В обработке для детского хора в. локтева.

Аннотация на хор Н.А. Римского-Корсакова

“Высота ли, высота поднебесная” из IV картины оперы “Садко” (1893-1896)

в обработке для детского хора В. Локтева.

Жанр– хор с сопровождением.

В опере сцена “Высота ли, высота поднебесная” рассчитана на звучание двух хоров: мужского (дружина Садка) и смешанного (народ), а также солистов — и является музыкальной кульминацией произведения. Роль хора очень велика – в “Садко” нет ни одной картины, где бы он не был задействован; это активное действующее лицо. Воплощаемые хором образы — не только бытовые (хор торговых гостей, корабельщиков, калик перехожих), но и фантастические (свадебная песня “Рыбка шла, плыла”, хор красных девиц царства подводного); по cоставу это мужские, женские и смешанные хоры, которые иногда взаимодействуют внутри одной сцены.

Автор музыки оперы и анализируемого произведения – Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908 г.) – великий русский композитор, педагог, дирижер и общественный деятель, участник “Могучей кучки”. Автор пятнадцати опер, внесших значительнейший вклад в сокровищницу русской музыки, автор большого количества симфонических и камерно-инструментальных сочинений, вокальной музыки. Хоровое творчество композитора представлено во многих жанрах — это сочинения для хора с оркестром – кантаты “Свитезянка” для солистов и смешанного хора, “Песнь о вещем Олеге” для солистов и мужского состава, “Из Гомера” для солистов и женского хора, восемнадцать хоров без сопровождения, духовные произведения, а также хоры из опер. Следует упомянуть обработки народных песен, сделанные композитором, и изложенные в сборнике “Пятнадцать русских народных песен для хора”. К характерным чертам хорового письма композитора относятся синтезирование гомофонно-гармонической и полифонической фактур, большой тесситурный объем, сложность гармонии, использование приемов вариационного развития материала. Важно, что Римский-Корсаков в течение десяти лет по сути стоял во главе Придворной певческой капеллы, а в своего преподавания в Петербургской консерватории воспитал плеяду блестящих композиторов, внесших ценный вклад в русскую хоровую литературу – А.К. Лядова, М.М. Ипполитова-Иванова, А.Т. Гречанинова и других.

Автор переложения для детского хора — Владимир Сергеевич Локтев (1911-1968) – русский композитор и музыкальный педагог, профессор института им. Гнесиных по кафедре хорового дирижирования, основатель Детского ансамбля песни и пляски; автор обработок и переложений для детского хора.

Текст хора “Высота ли, высота поднебесная” заимствован из припева-прибаутки к былине о Соловье Будимировиче. Впоследствии подвергся переработке Н.А. Римского-Корсакова и поэта Владимира Бельского (1866-1946 гг.), который работал над либретто последних опер композитора.

Образ текста – восторг перед кораблями Соловья Будимировича, который прибывает к Киев-граду, перед величием Днепра, несущего корабли к Киеву. Форма изложения (в тексте либретто) – четыре куплета, где в первых трех куплетах — четыре строфы, в в четвертом – три.

1. Высота ли — высота поднебесная;

Глубота — глубота океан-море;

Широко раздолье — по всей земли;

Глубоки омуты — днепровские.

2. Как из-за моря, моря синего,

Выбегали тридцать кораблей,

А и тридцать кораблей и един корабль

Молода Соловья Будимировича.

3. Высота ли — высота поднебесная;

Глубота — глубота океан-море;

Широко раздолье — по всей земли;

Глубоки омуты — днепровские.

4. Широко раздолье — по всей земли;

Глубоки омуты — днепровские,

Еще глубже их море синее.

Второй куплет, несущий более повествовательный характер в музыке выражен очень яркой модуляцией в тональность VI низкой ступени, и сменой штриха на legato. Третий куплет, по тексту одинаковый с первым в музыке динамизируется за счет введения аккомпанемента и нюансировкой с mf до f – подготавливая кульминацию – последний куплет, где за счет ритмического расширения в музыке происходит сокращение строфы.

Жанр хорового произведения – песня, форма – куплетно-вариационная с куплетом и тремя вариациями. Темп – “Не слишком быстро”.

Тема – восторженного, ликующего характера, с опорой на диатонику, простые гармонии и тонический звук в басу в первом предложении. Уже внутри куплета, в последних двух предложениях начинаются вариации на тему – вводятся хроматические звуки, несколько усложняется гармония, изменяется движение голосов. Мелодия в сопрано, которая также заимствована из записи былины в сборнике Кирши Данилова – полетная, с преобладанием секундовых и терцовых интонаций, характерных для былинных распевов (в опере проводится сначала одноголосно, в исполнении Садко и лишь потом вступает хор – что характерно для русской традиции исполнения). Несмотря на то, что основной материал в хоровом ансамбле – мелодия, которую ведет сопрано, вариационность достигается изменениями среднего и нижнего голоса, и это не должно остаться вне внимания дирижера и исполнителей (т.н. “глинкинские” вариации). Очень велика роль сопровождения – это подголоски, которые необходимо провести ярко, а также звучание tutti в четвертом куплете, когда роль оркестра относительно хора еще более возрастает.

В обработке для детского хора в. локтева. Основная тональность – A-dur, во втором куплете происходит модуляция за счет сопоставления в F-dur, и в третьем куплете возвращается основная тональность. Сложность гармонического языка произведения состоит еще в том, что простые гармонии в начале куплетов чередуются со сложными, с хроматическим движением голосов в конце, сменяющимися на протяжении вариационного развития. Интересным гармоническим приемом становится ввод предкадансовых гармоний, особенных для каждого из первых трех куплетов произведения, в четвертом куплете за счет ритмического расширения гармония упрощается (менее диссонирующая).

В обработке для детского хора в. локтева.

В обработке для детского хора в. локтева.

Фактура произведения – гомофонно-гармоническая.

Типы хора, которые могут исполнить это произведение – это и смешанный (детский хор), и однородный (женский); партий всего — четыре, divisi у сопрано и альтов — нередки схождения в унисон у партии сопрано, тогда как у альтов унисон преобладает.

Диапазон хора – от a малой октавы до fis второй октавы. Наиболее широкий диапазон у партии первого сопрано- от с первой октавы до fis второй; у второго сопрано – от с первой октавы до d второй, первого альта- от h малой октавы до a первой, и у вторых альтов — от a малой октавы до a первой. Тесситурно партии достаточно удобны; наиболее трудной представляется партия первых сопрано, у которых пение в высокой тесситуре преобладает над пением в средней.

Роль альтов и вторых сопрано в хоровом изложении в основном — аккомпанемент, однако и внутри этих голосов происходит движение (например — хроматизированные ходы в каденциях у альтов), поэтому нельзя говорить только о такой ограниченной роли партий. Мелодический материал проводится в партии первого сопрано.

Выразительно в тембровом качестве выглядит модуляция в F-dur во втором куплете – низкий, “бархатный” регистр у альтов, более удобная тесситура у сопрано, помимо гармонической краски, привносят тембровую мягкость звучания, необходимую для передачи образа.

Наиболее сложные в интонационном отношении моменты – это каденции куплетов. Сложной для интонирования (особенно для детского хора), может оказаться модуляция из F-dur в A-dur, на границе второго и третьего куплета.

В обработке для детского хора в. локтева.

Решить трудности можно изучением с каждой партией горизонтали движения и вертикальным выстраиванием аккордов (можно использовать прием сольфеджирования).

Дикция – четкая, с цепким слогом; необходимо уделить внимание четкому проговариванию согласных. Звуковедение во втором куплете – legato, в остальных – non legato. Характер звука – светлый, звонкий, плотный; во втором куплете – чуть прикрытый. Певческое дыхание – по фразе.

Состав хора, оптимальный для этого произведения – средний или большой, Рекомендуется к исполнению женским хором I-II курса колледжа, а также профессиональными и опытными самодеятельными детскими коллективами.

Общему характеру произведения – яркому, торжественному, подчинена динамика (преобладание f), и темп, который необходимо сохранять на протяжении всего произведения, чтобы не потерять движение при замедлении, и не потерять патетичность, своего рода четкость аккордового изложения при ускорении темпа. В связи с куплетной формой произведения, каждый куплет должен явиться неповторимым, что можно достичь динамизацией (1 куплет – mf, второй – p (pp), третий – f, четвертый — ff). Несмотря на довольно крупные масштабы формы, исполнители и дирижер должны ощущать цельность произведения, кульминация которого наступает в четвертом куплете. Также важно понимать и значение эпизодов-куплетов (повествовательный характер второго, подготовка кульминации в третьем куплете), чтобы добиться яркости звучания всего хора в целом.

Дирижирование – по двудольной схеме. Штрих – non legato в I, III, IV куплетах, legato – во втором. Вступления – на вторую долю такта, кроме четвертого, наиболее яркого куплета, где вступление – на первую долю. Снятия всегда – на первую долю.

Характер дирижерского жеста – насыщенный, активный, все более наполненный к кульминации произведения, во втором куплете – певучий, мягкий жест. Фермата всего одна — на последнем аккорде в сопровождении, которую необходимо выдержать и активно снять.

При работе особое внимание нужно уделить хорошему строю и пониманию содержания произведения, которое влечет за собой и правильную дикцию, и наполненность звука, и правильную динамику. Необходимо согласовать пение хора с сопровождением, которое то дублирует хоровую партию, усиливая ее звучание, то проводит собственные подголоски.

Если обратится к сцене из оперы, то можно определить, какие инструменты исполняют сопровождение и подголоски, которые выписаны в фортепианную партию в обработке В. Локтева. Так, во втором куплете на словах “А и тридцать кораблей” небольшой мелодический фрагмент проводится у флейты, на словах “Молода соловья” – проведение у виолончелей; в последних четырех тактах третьего куплета – проведение у кларнетов. В последнем куплете оперной сцены звучание хора подкрепляется оркестровым tutti и звучанием труб на f в мелодическом голосе, в последних тактах звучит тремоло литавр. Хоровой дирижер может показать эти подголоски “оркестру”, но главное здесь, что знание этих подголосков и знание оркестровых средств выразительности в сцене из оперы может помочь в создании образа произведения дирижером.

С позиции современного музыкально-хорового искусства, “Высота ли, высота” – одно из ярчайших хоровых творений Н.А. Римского-Корсакова, жемчужина оперы “Садко”. Такое произведение может исполняться в качестве последнего в концертных программах, чтобы оставить у слушателя ощущение торжественности и восторга.

Весь комплекс приемов, направленный в работе на понимание образа и содержания произведения может претвориться в яркое исполнение обработки хора, сопоставимое с хоровой сценой из самой оперы “Садко” – к чему и необходимо стремиться.

Выйду ночью в поле с конём


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: