Значение игрушек в обучении детей рассказыванию:
а) сенсорное воспитание и развитие наблюдательности;
б) развитие мышления и воображения;
в) закрепление и активизация словаря, а также источник новых слов;
г) вызывает положительные эмоции, желание высказаться.
Занятия с игрушками были разработаны Е.И.Тихеевой. Более поздние исследования и методические разработки: А.М.Бородич, Э.П.Короткова, О.И.Соловьева, Н.А.Орланова, О.С.Ушакова и др.
Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:
— дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
— сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;
— готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
— наборы, составленные воспитателем и детьми, ~ мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.
Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, на занятиях нужно использовать новые и чем-то обновленные игрушки (кукла в новом платье, мишка, сидящий в машине). Это вызовет ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.
2. Виды занятий по игрушкам.
1) . Описание игрушки — связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.
Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и т.д.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах, два зайца разных цветов или размеров и др.). Дидактические игры на описание проводятся, как правило, после нескольких занятий, на которых дети приобрели умение описывать игрушку, определенный словарный запас.
Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания («Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь), «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран)).
2) . Сюжетные рассказы (повествования):
а) рассказ по набору игрушек — связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;
б) рассказ по отдельной игрушке — это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя — данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.
На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов. В описании — определять объект, последовательно описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказывать оценочные суждения. В повествовании — выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
3. Методика обучения монологической речи на занятиях с игрушками:
А) В младшем дошкольном возрасте стоит задача — научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2-3 предложений.
1. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь?
2. Игрушки должны быть подобраны соответственно: должны привлекать к себе внимание детей (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).
3. На занятии обучение составлению описательным рассказам организовывают в игре «Найди и опиши» (предлагается 2 детям найти 2 игрушки одного вида, но разные по внешнему виду — 2 кошечки: серая и черная). Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога. На следующем этапе рекомендуется совместное составление описания.
4. Виды занятий с игрушками, в целом, проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ может сопровождаться драматизацией, в которую включаются высказывания детей.
5. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Завершается занятие чтением потешек, стихов.
Б) В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Рассматривание игрушки, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения (пугливый заяц, хитрая лиса
1. Описание игрушек должно проводиться по определенному плану, который должны усвоить дети. Для этого необходимо:
— правильно организовать ход рассматривания игрушек, продумать расстановку вопросов, специальных упражнений;
— дети должны поэтапно обследовать предмет — от восприятия его в целом к выделению существенных признаков;
— необходимо задавать вопросы в определенном порядке, учить детей думать, в какой последовательности они будут описывать предмет.
3. В процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям вопросно-ответные связи между предложениями:
— повтор слов («Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть»)’,
— правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе («Кто это?» — «Зайчик.» «Какие уши у зайца?» — «У зайца длинные уши»).
— образец, которому следуют дети, описывая игрушку («Скажи как Петрушка», «Скажи как я»).
4. Постепенно можно предложить ребенку описать одну из 3-4 игрушек на основе образца по одной из них. Также здесь могут использоваться приемы: подсказ слова, дополнения, совместное описание, поощрение).
5. В повествовательных рассказах важно сформировать у детей представления о структуре рассказа (начало, середина, конец). Важно здесь научить ребенка составлять рассказы по вопросам воспитателя.
6. Для усвоения ребенком средств связи между предложениями и частями текста можно использовать заполнение схемы
7. При самостоятельном составлении детьми рассказов, педагог помогает им развить сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал—убежал, встретил и…, стали они…).
8. Важную роль играют дидактические игры на описание («Магазин игрушек»).
9. Дети этого возраста сами составляют загадки на основе образца воспитателя.
В) В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования.
1. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, с использованием образной речи.
2. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию.
3. Дети продолжают описывать игрушки и составлять загадки, но заданий усложняются, дети проявляют большую самостоятельность в выполнении. … v v v
4. Дети могут самостоятельно выбрать игрушку и составить по ней связный рассказ. Это наиболее сложный вид рассказывания, так как дети должны активизировать свой опыт, память, воображение. Определен только один персонаж, остальные придумываются ребенком, который должен наделить каждого персонажа качествами, найти ему свое место в повествовании, придумать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ.
5. В этом возрасте продолжается работа над структурой высказывания (тексты анализируются с точки зрения их структуры, проводится работа с моделями, обсуждается возможное начало рассказа, речь детей обогащается словами-связками для соединения предложений).
6. Можно внести в описание элементы соревнования («Кто лучше расскажет об игрушке»), можно использовать игру «Подарки».