Основными видами учебных занятий в ходе изучения курса «Введение в гибридные системы» являются лекции, самостоятельная работа и индивидуальная работа.
Лекции составляют основу теоретической подготовки и посвящены наиболее важным моментам. При проведении лекций необходимо использовать технические средства обучения, применять методы, способствующие активизации познавательной деятельности слушателей.
Важным звеном во всей системе обучения является самостоятельная работа обучающихся. В широком смысле под ней следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых, как в отсутствии преподавателя, так и в контакте с ним. Она является одним из основных методов поиска и приобретения новых знаний, работы с литературой, а также выполнения предложенных заданий, подготовки к сдаче зачета. Преподаватель призван оказывать в этом методическую помощь студентам и осуществлять руководство их самостоятельной работой. Согласно плану дисциплин специализации предусматривается около 1 часа самостоятельных занятий на каждый 1 час занятий аудиторных.
Индивидуальная работа заключается в подготовке каждым студентом презентации по одной из тем лекционного курса и доклада на эту тему в ходе занятия. Это подстегнет их активность, обеспечит лучший уровень взаимопонимания преподавателя со студентами (поверка собственного уровня подачи информации по уровню студенческих докладов), а также даст возможность будущим специалистам лишний раз попрактиковаться в выступлениях перед аудиторией с применением современных средств ТСО.
Особенность методики подачи материала данного курса заключается в цикличности (повторяемости) при постепенном нарастании сложности материала, при его подаче по принципу – сначала более простые внешние признаки, затем более сложные внутренние принципы работы. В первом цикле, в разделе введение, на простом уровне излагаются достаточно известные и тривиальные факты, рассматриваются простейшие примеры сетевых устройств. Выясняется, кто из студентов имеет здесь слабое представление о предмете, и им в первую очередь все объясняется. В течение второго цикла, в разделах 1 и 2, происходит более подробное изучение всех сетевых устройств, существующих на текущий момент. При этом упор делается на функционал каждого устройства, а не на принцип работы. Т.е. в первую очередь, что делает это устройство, для чего его используют (а не как оно это делает). После этих двух циклов следует третий (раздел 3), где изученный материал закрепляется на конкретном примере. После того как у студента сформировалась некая картина мира в этой области, после того как он проглядел множество изображений устройств и ощупал образцы руками, он стал обладать знаниями о формальной (внешней) стороне области компьютерных сетей. Он уже может выдавать рекомендации по созданию сети для определенных условий, указывать перечень входящих туда устройств. Только после этого начинается подача материала четвертого цикла (раздел 4), где наконец объясняется, как все это работает. Такой подход соответствует и общей истории познания человечеством различных явлений и процессов, и практике использования технологических достижений цивилизации современным поколением.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Текущий контроль является главным принципом позволяющим добиться хорошего усвоения материала. Он проводится в ходе всех видов учебных занятий в следующей форме.
В ходе лекционных занятий не менее 40% времени первой половины занятия тратится на ответы у доски студентов по материалу, изученному на прошлом занятии, т.е. происходит достаточно подробная проработка «по горячим следам» свежего материала по методике средней школы. При этом отвечающий у доски студент выбирается из списка присутствующих специальной механизированной процедурой обеспечивающей равновероятный выбор. В течение этой первой половины занятия отвечают у доски (или с места) 4-5 человек, при этом обнаруживаются и разбираются недопонятые частью студентов вопросы. При этом каждый отвечающий получает оценку за ответ, которая фиксируется преподавателем в своем журнале. Отказ от ответа оценивается «двойкой». Таким образом, каждыйи этом отвечающий у доски студент выбирается из списка присутствующих специальной механизированной прцедурой студент к концу семестра имеет до 5-ти оценок за ответы у доски, среднее арифметическое от которых с вероятностью 90%, как показал многолетний опыт, соответствует уровню знаний показываемых этим студентом на зачете.
По результатам индивидуальной работы каждый студент один раз за семестр делает доклад на 10 минут по теме текущего занятия, сразу после завершения контрольных ответов. Таким образом, эту составляющую также следует отнести к формам контроля.
Итоговый контроль осуществляется в форме сдачи зачета в пятом семестре и имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине.
При сдаче зачета студент должен продемонстрировать знания в предметной области, описание которой указано в вопросах к зачету. Студенту на подготовку к ответу отводится 20 минут, при этом в аудитории находится не более 2-х студентов одновременно. Оценка на зачете проставляется в приложение к диплому.
