Хадис 13. любая часть тела, отрезанная от живого существа, считается нечистой.

От Абу Уакъида аль-Лейси, да будет им доволен Аллах, который передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “То, что отрезано от живой твари, — мертвечина” (хадис привели Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал хадис хорошим, данная версия хадиса принадлежит ему).

Степень достоверности хадиса:

Хадис хороший (хасан). Хадис приводится в несколько иной версии в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда (№ 2485).

Выводы из хадиса:

1.Существует правило фикъха, гласящее: “То, что отторгнуто от живого существа, подобно его мертвечине” (с точки зрения чистоты и дозволенности в пищу). То есть, если мертвечина какого-нибудь животного считается чистой, то и часть, отторгнутая от его тела при жизни, чиста, если же мертвечина данного существа является скверной, то и отсеченная от его живого тела часть — скверна. То же касается вопроса дозволенности в пищу: если мертвечина животного дозволена в пищу, то и отсеченная от него при жизни часть также дозволена, если же запрещена, то и отсеченная от его живого тела часть также не дозволена (харам).

То, что отторгнуто от тела живого человека, является чистым, но запрещенным в пищу. Запрет наложен не на основании его чистоты или скверности, а в связи с тем, что человеческое тело неприкосновенно по своей сути и требует уважительного к себе отношения.

Часть, отделенная от живой рыбы, является чистой и разрешенной в пищу, а то, что отторгнуто от живой коровы, является скверной и в пищу запрещено, потому что коровья мертвечина — скверна.

Однако ученые фикъха, да смилуется над ними Аллах, выделили из этого правила два исключения, а именно:

а) Преследуемая дичь. Это животное, преследуемое группой людей. Когда во время погони никак не получается настичь животное и забить, люди принимаются отсекать своими мечами или кинжалами части его тела, кому-то из них удается отсечь переднюю лапу, кому-то — заднюю, и это продолжается до тех пор, пока животное не умрет. Чем являются в данной ситуации отсеченные от животного части? Прямых доводов, проливающих свет на этот вопрос, нет. Однако ученые считают, что при условии, что животное будет в конце концов настигнуто, данную ситуацию можно сравнить (къияс) с охотой, по поводу дозволенности которой существуют хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. То есть если дичь была настигнута, то преследование ее подобным образом аналогично охоте, а значит, все части ее тела, в том числе и отсеченные во время погони, чисты. Однако если дичь убежала, а отсеченные от нее части остались, то они подобны мертвечине, то есть являются наджасой. Изложенное мнение является наиболее достоверным, хотя Аллаху ведомо лучше.

б) Мускус и мускусный мешок (так называемая “мускусная крыса”):

Существует вид горных коз (газелей), которых называют мускусными газелями в связи с тем, что в их организме вырабатывается одно из известных благовоний — мускус. Говорят, что, когда люди хотят извлечь из тела газели мускус, они начинают усиленно гнать ее, в результате чего к области пупка животного приливает кровь, сосуды набухают, и образуется выпячивание. Это выпячивание перетягивают веревкой, в результате чего отток крови из образовавшегося мешка и приток в него крови извне прекращается. Мешок набухает, а через некоторое время, лишившись питания кровью, отпадает. Этот мешок называется “мускусной крысой”, в “брюхе” которой находится мускус. Сказал аль-Мутанабби[Аль-Мутанабби – поэт, живший в эпоху аббасидских халифов.]:

“Если ты превосходишь людей, являясь одним из них,

То ведь и мускус — часть крови газели”.

2.Связь данного хадиса с главой “О разновидностях воды” заключается в том, что с его помощью выносится суждение о воде, в которую упала часть тела живой твари.

Вопросы 1-й главы.

1.Значение термина ат-тахара с точки зрения языка и Шариата.

2.Почему “Книга Очищения” (“Китабут-Тахара”) рассматривается первой среди других книг?

3.Что такое вода ат-тахур (чистая вода)? Какие существуют доказательства, подтверждающие ее чистоту?

4.Чем оскверняется вода ат-тахур? Когда оскверненная вода снова становится чистой? Какие существуют доказательства относительно данного вопроса?

5.В чем заключается смысл следующих слов:

а) ат-тахара (чистота);

б) хадас;

в) наджаса (скверна)?

Глава 2. «О посуде».

Описание 2-й главы.

Название данной главы по-арабски – “аль-Ания”. Слово “ания” является формой множественного числа слова “ина”, что означает сосуд, посуда.

Вопрос о посуде имеет непосредственное отношение к Книге Очищения (Китабут-Тахара), так как очищение совершается водой, которая по природе своей — жидкость, а значит сохранить ее возможно только при помощи посуды.

Этот вопрос также связан с Книгой Пищи, потому что еду принимают из посуды.

Таким образом, вопрос о посуде имеет отношение к темам двух книг: Книги Очищения и Книги Пищи. Известно, что если какой-либо вопрос имеет отношение сразу к двум темам, то целесообразней раскрыть этот вопрос безотлагательно при разборе первой из этих тем, при рассмотрении же второй темы делается ссылка на сведения, приведенные при разборе первой. В этой связи мусульманские ученые-законоведы (факъихи) упоминают главу “О посуде” сразу после главы “О разновидностях воды” в Книге Очищения.

Материалом для изготовления посуды может служить железо, медь, бронза, глина, дерево, кожа и все остальное, что пригодно для этой цели.

Основная часть посуды людям дозволена, так как Аллах Всевышний сказал: “Он — Тот, Кто создал для вас все, что на земле…” (2:29), в том числе и посуду. Относительно этого существуют также доказательства из Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “То, о чем Аллах умолчал, является простительным…”.

Как правило, то, о чем Аллах умолчал, является дозволенным (халял).

Исключение составляют вопросы, касающиеся поклонения (‘ибадат), потому что все обряды поклонения, о которых умолчал Аллах и Его Пророк, то есть те, на разрешенность которых нет доказательств из Корана и Сунны, запрещены. Это подтверждается достоверным хадисом от Айши, да будет Аллах доволен ею, в котором приводятся следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Если кто-то совершит поступок, на который нет моего указания, то это отвергнуто”.

То есть, посуда как таковая людям не запрещена. Исключение составляет та посуда, на использование которой Господь наложил Свой запрет, а именно посуда, изготовленная из золота или серебра. Использование такой посуды запрещено в каких бы то ни было целях, за исключением тех, о которых речь пойдет позднее, если Аллаху будет угодно.

Для совершения омовения дозволено использование любой чистой посуды, в том числе изготовленной из драгоценных материалов, за исключением золота и серебра. Ряд ученых упоминают еще одно исключение: человеческие кости и кожа. Использование их в качестве материала для посуды запрещено ввиду их неприкосновенности и необходимости почтительного к ним отношения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сломать кость покойника все равно, что сломать кость живого человека».

Омовение, совершенное из золотой или серебряной посуды, является действительным, несмотря на то, что само использование золотой и серебряной посуды в любых целях, в том числе и для совершения омовения, запрещено. В то же время ряд ученых-богословов считают, что не только само использование золотой и серебряной посуды является запретным, но и совершенное из нее омовение недействительно, однако это мнение слабое, так как запрет не налагается на само совершение омовения, а лишь на использование золотой и серебряной посуды в этих целях. Посуда не является условием действительности омовения, и наоборот, действительность или недействительность омовения не зависит от материала используемой посуды.

Вопрос: Использование в качестве посуды кожи мертвечины после ее выделки.

Выделка (дубление) – очистка кожи от грязи и вредных веществ с помощью средств, добавляемых в воду.

Считается ли кожа падали скверной?

Если мертвечина чиста с точки зрения Шариата, то и кожа ее считается чистой. Если же падаль данного животного является скверной, то и кожа его — скверна.

Примером чистой мертвечины может служить рыба. Аллах Всевышний сказал: «Разрешена вам охота в море, а пища его разрешена в употребление» (5:96). Ибн Аббас, да будет Аллах доволен им и его отцом, толкуя эти слова, сказал: «Охота в море — это то, что добывается живьем, а пища моря — это то, что достается в мертвом виде». Таким образом, рыбья кожа чиста.

Если же животное оскверняется вследствие смерти [Животное оскверняется вследствие смерти, то есть становится с точки зрения Шариата оскверненной мертвечиной (майтатун наджисатун) в том случае, если оно умерло своей смертью, то есть не было зарезано, или же было зарезано, но не согласно обряду Ислама, который включает два условия, о которых будет сказано в главе «О закалывании» Книги Пищи], то и кожа его после этого считается оскверненной. Подобный вывод сделан на основании слов Аллаха Всевышнего: «Если, конечно, это не будет падаль, пролитая кровь или мясо свиньи. Ведь, поистине, это скверна…» (6:145). Следовательно, если животное становится скверной, то и кожа его, являясь частью целого, также становится скверной.

Очищается ли кожа мертвечины после ее выделки или нет? Ряд ученых считает, что она не очищается, так как мертвечина, в том числе и ее кожа, есть постоянная скверна (наджасатуль-’айн), подобно калу, в отличие от временной, удаляемой скверны (наджасатуль-хукмия). Этот вывод сделан на основании проведения очень четкой и понятной аналогии (аль-къияс).

Однако этот вывод не может быть принят, так как в противовес ему существуют доводы из не менее чем 15 хадисов. Один из этих хадисов — хадис от Маймуны, да будет Аллах доволен ею, указывающий на то, что кожа мертвечины очищается выделкой.

