Хадис 75. сон портит омовение, из-за отсутствия контроля над выходом газов.

От Муавии, да будет доволен им Аллах,который передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Глаза – вика’ на горлышке бурдюка, а во время сна эти вика’ развязываются” (хадис передали Ахмад и Ат-Табарани, у последнего добавлено:“Поэтому тот, кто спал, пусть совершит омовение”. Такой же хадис, с этим же дополнением к нему, приведен у Абу Дауда от Али, однако в нем нет слов Пророка “вика’ развязывается”, в обоих из этих иснадов есть слабость; Абу Дауд передал от ибн Аббаса также следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине, омовение требуется от того, кто почивал лежа”, однако в иснаде этого хадиса также есть слабость).

Степень достоверности хадиса:

Хадис от Муавии является хорошим (хасан).Он приводится в сборнике достоверных хадисов Абу Дауда (№ 188) в версии “Вика’ на горлышке бурдюка – это глаза, поэтому тот, кто спал, пусть совершит малое омовение”. Хадис от ибн Аббаса приводится в сборнике слабых хадисов Абу Дауда (№ 34), в сборнике слабых хадисов Ат-Тирмизи (№ 12/72), в сборнике слабых хадисов на основе “Аль-Джами’” (№ 1808 и № 2051), в “Аль-Мишкат” (№ 318).

Объяснение некоторых слов и выражений, встречающихся в хадисе:

Вика’ — веревочка, которой перевязывается горлышко бурдюка, кошеля или мешка.

Горлышко бурдюка — здесь подразумевается отверстие заднего прохода, над которым во время сна человек теряет контроль.

Выводы из хадиса:

1. Как слышное, так и беззвучное испускание ветров через задний проход нарушает малое омовение.

2. В хадисе содержится указание на то, что сон сам по себе не нарушает малое омовение, а является состоянием, предполагающим его нарушение из-за выхода кишечных газов. Поэтому омовение нарушает только глубокий сон, во время которого весьма вероятно неконтролируемое выпускание человеком ветров и вступление им, таким образом, в хадас.

Хадис 76. О наущениях шайтан на счет омовения.

От ибн Аббаса, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, который передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сатана является к кому-либо из вас во время намаза и принимается дуть ему в щель между ягодицами, и тому начинает казаться, что он лишился состояния чистоты, хотя на самом деле он его не лишился. Поэтому, если человек испытывает подобные ощущения, пусть не выходит (из намаза) до тех пор, пока не услышит звук или не почувствует запах” (хадис передал Аль-Баззар; основа этого хадиса приводится в обоих “Ас-Сахихах” от АбдуЛлаха ибн Зейда, да будет им доволен Аллах; Муслим передал подобный этому хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, а у Хакима в хадисе марфу’ от Абу Саида приводится следующее: “Если к одному из вас подойдет шайтан и промолвит: “У тебя — хадас”, пусть он скажет: “Ты солгал”; Ибн Хиббан также передал подобный хадис, но со словами: “Пусть скажет про себя…”).

Выводы из хадиса:

1. Существует принцип, согласно которому все остается так, как оно есть, пока не доказано обратное. Если человеку, находящемуся в состоянии ритуальной чистоты (ат-тахара) начинает казаться, что его омовение нарушено, однако он не убежден в этом, то, согласно правилу, он продолжает пребывать в состоянии ритуальной чистоты, и ему не следует обращать внимание на эти сомнения.

2. Сатана — явный враг снов Адама. Того, кто легко поддается его влиянию, он обольщает и сбивает с пути, когда же ему не удается ввести человека в заблуждение при помощи страстей, он пытается сделать это путем сеяния в его сердце сомнений. Всевышний сказал: “Поистине, сатана — вам враг, посему считайте его врагом, он зовет свою партию, чтобы оказаться им среди обитателей Адского огня”. (35:6)

Вопросы 6-й главы.

1. Что означает понятие “науакъид-ль-вуду’” (“обстоятельства, нарушающие малое омовение”)?

2. Какие существуют доказательства относительно того, что все, что выходит из переднего и заднего путей, нарушает малое омовение?

3. Какие существуют доказательства относительно того, что употребление в пищу мяса верблюда нарушает малое омовение?