План изучения дисциплины по видам учебных занятий
Осенний семестр: лекции – 18 часов, самостоятельная работа – 18 часов, индивидуальная работа — 6 часов, зачеты – 4 часа.
№ | Наименование раздела | Лек | Самост | ||||
Введение. | |||||||
Первые вычислительные машины. Пять поколений ЭВМ. Передача данных от компьютера к компьютеру через носители. Псевдосети, как прообраз локальных сетей (связь компьютеров через Com-порты). Необходимое для этого программное обеспечение. Появление сетевых карт. Первые одноранговые ЛВС на коаксиальном кабеле и необходимое сетевое программное обеспечение от фирмы Novell. Сети с выделенным сервером. Первые сетевые операционные системы от Microsoft. Каскадирование хабов. От сети рабочей группы до сети предприятия. Серверные операционные системы от Microsoft. Возможности предоставляемые ЛВС на предприятии – разделение ресурсов, разделение данных, разделение программных средств. Понятие сетевых прикладных программных средств. Понятие клиент-серверной технологии. Удаленный доступ по ЛВС к программному средству на примере терминального доступа к продуктам 1С. Понятие сервера данных, почтового сервера, Интернет-сервера. | |||||||
Передача данных по телефонным линиям и первые модемы. Связь через модем с другим компьютером. Появление всемирной сети. Связь через модем с Internet-провайдером как прообраз подключения к глобальной сети. ADSL-технология. Отличия современных модемов, содержащих гнезда RJ45 и встроенные концентраторы, превращающие их в один из классов активного сетевого оборудования. Доступ в Интернет не через модем. Объединение нескольких ЛВС через Интернет в общую сеть. Глобальная сеть как совокупность локальных сетей, хранилищ данных и средств обеспечения трафика. Беспроводные сети. | |||||||
Визуальное и тактильное изучение образцов сетевого оборудования. Кабели – коаксиал и витая пара 3, 5, 6 категории, оптоволокно. Кабели с дополнительным экранированием и внешней защитой (для наружных работ). BNC-коннекторы, Т-коннекторы, заглушки, коннекторы RJ-45, сетевые розетки, фрагменты коробов, обжимные клещи. Патч-корд – обжатый кусок кабеля. Обжим прямой и с переворотом. Сетевые карты BNC, RJ45, комбо и их место внутри компьютера (стыковка с материнской платой). Концентраторы (хабы), маршрутизаторы (свичи), коммуникаторы. | |||||||
ВСЕГО: | |||||||
I. Активное сетевое оборудование. | |||||||
Коммутаторы. Коммутаторы 10, 100 мбит и гигабитные. Коммутаторы 5, 8, 12, 16, 24 и 48 портовые. Коммутаторы настольные (настенные) и монтируемые в 19” стойку (толщиной 1U). Коммутаторы неуправляемые, управляемые, 2-го и 3-го уровня, стекируемые. Коммутаторы (их порты) для витой пары и оптоволокна. Дополнительные модули. Технические характеристики – перечень поддерживаемых сетевых протоколов, перечень поддерживаемых интерфейсов локальных и глобальных сетей, общая производительность маршрутизатора, поддержка политики маршрутных объявлений, защита от широковещательных штормов. Соотношение коммутации и маршрутизации в корпоративных сетях. | |||||||
Сетевые карты (адаптеры). Беспроводные адаптеры. Точка доступа. Антенны, удлинители. Модемы, маршрутизаторы, принт-серверы, межсетевые экраны. IP-телефония и оборудование для нее (адаптеры, телефоны, шлюзы). Медиаконверторы. Накопители NAS – дисковые массивы (в т.ч. с системой видеомониторинга). Беспроводные WEB-камеры, кожухи. | |||||||
ВСЕГО: | |||||||
II. Пассивное сетевое оборудование. | |||||||
Кабели «витая пара». Кабели кроссировочные. Кабели многопарные. Патч-корды. Шкафы и стойки. Аксессуары для шкафов и стоек. Модуль вентиляторный. Оптические полки. Комплекты заземления. Организаторы кабеля горизонтальные и вертикальные. Панели-заглушки. Патч-панели (коммутационные). Полки, направляющие, выдвижные, для клавиатуры. Силовые розетки. Кроссовые телефонные панели. | |||||||
Кабельные каналы ПВХ (короба). Flex- каналы. Сечения 100*50, 160*65, 20*12.5, 25*18, 32*20, 35*30, 60*16, 75*20, 80*35. Зажимы, фиксаторы, заглушки, отводы, накладки, крышки гибкие, перегородки, ответвления, углы внутренние, внешние, плоские. Система Mosaic: рамки, розетки, суппорта. Розеточные коробки внешние и внутренние, панели розеток. Розетки, вилки, модули, коннекторы. Кроссовое оборудование. 19” кроссы, монтажные профили, рамы, коробки распределительные, консоли укладочные, монтажные комплекты, спейсеры, плинты, защита, стяжки. Специальные приборы – клещи, ножи, сетевой тестер. | |||||||