Существует хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданный Абдуллахом ибн Акимом, согласно которому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил племени Джухейна письмо с таким содержанием: «Разрешил я вам кожу мертвечины, а после того, как получите мое письмо, не используйте ни кожу (ихаб) мертвечины, ни ее сухожилия». В другой версии хадиса сказано, что это письмо было отправлено Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, за месяц до смерти (Имам Ахмад сказал, что этот хадис с хорошим иснадом). Ученые отметили, что данный хадис отменил собой все хадисы, указывающие на то, что кожа мертвечины очищается после выделки. В то же время три имама сошлись во мнении, что кожа мертвечины очищается выделкой, если животное при жизни было чистым с точки зрения Шариата. То же самое было передано от ибн Аббаса, ибн Мас’уда и других. Мнение трех имамов является наиболее приближенным к истине. Сторонникам же хадиса от ибн Акима они дали следующий ответ:

1.Данный хадис — хадис «мудтариб» [Хадисы мудтариб относятся к категории слабых хадисов (хадис да’иф) из-за наличия дефекта в иснаде или в тексте. Хадис мудтариб — это хадис, переданный в разных версиях, противоречащих друг другу и несовместимых.] по иснаду и по тексту и в то же время относится к категории «хадис мурсаль» [Хадисы мурсаль также относятся к категории слабых хадисов (хадис да’иф). Их слабость заключается в отсутствии непрерывности иснада, а непрерывность, как известно, одно из условий достоверности хадиса. Мурсаль — это тот хадис, в иснаде которого есть пропуск после имени последователя (ат-таби’).], потому что АбдуЛлах ибн Аким не был сподвижником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а был его последователем (ат-таби’), следовательно, не мог слышать этот хадис непосредственно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а о том, что он слышал его от кого-нибудь из сподвижников, никаких сведений нет. Таким образом, этот хадис, который является мудтариб и мурсаль одновременно, следует признать как слабый.

2.Если допустить, что хадис АбдуЛлаха ибн Акима достоверный на том основании, что ряд ученых подтверждают достоверность некоторых из его путей передачи, то следует совместить смыслы двух хадисов (хадиса о запрещенности использования кожи мертвечины и хадиса, где говорится о дозволенности ее использования). Совмещение двух хадисов выльется в следующий вывод:

Использование кожи (ихаб) падшего животного запрещено тогда, когда она еще не подверглась выделке. Запрета же на использование дубленой кожи не существовало никогда. Слово «ихаб» в арабском языке имеет два значения: первое значение — это кожа вообще, а второе — кожа до выделки. И в хадисе АбдуЛлаха ибн Акима слово «ихаб» следует понимать именно во втором значении, то есть как кожу до выделки. При таком понимании хадиса ликвидируется его противоречие хадисам, разрешающим использование кожи мертвечины, не приходится отбрасывать какой-либо хадис как неверный, и становится возможным их совмещение и рассмотрение в совокупности, что считается более предпочтительным.

Наиболее близким к истине является мнение, согласно которому использование кожи, снятой с падали, после дубления дозволено, но лишь в отношении тех животных, мясо которых в случае, когда их закалывают по обряду Ислама, разрешено в пищу (верблюды, овцы, коровы и др.). Кожа же от мертвечины тех животных, мясо которых запрещено даже после забивания по обряду, является неочищаемой скверной. Доказательством этому служат слова хадиса: «Что забиваемо, то и очищаемо». Говоря о забивании, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, использовал в этом хадисе слово «закя», что означает забивание по обряду Ислама. А это слово («закя») используется в Шариате только тогда, когда речь идет о животных, мясо которых нам дозволено. То есть, например, если человек заколол осла согласно всем правилам (поминая имя Аллаха при закалывании и выпуская кровь), то все равно это резание, с точки зрения Шариата, не является «закя», потому что нельзя использовать по отношению к животным, мясо которых запрещено. Таким образом, основываясь на этом хадисе, мы заключаем, что выделка очищает кожу мертвечины только тех животных, мясо которых дозволено в употребление.

Существует также мнение, согласно которому кожа всех, с точки зрения Шариата, чистых при жизни животных очищается дублением.

В свою очередь, к чистым животным, согласно этому мнению, относятся:

1.животные, мясо которых дозволено в пищу (верблюды, овцы, коровы и т.д.);

2.кошка и животные меньше ее по размеру, хотя относительно животных, которые меньше кошки по размеру, среди этой группы ученых в свою очередь есть расхождения (данный вопрос будет рассмотрен позднее в Книге Закалывания);

3.все животные, у которых нет “вытекающей” души, то есть те животные, из которых не вытекает кровь, если их заколоть или убить.

Разведопрос: Александр Таиров про Иеронима Босха


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: