статус, свободно выбираемые им связи, привязанности и ориентации. Она связана со степенью волевой независимости человека, устойчивости к фрустрации и ответственности.
3. Заимствованная. Сюда входят усвоенные роли, заданные каким-то внешним образцом. Часто они принимаются под влиянием ожиданий окружающих. Примерами могут служить роли лидера и подчиненного, ученика и учителя, отличника и отстающего.
Эриксон описал восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис – поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адаптированным, так и более ослабленным. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между противоположными состояниями сознания. Благоприятный результат – включение в эго нового позитивного качества, неблагоприятный – встраивание негативного компонента. Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней гораздо труднее. Т.о. люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и разной скоростью. Взаимодействие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.
Джеймс Марсиа модифицировал концепцию Эриксона, определив 4 стадии идентичности, через которые юноши и девушки могут проходить в процессе развития своей идентичности:
1. статус предрешенности – связали себя обязательствами, но кризис идентичности не прошли;
2. статус диффузии – не прошли через кризис и не связали никакими обязательствами;
3. статус моратория – пережили кризис и пытаются определиться в отношении самого себя и будущего;
4. статус достижения идентичности – успешно прошли кризис и самостоятельно приняли на себя обязательства.
На статус идентичности влияют различные факторы, включая социальные ожидания, Я – образ, реакции на стресс.
Итак, основные положения Эриксона, отличающие его от классического психоанализа, это:
1. Сдвиг к изучению ЭГО, проблема свободы воли, ответственности и инициативности
2. Влияние социума на человека (причем, не только ближайшего окружения, но и исторических условий, преломляющихся через семью)
3. Развитие личности, по Эриксону, не прекращается в течение всей жизни.
4. Кризисы имеют положительное значение, это не просто барьер, а перспективы развития личности.
Стадия | Содержание | Позитивный / негативный исход | |||||||
.младенчество | Орально-сенсорная стадия (0 – 18мес) | Базовое доверие / недоверие к миру | |||||||
Развитие основ доверия. Чувство доверия к окружающему миру является основой формирования позитивного самоощущения, оно служит опорой для приобретения нового опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет с лёгкостью и охотно обращаться к новым видам деятельности. В окружении, располагающем к доверию, ребёнок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять; у него закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения к самому себе. | |||||||||
2.раннее детство | Ползунковая стадия (1,5 – 3 года) | Автономия / стыд | |||||||
сомнения Развитие автономии. Ребёнок осознаёт своё индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Но жизненная активность ребёнка может быть и не безупречной, в результате чего он может столкнуться с неодобрением окружающих. Ребёнок должен перейти от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. В этот период ребёнок особенно нуждается в благожелательной поддержке, в воодушевлении. Зарождающееся чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к появлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля должно происходить без ущерба для формирования позитивной самооценки. | |||||||||
возраст игры | Эдипова или локомоторно-генитальная стадия (4 – 6 лет) | Инициативность / чувство вины | |||||||
Развитие инициативности. У ребёнка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Одновременно он определяет для себя границы дозволенного. Главной движущей силой энергичной познавательной деятельности ребёнка является его любознательность, в результате перед ним открываются новые возможности. Он уже чувствует себя увереннее, т.к. может свободно передвигаться, владеет речью. Очень важной для дальнейшего развития является реакция родителей на все проявления исследовательского поведения ребёнка. Главной опасностью этого периода Эриксон считает возможность появления у ребёнка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативности | |||||||||
школьный возраст | Предпубертатный возраст (6 – 11 лет) | Трудолюбие / чувство неполноценности | |||||||
Развитие трудолюбия. Ребёнок включается в организованную систематическую деятельность и осуществляет её самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. Ребёнок осваивает различные инструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являются стандартными. В результате у него развивается чувство трудолюбия, способность к самовыражению в продуктивной работе. Если у ребёнка не формируется чувство трудолюбия, он не может овладевать навыками инструментальной деятельности. В итоге он может вообще разувериться в своих способностях участвовать в каком-либо труде. Т.о., развитие, происходящее в школьные годы, весьма существенно влияет на представления человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике (предпосылки профессиональной самооценки). | |||||||||
5. юность | Юность (11 – 20 лет) | Самотождественность / ролевое смешение | |||||||
Эго-идентичность или ролевое смешение. Задача, с которой встречаются подростки на этой стадии состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.п.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Основной упор делается на ЭГО и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Неспособность достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности (ролевым смешением). Подростки ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчуждённость и иногда кидаются в сторону негативной идентичности – противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники. Интеллект в своем развитии достигает уровня формальных операций, подростки начинают видеть несоответствия и противоречия как в исполняемых ими ролях, так и в ролях других людей. Разрешение этих ролевых конфликтов помогает строить новую личную идентичность, которая остается на всю жизнь. Формирование эго-идентичности главная задача юности. | |||||||||
молодость | Ранняя зрелость (21 – 25 лет) | Интимность / изоляция от других | |||||||
Близость или изоляция. Человек, успешно разрешивший этот конфликт, не боится и умеет устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом, он способен отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять собственную идентичность, свое Я. При неспособности к этому – многочисленные разваленные семьи, неконтакт с детьми, или наоборот – залипание на партнере, неспособность отпустить детей от себя, даже когда они уже взрослые, сильная эмоциональная зависимость от партнера и потеря своего Я. | |||||||||
7. | зрелость | Зрелый возраст (25 – 50-60 лет) | продуктивность \ инертность | ||||||
Генеративность или стагнация. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между осознанием потребностей общества и излишней поглощенностью собой. Неудачное разрешение предыдущих конфликтов ведет к тому, что человек направлен на удовлетворение больше своих потребностей, слишком занят своим здоровьем и покоем. Такой человек болезненно реагирует на любое посягательство на его личное пространство, которое объективно выходит далеко за пределы последнего. Эриксон назвал такой исход стагнацией. Зацикленность на собственном благополучии и безопасности не дает возможность человеку раскрыть свои творческие способности, не позволяет ему вполне реализоваться ни как профессионал, ни как родитель. Зачастую человек еще больше усиливает эту свою неспособность, ложно принимая ее за проявление индивидуальности и исключительности. Если же конфликт решается довольно успешно, то человек имеет склонность уделять больше внимания другим людям. Основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Если у взрослых людей продуктивность преобладает над инертностью — положительное качество данной стадии – забота. С утратой продуктивность жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения – выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. | |||||||||
8. | Поздняя зрелость (более 60 лет) | Единение с миром / чувство отчаяния | |||||||
Целостность ЭГО или отчаяние. Здесь центральный конфликт — между принятием своей жизни, себя и ощущением напрасности, бессмысленности прожитой жизни. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил он не зря и полностью реализовал то, что было отпущено судьбой. Тогда он принимает жизнь целиком, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. | |||||||||