И темпом деятельности
Успешность ученика на уроке во многом зависит от уровня развития внимания ребенка и от темпа его деятельности. Кроме того, немаловажное значение имеет умение произвольно управлять этими качествами. Учителя начальной школы, конечно, включают в содержание урока задания, способствующие формированию основных свойств внимания, но этого может оказаться недостаточно для ребенка с нарушениями речи. Систематическая, на протяжении ряда занятий, с увеличением объема и темпа выполнения упражнений тренировка основных свойств внимания в процессе коррекционной работы значительно повышает уровень успеваемости школьников, получающих логопедическую помощь. Дети учатся быстро включаться в коллективную работу, своевременно переключать свое внимание на новые действия, регулировать темп своей деятельности относитель-30
но темпа класса. Только через систему упражнений и заданий удается перейти от истощаемого к устойчивому, высококонцентрированному вниманию.
УПРАЖНЕНИЯ:
1.Ритмический диктант.Детям предлагается графически записать серии ритмов, которые отстукивает логопед.
Например: I II I II III III I II I II III
* Упражнение способствует концентрации слухового внима-
ния, развивает произвольность в учебной деятельности, способ-
ность воспринимать слухо-речевой ритм. Для большей эффек—
тивности упражнения нужно соблюдать некоторые условия:
• дать детям установку, что они будут работать, как старшие школьники: не глядя на учителя, не поднимая головы, ориентируясь только на слух;
• упражнение проводить на 6-8 занятиях подряд;
• в начале тренировок давать короткие (на 10-15 серий) диктанты. Впоследствии доводить длительность работы до 1-2 минут. Темп диктовки постепенно наращивать;
• контролировать выполнение задания. Например, попросить детей подсчитать количество серий ритмов в диктанте; можно организовать контрольное чтение ритмов по цепочке: один ученик читает первую серию, второй — вторую и т. д.
2. «В ритме вальса».Логопед просит детей расслабить кисть руки и работать «с голоса» учителя (не отрывать взгляд от строки, не поднимать голову). Нужно, точно подчиняя движения руки командам логопеда, безотрывно писать заданный графический элемент. Например:
Логопед диктует: «Раз-два-три, раз-два-три…», при этом он то замедляет, то ускоряет темп.
* Упражнение способствует развитию графомоторной коорди-
нации, силы и точности движений руки (т. е. способности неко-
торое время писать безотрывно, подчиняя ритм движений Рит-
му диктанта).
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Логопедические занятия
Это упражнение может быть предложено в более сложном виде: логопед в процессе диктовки меняет не только темп, но и силу и высоту голоса. Например: «Раз-ДВА-три, раз-два-ТРИ…» При таком изменении голоса ребенок должен соответствующий элемент написать высотой во всю строку, в то время как остальные элементы пишутся в полстроки.
3. «Собери слова из звуков».Логопед называет слова,
дети выделяют из каждого слова, например, первый звук,
и заносят его в транскрипционные скобки. По заверше-
нии работы из выделенных звуков составляют слово.
Важным условием работы является концентрация слухового внимания, т. е. умение работать «с голоса» учителя, не отрывая взгляда от строки, следуя общему темпу работы.
Пример:
листва, игрушка, нитки, эхо, яблоко, катушка, апельсин.
[Л’ И Н’ Э Й’ К А]
* На первых этапах работы из звуков синтезируются слова, в
дальнейшем количество диктуемых слов возрастает и получа-
ются целые предложения — загадки, пословицы.
4. Сложение и вычитание букв.Логопед предлагает
ученикам выполнить с буквами и слогами действия, ука-
занные на индивидуальных карточках, и получить в ре-
зультате понятные слова.
Пример: ДО + МУ — У =
КАР — АР + У + БИК =
СОР — Р + КОЛ =
СОК — К + БА + КАР — Р =
ГО + РАМ — AM + ОХ =
АРС — С + БУС — С + 3 =
* Это упражнение направлено на усиление концентрации и
устойчивости внимания. Для того чтобы оно было максималь-
но эффективным, материал должен постепенно усложняться,
объем его — увеличиваться. Время на выполнение задания луч-
ше ограничить 2-3 минутами.
5. «Собери слово».Детям предлагается собрать, т. е.
написать слово из букв, которые логопед называет по-
очередно, с паузами. Паузы заполняются интерфериру-
ющей продукцией.
В начале тренировок ученикам предлагаются слова простой слоговой структуры. В дальнейшем слова становятся более сложными, их количество в упражнении возрастает, темп работы увеличивается.
Например:
Первая буква — Б, далее идет буква И, затем следует буква Н, последняя буква в слове — Т.
* Упражнение направлено на развитие слухового внимания, восприятия и его избирательности. Дети должны выбрать из речевого потока только значимую для данной работы информацию — названия букв, все остальное для выполнения задания не важно.
6. «Самый зоркий».Логопед предлагает ученикам по
смотреть на карточку, прочитать то, что на ней написа-
но, запомнить и записать в тетради. Время экспозиции
карточки — не более 2 секунд.
Пример:
Первый набор карточек — бессмысленные сочетания согласных букв (от 3 до 9):
скндмрбт |
п к ф н л |
бсмзлнвжк
Второй набор карточек — знакомые детям слова из 4-16 букв (полезно использовать словарные слова):
карандаш |
яблоко |
иод |
автомобиль
предложения, в которых |
Третий набор карточек количество знаков от 5 до 16:
Что делать? |
Дай мне! |
Я иду. |
Птица летит
* Упражнение направлено на развитие зрительной памяти. Проводить его следует на 8-10 занятиях подряд, количество знаков на табличках должно постепенно увеличиваться.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Логопедические занятия
МОДУЛЬ F Умение общаться в учебной ситуации Одно из учебных умений, присущих успешному ученику, — это умение поставить перед взрослым вопрос, Ht который тот будет отвечать. Способность сомневаться спрашивать, проверять полноту и ясность понимания указывать учителю на свои трудности у детей с нарушениями речи, как правило, «западает». Поэтому задаче} логопеда и психолога является формирование у учеников навыков общения в учебной ситуации. Решение этой за дачи предполагает формирование следующих умений: • четко формулировать вопрос; • задавать вопросы, а не уходить от трудностей; • принимать учительскую задачу, не подменяя ее собственной задачей; • (см. модуль А); • решать задачу, взаимодействуя со сверстниками — другими участниками группы, одноклассниками. УПРАЖНЕНИЯ: 1. «Отгадай вопрос».Логопед раздает участникам игры по 2-3 карточки, на каждой из которых по одному вопросу. Задание: молча прочитать свой вопрос и мысленно ответить на него одним предложением. Условие игры: нельзя показывать карточку с вопросом другим участникам. Далее каждый участник вслух произносит ответ на вопрос, а остальные должны определить вопрос на его карточке. Если смогли определить, значит, ответ был сформулирован правильно, и эта карточка выбывает из игры. Побеждает тот, у кого в конце игры не останется ни одной карточки с вопросом. * Пример: «Кем работает твоя мама?» Если ученик отвечает «Моя мама работает в магазине», то отгадать вопрос, написанный на его карточке, невозможно. Достаточно 2-3 таких оши- |
бок чтобы дети поняли, что ответ нужно давать в полном соответствии с вопросом. Кроме того, дети практически усваивают, что полный ответ на вопрос — это повторение самого вопроса с добавлением, как правило, одного слова.
2. «Скажите это короче».Логопед читает предложения, в которых простые понятия выражены многословно. Детям предлагается упростить предложения.
Например:
По окончании трехмесячного летнего отдыха ученики нашей школы сосредоточились все в одном месте — во Дворце спорта «Юбилейный». (После летних каникул ученики нашей школы собрались во Дворце спорта «Юбилейный».)
3. «Вежливая просьба». Группа выбирает водящего. Он будет выполнять просьбы участников игры и сообщать об их выполнении. Формулируя просьбу, игроки должны употреблять вежливые слова, написанные на доске, а получив ответводящего, должны поблагодарить его. Игрок, забывший употребить вежливые слова, становится водящим.
* Дети учатся формулировать просьбу, вежливо обращаться друг к другу, обогащают словарный запас. Пример:
— Игорь, дай мне, пожалуйста, карандаш!
— С удовольствием дам тебе карандаш, Саша.
— Благодарю тебя.
4. «Камешек».Участники игры держат руки перед собой, прижав ладони друг к другу. У водящего между ладонями спрятан плоский камешек. Он обходит всех игроков, делая вид, что каждому кладет в ладони камешек. На самом деле камешек, конечно, оказывается у одного из игроков. Водящий начинает «искать» камешек, обращаясь с вопросом к одному из участников.
Например:
Водящий: Лена, не у тебя ли мой чудесный камешек? Лена: Нет, Вова, его у меня нет. Я думаю, что он у Иры. Ира: Лена, ты, к сожалению, ошиблась. Чудесный камешек не у меня, но я предполагаю, что он у Светы…
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ЩКОЯ1ЬНИКАМИ
* Эту игру желательно проводить на 3-4 занятиях подряд. Игроки обязательно должны называть друг друга по по имени использовать вежливые» выражения, написанные на доске. Можно ввести в игру дополнительное условие — водящий подбирает к слову «камешек» какое-нибудь определение (чудесный, разноцветный, красивый, любимый) , игроки по возможности должны употреблять его в своих репликах.
5 «Кто кого?» Ученики делятся на две группы. Одна получает от логопеда карточки с сообщениями о каких-либо событиях или поступках, выбирает и зачитывает всем сообщение. Вторая группа должна составить к сообщению критические или отрицательные замечания. участники первой группы должны приводить контрар-гументы Если у одной из групп возникает явная заминка, второй группе присуждается победа ж игре.
Например:
— Мы умеем проверять свой диктанты!
— Вы не будете их проверять, потому что вам будет лень это делать.
-А мы не будем лениться, потому что хотим получить хорошие оценки
Вы не будете их проверять, потому что вам не хватит вре-
мени на контрольной.
Если не успеем, мы попросим учителя дать время на пере-
мене.
6 «Есть вопрос!» Логопед объясняет, что сейчас будет читать предложения, специально делая между ними паузы Если предложение понятно, то ученики хором должны сказать: «Дальше!», если кто-то сомневается, что понял предложение, он должен поднять руку и уточнить.
Например:
Логопед: У нас в городе живут перелетные и зимующие
птицы-Дети: Дальше!
Логопед: Грибы и папоротники размножаются спорами. Ученик: Простите, я не понял: грибы и папоротники спорят между собой?