ВСЕГО: | |||||||
III. Пример СКС масштаба предприятия на 48 рабочих мест. | |||||||
Исходные данные по предприятию, план помещений, расположение компьютеров и телефонов. Понятие структурированной кабельной сети. Понятие проектной документации. Понятие «кабельного журнала». Схема прокладки коробов и кабелей. Особенности крепления коробов и проброски кабельных жил. Маркировка. Схема монтажного шкафа и состав его оборудования. Особенности написания проекта и проведения работ, настройка и тестирование кабельных систем, поверка и сертификация качества работ для сдачи Заказчику. | |||||||
ВСЕГО: | |||||||
IV. Протоколы, маршрутизация, адресация . | |||||||
Основы передачи дискретных данных. Характеристики линий связи: амплитудно-частотная характеристика, полоса пропускания, затухание, помехоустойчивость, перекрестные наводки на ближнем конце линии, пропускная способность, достоверность передачи данных, удельная стоимость. Методы передачи дискретных данных на физическом уровне. Аналоговая модуляция. Цифровое кодирование. Методы передачи данных канального уровня. Асинхронные протоколы. Синхронные символьно-ориентированные и бит-ориентированные протоколы. Обнаружение и коррекция ошибок. Методы коммутации. Техники FDM, TDM и WDM. Коммутация каналов, коммутация пакетов, коммутация сообщений. | |||||||
Сетевой уровень как средство построения больших сетей. Принципы объединения сетей на основе протоколов сетевого уровня. Реализация межсетевого взаимодействия средствами TCP-IP. Адресация в IP – сетях. Типы адресов стека TCP-IP. Классы IP-адресов. Особые IP-адреса. Использование масок в IP-адресации. Автоматизация процесса назначения IP-адресов. Организация доменов и доменных имен. Система доменных имен DNS. Протокол IP и его основные функции. Структура IP-пакета. Протокол надежной доставки ТСP-сообщений. | |||||||
ВСЕГО: | |||||||
ИТОГО: | |||||||
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. В.Г. Олифер, Н.А. Олифер Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. СПб: Издательство «Питер», 2000 – 672 с.: ил.
2. Виснадул Б.Д., Лупин С.А., Сидоров С.В., Чумаченко П.Ю. Основы компьютерных сетей: учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Гагариной, М.: ИД «Форум».: ИНФРА-М, 2007. – 272 с: ил.
3. http://www.dlink.ru/ Компьютерный ресурс – сайт компании производителя сетевого оборудования DLINK.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Локальная компьютерная (вычислительная) сеть (ЛВС) –сеть, объединяющая по кабелю компьютеры расположенные в одном или нескольких соседних помещениях, как правило не более 50 штук, относящихся к одному небольшому предприятию, либо подразделению крупного предприятия.
Глобальная компьютерная сеть –либо сеть крупного предприятия, состоящая из ЛВС подразделений расположенных на разных территориях (соединенных например оптоволоконным кабелем), либо сеть предприятия или федеральной структуры, соединяющая множество ЛВС расположенных в различных городах, или странах (соединенных, как правило, через удаленный доступ по Интернету). Либо этим термином называют сам Интернет (“мировую паутину WWW”).
Одноранговая сеть –сеть без выделенного сервера, где все компьютеры равноправны, т.е. имеют одинаковую степень важности (ранг). Как правило, в одноранговой сети бывает не более 5-10 компьютеров.
Выделенный сервер –специальный компьютер, как правило, не эксплуатируемый в обычном режиме под прикладные программы, на котором хранятся все данные и все программы, которые эксплуатируются многими пользователями данной ЛВС. Имеет, как правило, специальное сетевое программное обеспечение, получает и раздает пользователям сети Интернет и электронную почту.
Разделение ресурсов -совместное использование всеми пользователями ЛВС по сети таких устройств как например сетевой принтер, сетевой сканер или сетевой факс.
Разделение данных –совместное использование всеми пользователями ЛВС по сети данных хранящихся в одном месте, например на сервере или одном из компьютеров сети.
Разделение программных средств– совместноеиспользование всеми пользователями сети программного средства, установленного на одном из компьютеров сети. Как правило, это программное средство специально предназначено для сетевой работы, т.е. для одновременного доступа к нему с нескольких разных компьютеров, и как правило оно создано по технологии клиент-сервер, т.е. основная его часть установлена на сервере, а на каждом рабочем месте установлена клиентская часть. При работе они обмениваются сокращенным трафиком информации.
Коммутатор– устройствофизически соединенное с каждым компьютером сети кабелем. Через коммутатор происходит передача всей информации в сети.
Сетевой адаптер (сетевая карта) -устройствопредставляющее собой либо плату расширения, вставляемую в слот материнской платы компьютера, либо конструкцию, подключамую по USB. Также бывают сетевые адаптеры, интегрированные на материнской плате. Сетевой адаптер содержит порт (гнездо) в которое втыкается сетевой кабель приходящий к компьютеру от коммутатора.
Сетевой кабель витая пара –наиболее распространенный вид сетевого кабеля, состоящий из нескольких пар скрученных попарно медных изолированных проводников, заключенных в общую диэлектрическую оболочку.
Кабель-канал ПВХ –пластмассовый (из поливинилхлорида) короб квадратного сечения различных размеров, в котором размещается пучок кабелей ЛВС проходящих по стене (или полу, или потолку) помещения.
Коммутационный Шкаф 19” –специальное устройство для больших ЛВС, в котором размещаются по вертикали один или несколько коммутаторов, один или несколько серверов, блок бесперебойного питания для них, а также кросс-панели и органайзеры, удобно и наглядно обеспечивающие подключение всех кабельных концов ЛВС (как правило хорошо промаркированных) в соответствующие гнезда устройств.
Структурированная кабельная система (СКС)- это набор коммутационных элементов (кабелей, разъемов, соединителей, специальных шкафов, кронштейнов, кабель-каналов и т.д.), совместное использование которых закреплено определенной методикой. Подразумевает единую среду для передачи всех видов данных – компьютерные данные ЛВС, телефонные сигналы АТС, телевизионные сигналы системы видеонаблюдения, сигналы с датчиков систем безопасности здания.
ОСНОВНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ.
1. Когда появились первые компьютерные сети и как это соотносилось с общей картиной развития вычислительной техники ?
2. Что собой физически представляли первые сетевые карты и кабели?
3. Как происходила эволюция сетевого программного обеспечения?
4. Могла ли сеть с выделенным сервером обходиться без коммутатора?
5. Какие вы знаете скорости передачи данных по сети?
6. Чем отличаются современные коммутаторы от первых хабов?
7. Какие преимущества дает применение ЛВС на предприятиях и что такое разделение ресурсов, данных и программных средств.
8. Объясните суть клиент-серверной технологии, в чем ее преимущество.
9. Почему появились понятия серверов данных, почтовых серверов и интернет-серверов. В каких случаях это необходимо?
10. Почему мы сейчас относим модемы к сетевому оборудованию? Чем физически (конструктивно) отличаются такие модемы от своих предшественников?
11. Что такое беспроводные сети?
12. Что такое глобальные сети и как они образуются ?
13. Какую максимальную скорость передачи обеспечивает коаксиальный кабель и витая пара категорий 3, 5, 6 ?
14. Что такое одномодовое и многомодовое оптоволокно?
15. По каким нескольким категориям делят коммутаторы?
16. В чем заключается интеллектуальность современных моделей коммутаторов? Что такое коммутаторы 2-го и 3-го уровня?
17. Чем различается активное и пассивное сетевое оборудование?
18. Как работает беспроводная сетевая карта и что такое “точка доступа”?
19. Зачем применяют межсетевые экраны?
20. Что такое принт-серверы?
21. Какие вы знаете модели модемов и какие они дают возможности для организации домашних сетей?
22. В чем преимущество IP-телефонии?
23. Приведите различные примеры применения накопителя NAS с точки зрения использования различного уровня RAID?
24. Зачем нужны беспроводные WEB-камеры?
25. Опишите классы пассивного сетевого оборудования?
26. Зачем придуманы кабель-каналы с многочисленными вспомогательными элементами?
27. Что произойдет если попытаться реализовать описанную в Разделе III систему без использованного пассивного сетевого оборудования, применяя только кабели и вилки?
28. Перечислите известные характеристики линий связи.
29. Назовите известные методы передачи данных.
30. Что такое домены и IP-адреса?