4. Какие существуют доказательства относительно того, что нарушение сознания, возникающее вследствие умопомешательства, обморока, алкогольного опьянения, нарушают малое омовение?

5. Приведи в качестве примера три действия, нарушающие малое омовение, с объяснениями и доказательствами.

6. Какие доказательства приводят те, кто утверждает, что обмывание покойника нарушает малое омовение? Каким должен быть ответ на их утверждение?

Глава 7. «О правилах и нормах (адаб) отправления естественных потребностей».

Описание 7-й главы.

Слово адаб в переводе с арабского языка означает воспитание собственной души (самовоспитание) и привитие ей высоких нравственных качеств.

Нормы (адаб) отправления естественных потребностей включают в себя ряд предписываемых мусульманину слов и действий. Вкратце их можно изложить следующим образом:

1. Действия, совершение которых при отправлении нужды нежелательно (макрух):

1). Говорить и обращаться к кому-либо во время отправления естественных потребностей, если только в этом нет надобности, так как в хадисе сказано: “Если два человека справляют большую нужду, пусть один из них укрывается от другого и пусть не разговаривают друг с другом, ведь это ненавистно Аллаху”. Шейх ибн ’Усаймин сказал, что если бы не слабость, содержащаяся в данном хадисе, то более прочным было бы мнение о запрещенности (харам) подобных действий.

2). Входить в отхожее место с предметами, на которых написаны имена Аллаха, кроме тех случаев, когда человек опасается кражи или чего-либо подобного. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прежде чем войти в отхожее место, снимал свой перстень, на котором были выгравированы слова “Мухаммад — Посланник Аллаха”, и оставлял его. Разрешается входить в туалет с подобными предметами, если они обернуты во что-либо таким образом, чтобы написанное на них не было видно.

3). Прикасаться к половым органам правой рукой при мочеиспускании, подмывании и подтирании. На это указывает хадис от Абу Къатады, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть никто из вас в то время, как он мочится, не дотрагивается до своего полового органа правой рукой и пусть не очищается ею от скверны…” (текст хадиса согласован).

2. Действия, совершение которых при отправлении естественных потребностей запрещено (харам):

1). Обращаться лицом к Къибле, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда вы справляете большую нужду, не обращайте свои лица в сторону Къиблы и не поворачивайтесь к ней спиной, но обращайтесь в сторону востока или запада” (текст хадиса согласован). Согласно правильному мнению ученых, исключение составляет тот случай, когда человек поворачивается к Къибле спиной, находясь внутри какого-либо строения. Это доказывает хадис, переданный Абдуллой ибн Умаром, да будет доволен им Аллах, который рассказал: “Поднявшись однажды на крышу дома Хафсы, я увидел, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, справлял нужду, обратившись лицом в сторону Шама, а спиной в сторону Каабы” (текст хадиса согласован).

Что касается ученых, сторонников мнения о недопустимости обращения человеком, отправляющим нужду, спиной к Каабе даже при нахождении его внутри строения, то свою точку зрения они обосновывают тем, что при наличии противоречия между словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его действиями [В данном случае речь идет о противоречии между словами Пророка, указывающими на запрещенность обращения к Каабе лицом или спиной при отправлении нужды и его действиями, описанными в сообщении от АбдуЛлаха ибн Умара, когда он, да благословит его Аллах и приветствует, обратился спиной к Каабе при справлении им нужды] предпочтение следует отдать его словам, так как действие могло быть совершено в силу наличия особого исключения для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также просто по забывчивости или в связи с иными обстоятельствами. Однако данная аргументация не может быть признана приемлемой, потому что правилом является следование Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и подражание ему во всем, о чем говорят слова Всевышнего: “И был дан вам в Посланнике Аллаха хороший пример…” (21:33).

Противоречия между словом и действием в данном случае нет, так как если бы оно присутствовало, то это указывало бы на наличие в этом вопросе особого исключения, касающегося только Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако говорить о каком-либо исключении в данном случае нельзя, так как вывод о наличии того или иного исключения для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не может быть сделан лишь на основе предположения. Кроме того, следует учитывать то, что обращение к Каабе спиной при справлении нужды менее тяжко, чем обращение к ней лицом.

Вообще предпочтительнее использовать оба хадиса, совмещая их смыслы, а не руководствоваться одним из них, отбрасывая второй. О том, как следует совмещать друг с другом два вышеприведенных хадиса, уже говорилось.

2). Отправлять естественные потребности на улицах и дорогах, по которым ходят люди, в местах, где люди укрываются от зноя, в местах их собраний и отдыха, в общественных парках, на рынках и т.д., на что указывается в хадисе № 81.

3). Входить в уборную с Кораном, так как подобный поступок являет собой оскорбление Книги Аллаха.

4). Поминать имя Аллаха, то есть совершать зикр (исключением является зикр, совершаемый сердцем).

Достоверно известно, что, когда некто поприветствовал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, справлявшего в это время малую нужду, тот не ответил на это приветствие. Если бы зикр в подобных ситуациях был допустим, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил бы человеку, поприветствовавшего его, ведь отвечать на приветствие – обязанность мусульманина (ваджиб). К тому же он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мне было неприятно упоминать имя Аллаха*в подобной ситуации”.

*[Ас-Салям – одно из имен Всевышнего Аллаха].

3. Действия, совершение которых при отправлении естественных потребностей желательно (мустахабб) и является сунной:

1). Сунной является отдалиться от взоров людей и укрыть от них все тело. На это указывается в хадисе № 80.

2). Входить в уборную желательно с левой ноги, а выходить из нее – с правой, подчеркивая таким образом превосходство правой ноги. Данное законоположение выводится на основе къияса, то есть проведения аналогии: поскольку вход в мечеть осуществля ется с правой ноги и вообще правой стороне отдается первенство и предпочтение присовершении всех деяний благородного характера, значит, вход в туалет, не относящийся к деяниям благородного характера, должен осуществляться с левой ноги. В связи с тем, что данное законоположение выведено на основе къияса и не находит прямого подтверждения в хадисах, его относят к законоположениям-мустахабб и не говорят, что оно — сунна,так как отличие сунны от мустахабб состоит именно в том, что сунна – это то, что совершал и говорил Пророк, то есть то, что находит подтверждение в хадисах. Мустахабб же – это действие, совершение которого желательно из-за наличия причины, мотива к тому, чтобы считать его желательным, однако хадисов, прямо указывающих на него, не существует. Мнение тех, кто проводит различие между законоположением-мустахабб и законоположением-сунна вышеназванным образом, предпочтительнее мнения тех, кто считает, что мустахабб и сунна – одно и то же и между ними нет абсолютно никакой разницы. К тому же, оно является мнением большинства ученых.

3). После отправления нужды желательно (мустахабб) вымыть руки. Это делается для достижения более совершенной чистоты.

4). Перед тем как войти в туалет, желательно (мустахабб) надеть обувь, для того чтобы не запачкаться наджасой.

5). Сунной является произнесение перед входом в туалет слов: “Бисми Лляхи, а’узу биЛляхи мин аль-хубси уа-ль-хабаиси-р-риджси-н-ниджси мин аш-шайтани-р-раджим” (”Во имя Аллаха, прибегаю к Аллаху от зла и злых духов, их скверны и мерзости, и от прогоняемого сатаны”), которые приводятся в достоверном хадисе.

6). После выхода из туалета сунной является сказать: “Гуфрана-кя” (“Прости (о Аллах)!”), что также подтверждается достоверным хадисом.

4. Действия, совершение которых при отправлении естественных потребностей является обязательным (ваджиб):

1). Сокрыть аурат (срамные места) от посторонних взглядов

2). Избегать попадания наджасы на тело или одежду, если же это случилось, то человеку, после того как отправил нужду, следует очистить водой то место, куда попала скверна. Так в хадисе от ибн Аббаса передано, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходя мимо двух могил, сказал о людях, лежащих в них: “Поистине, они оба подвергаются мучениям, но не за совершение тяжкого греха. Что касается первого, то он не оберегал себя от мочи, второй же занимался сплетнями…” (текст хадиса согласован).

ОТ ЧЕГО НАРУШАЕТСЯ ОМОВЕНИЕ?!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: