Мое мнение
Задачи тренинга:
1.Рассказать участникам о способах эффективной аргументации и о том, вам иметь собственное мнение и уметь отстаивать его неагрессивно;
2.Сформировать у подростков активную позицию по отношению к собственной жизни.
3.Отобрать навык эффективной аргументации и другие способы доказательства своей точки зрения.
Необходимый материал:
1.Секундомер;
2.Мячик для большого тени СА или подобный:
3.Колбочки темные из-под фотопленки – 3 шт.;
4.Бумага 9*9 см., можно взять разноцветную – 10 листов;
5.Наборы цветных карандашей или фломастеров (важно сделать наборы для занятия такими, чтобы в наборе не было двух карандашей или фломастеров одного цвета). Количество наборов равно половине количества участников группы.
План занятия Вводные слова. Оглашение темы занятия Разминка | Время 10 мин. | Примечания |
Упражнение «За одну секунду!» или Упражнение «Таможня и контрабандист» Блок «Вспомним все» | 10-15 мин | Проводится одно из упражнений. Причину смотрите в тексте |
Что было на предыдущем занятии? Основная часть занятия | 5 мин. | |
Упражнение «Варежки» Упражнение – демонстрация «Колбочки» Упражнение «Две позиции» Перерыв | 20 мин 15 мин 15 мин | См. Приложение Подготовить заранее 2 колбочки из-под фотопленки |
Теория «Правила аргументации» Упражнение «За — Против» Рефлексия всего занятия | 10 мин. 15 мин. | Напечатать (или написать заранее темы на отдельных листочках) |
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше? | 5-10 мин. |
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Всем привет! Как ваше настроение?
Что вы ждете от сегодняшнего занятия? Как вам кажется, что сегодня будет?
Все ваши мнения мне очень интересны.
Ответы участников.
И знаете, даже если вы не угадали, я благодарю, что вы выразили свое мнение. Это очень важно делать. А знаете почему?
Об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии. Оно называется «Мое мнение»
Упражнение – разминка
«За одну секунду!»
Пояснение: Внимание! Это одноразовое упражнение. Если его уже кто-то делал в группе, то интерес к нему пропадает. Поэтому предупредите участников, что если кто-то вспомнит инструкцию, то пусть сразу подойдет к ведущему и тихо расскажет смысл упражнения. Если участник действительно знает суть, то надо сказать, чтобы он не говорил ответ всем остальным участникам. При этом он может продолжать участвовать, а вы скажете всем: «Все нормально, была ложная тревога, будем продолжать». Если это упражнение провести невозможно, то переходите к альтернативному (см. ниже).
Для упражнения вам понадобится теннисный мячик и секундомер. Участники стоят в кругу. При этом до определенного момента ведущий участвует тоже. Временные отрезки рассчитаны на группу участников примерно из 10 чел. Если в группе больше участников, время можно немного увеличить, а если меньше – уменьшить.
Инструкция:
1.Сейчас я пущу мячик по кругу, вы его потрогайте и передайте дальше. Пустите мяч по кругу и незаметно включите секундомер. Когда мяч вернется к вам, скажите: Отлично, вы сделали это за (…сколько- то…) секунд.
2.А как вы думаете, можно ли передать этот мяч за 10 секунд? Теперь вы можете включить секундомер в открытую. Молодцы! Хорошо.
3.Вы знаете, мне рассказывали, что такая же по численности группа смогла передать мяч последовательно за 5 секунд. А вы? Скорее всего, группа справится с этим заданием. Можно давать несколько попыток с этого момента и далее.
4.Дело в том, что я знаю, что некоторые передавали этот мяч еще быстрее – за 3 сек. Да, да, за 3 сек. Еще раз напоминаю 2 правила. Во-первых, надо, чтобы этот мяч коснулся каждого из вас последовательно, т.е. нельзя, чтобы одновременно было 2 и более касаний. И, во- вторых, еще очень важно, чтобы эти касания были очевидны, т.е. видны, чтобы нельзя было усомниться в том, было касание или не было. Должен быть явный факт. Понятно?
С этого момента ведущий может уйти из круга и занять позицию наблюдателя с секундомером.
Как только, будете готовы, скажите, чтобы я смог зафиксировать время.
Группа пытается найти способ как можно быстро передать мячик. Пытается ускорить уже опробованный способ, но не получается. Иногда участники говорят, что это невозможно, подзадорьте ребят, сказав, группа из 25 чел. Смогла это сделать, за 3 сек.
Возможно, эти слова подействуют, и группа сможет передать, мячик за 3 сек. Они рады и довольны!
Молодцы! Теперь я вижу, что вы настоящая команда.
5.Ну а раз это так, то это надо отметить призом. А приз будет таков: сделать это уже за 1,5 секунды, а может и за 1 (на усмотрение ведущего). Тут со стороны участников начинается «бунт». Группа начнет возражать, что это невозможно! Но вы спокойно говорите, что это возможно и вы видели это своими глазами.
Дайте им опять 5 минут. А через 3 минуты, если группа так и не нашла решения этой задачи, скажите: Смотрите. Вы все время пытаетесь усовершенствовать какой-то старый способ. Я вам задам вопрос: что перспективнее – технология или изобретение? Группа задумывается. Отвечает. Независимо от их ответа скажите: Технология только усовершенствует процесс, а изобретения создают новый способ или новый процесс. Изобретения – это резкий скачок, а технология – плавный.
Вот вам явный пример – компьютер. Производители придумали новый процессор – это изобретение, а потом плавно увеличивают его внутреннюю частоту – это технология. У любой технологии есть предел, а у изобретений предела нет. Ну, как вам? После этого группа опять думает. И правильная или почти правильная идея появится и у них получится. Если они сделают это даже за чуть большее время, чем 1, 5 или 1 сек., то не обязательно говорить группе об этом. Их ликование важнее.
После этого, как они сделали: Поздравляю вас. Вы справились. Молодцы! Вы, и, правда, настоящая команда. Давайте поаплодируем всем нам…. А теперь сядем в круг.
Дополнительное пояснение: Ваша задача как ведущего – сделать так, чтобы группа справилась с заданием. Поэтому подбадривайте их, говорите, что они смогут. На первом этапе участники начинается «бунт». Незаметно для них скажите: Попробуйте сделать так, как говорит Маша. Если вы не будете пробовать, вы не узнаете, верно, она говорит или нет.
Правильный ответ на момент написания этого упражнения таков:
Группа должна пустить мяч по небольшой наклонной плоскости, мячик покатится. Саму плоскость ребята должны составить из своих указательных пальчиков: пальчик одного человека прислоняется к пальчику другого человека, к ним прислоняется третий и т.д. Для ровности можно использовать, например, линейку. Для удобства ребята должны встать напротив друг друга разделившись на две команды (пальчик человека с правой стороны прислоняется к пальчику человека с левой стороны и т.д.) Чтобы мячик не упал, пока катится, ребята, которые строят плоскость, должны выпрямить большой палец так, чтобы он находился под прямым углом к их указательному пальцу и смотрел вверх. Это похоже на то, как в детстве мы изображали пистолет.
Таким образом, создастся туннель, где указательные пальцы будут выступать в качестве пола, по которому катится мяч, а большие пальцы – в качестве стенок, которые не будут позволять ему упасть. При этом в построении плоскости два человека не принимают участие: один, который пускает мяч и второй, который его ловит. Так мячик прокатывается меньше, чем за 1 сек. (зависит от количества участников).
Комментарий: Вы не должны добиваться, чтобы участники в точности повторяли этот способ, если у них получилось, не нарушая правил, передать мячик за 1 сек. каким-то другим способом, значит, они уже справились, просто потом расскажите им о своем способе. Очень часто ребята образуют наклонную плоскость из своих ладоней, и мячик катится тоже меньше, чем 1 сек. Скажите потом, что они все сделали правильно, только в вашем варианте наклонную плоскость строят из пальцев.
Анализ упражнения:
o Какие у вас впечатления?
o Вы довольны тем, как выполнили это упражнение?
o Слушали ли вы друг друга?
o Все ли мнения были услышаны и проверены?
o Как вы думаете, чему учит это упражнение?
Это упражнение и сложное, и легкое одновременно. Но самое главное, что оно, как вы сами заметили, показывает нам, что надо быть внимательным к каждому участнику. Потому что каждый может предложить выход из трудной ситуации. Но при этом оно еще учит каждого настаивать на своей позиции. Хочу также сказать, что очень важно подходить к решению задач нестандартно, потому что в этом проявляется ваше индивидуальность и неповторимость – и групповая и личная.
Комментарий: Далее описана альтернативное упражнение (его не следует проводить на этом занятии, если вы уже повели упражнение «за 1секунду!»):
Упражнение «Таможня и контрабандист»
Пояснение: Группа делится на 2 команды. Команды становятся, напротив друг друга участники каждой команды становятся в линейку, плечом к плечу. Образуется своеобразный коридор. Первым людям из команды дается по карандашу или ручке.
Инструкция: По моей команде вы начнете за своими спинами передавать карандаш друг другу так, чтобы другая команда не знала: от первого человека в вашей команде – к последнему и назад, до тех пор, пока не скажут: «Стоп!». Таким образом, карандаш окажется у какого-то одного человека. Понятно? Итак, начали!
После того, как карандаш оказался, у кого-то одного начните опрос каждого участника. Каждый участник команды № 1 выскажет свое мнение: у кого находится карандаш в команде № 2. Почему? Каждый должен найти 3 аргумента относительно своей точки зрения. Например, один из участников команды № 1 говорит про команду № 2: «Я думаю, что карандаш у Сережи»:
1. Сережа дергался в момент команды «Стоп».
2. Он покраснел.
3. Сережа загадочно улыбается, скорее всего, он держит карандаш.
После того, как все из команды № 1 выскажутся, команда № 2 показывает, у кого карандаш. После этого каждый член из команды № 2 также начинает высказывать свое мнение (подтверждается тремя аргументами) относительно того, у кого из команды №1 находится карандаш. Нужно поиграть несколько раундов, в конце подводится итог, какая команда лучше рассказала у кого карандаш.
Анализ упражнения:
o Как вы определяли, у кого карандаш?
o Трудно ли было выразить свое мнение? Почему?
Умение выразить свое мнение очень важно, даже если вам кажется, что у вас его нет. Оно есть всегда, просто надо понять, какая позиция вам ближе, нужно быть внимательнее к себе и своим ощущениям.
Блок «Вспомним все»
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончании блока ведущий должен взять эту тему с темой предыдущих занятий.
Упражнение «Варежки»
Пояснение: Разбейте группы на пары. Если в группе нечетное количество участников, ведущий должен принять участие в упражнении. Для каждой пары приготовьте один лист из Приложения и один набор цветных карандашей и фломастеров одного цвета. Каждая пара должна сесть за парту (или стол). Необходимый реквизит должен лежать перед ними.
Инструкция: Сейчас вам предстоит раскрасить варежки, причем с одним условием: вы можете раскрашивать только свою, ближнюю к вам варежку. Варежку вашего партнера вы раскрашивать не можете. Ваша задача – сделать так, чтобы варежки получились ОДИНАКОВЫЕ и КРАСИВЫЕ.
Например, представьте, что ваш партнер взял красный карандаш и нарисовал посередине варежки цветок, но уже на своей варежке. Вы в свою очередь, имеете право рисовать на свободном месте свой элемент, а ваш партнер обязан его повторить на своей варежке. Все понятно? Давайте начнем. Включите фоновую музыку на время раскрашивания.
Комментарий: Ведущему не надо специально говорить участникам, могут ли они разговаривать в процессе рисования. Но если такой вопрос будет задан, вы можете сказать, что главное – не мешать остальным.
Анализ упражнения: После работы все рассаживаются по парам в круг со своими «варежками», и каждая пара должна представить своими «варежками» группе. Ведущий каждой паре задает вопросы:
o Вы сначала договорились, что будете рисовать, или спонтанно рисовали то, что получилось?
o Вы общались в процессе рисования?
o Чья была задумка?
o Где, чей элемент на варежках?
o Чьих элементов больше?
Когда все пары представят свои работы, попросите каждого участника выбрать, чьи варежки оказались самыми красивыми. А далее пусть каждый назовет лучший рисунок. Для фиксации и подсчета результатов вы можете использовать доску и таким образом определите победителей, поаплодируйте им.
После этого упражнения самое важное – это повести итог. Это упражнение определяло вашу активность – пассивность, вашу инициативу или ее отсутствие. Сейчас каждый для себя может ответить на вопрос: «Насколько активную позицию я занимаю в жизни?» Кто начинал рисование элементов в варежке, чьих элементов больше – те более активны и инициативны. Остальные предпочитают более пассивную позицию, им легче быт зависимым от кого-то.
Спросите: Кем легче быть – свободным или зависимым?
Вы услышите разные мнения, поблагодарите каждого за ответ, но правильным ответом будет то, что свободным, активным человеком быть труднее, т.к. такой человек должен нести ответственность и отвечать за свои поступки и слова. Зависимые плывут по течению, что им сказали, то они и делают. Это очень опасная позиция человека – жертвы. Таких людей легче под себя подмять и манипулировать ими.
Комментарий: Постарайтесь вдохновить и замотивировать участников на активную позицию по отношению к своей жизни. Им не должно быть все равно, что происходит и может произойти с их жизнью и дальше. Если вы чувствуете, что у участников есть настрой на серьезный разговор, то поговорите с ними, задав следующие вопросы: где их может застать беда, где нужно проявить свой характер и активность, чтобы не попасть в беду. Можно вспомнить два старых анекдота. Первый.
Звучит объявление на многолюдной площади: «Завтра в это же время всем приказано явится сюда же. Вас всех будут вешать». Голос из толпы: «Скажите, пожалуйста, а веревку с собой приносить?».
И второй анекдот со сходным сюжетом.
Объявление группе людей: «Сейчас мы вас будем расстреливать». Голос из толпы: «А я не хочу!». – «Не хочешь, не будем. Отойди и не мешай работать». Вот вам иллюзия двух жизненных позиций в критической ситуации.
На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения, отстаивать свои интересы и не попадать под чужое влияние. Давайте начнем с небольшого упражнения – демонстрации.