А) К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся
постепенно. Для этого используются различные дидактические игры с
предметными картинками (малыш должен подобрать пару к указанной
картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают). Примерная
тематика картин: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с
теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия — беседа.
У детей постепенно формируют умение связно, последовательно
рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его
дополнений, вместе с ним по логической схеме. Занятие заканчивается
небольшим обобщающим рассказом воспитателя,’ который объединяет
детские высказывания. Потешки, загадки, стихи могут быть использованы в
беседа по картине. Важно мотивировать речевую деятельность детей:
показать картину и рассказать о ней кукле, новой девочке, маме и т.д.
Б) Средний дошкольный возраст характеризуется становлением
монологической речи. Рассматриваются и описываются предметные
картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному описанию сюжетной картины, в основе которого лежит подражание речевому образцу.
Для рассказывания предлагаются картины, которые использовались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В
гости к бабушке»). _________
Следующий этап работы — рассказывание по серии сюжетных картин (не более 3). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. В процессе рассматривания выделяются начало, середина и конец сюжета.
В) В старшем дошкольном возрасте задачи обучения усложняются. Дети должны связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции. Основное требование — большая самостоятельность в рассказах. Картины: «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки». Детей обучают следующим типам высказываний:
— описанию и сравнению предметных картин;
— описанию сюжетных картин;
— повествованию по серии сюжетных картин. _ s
В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин:
— на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
— вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, остальные закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии;Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.
Этапы обучения монологической речи на занятиях с картинами в разных возрастных группах.
В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительны этап, цель которого — обогатить словарь, активизировать речь детей, научит их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины
Структура занятия по обучению рассказыванию по картине:
в младшем возрасте:
1) Предварительная беседа (напоминание)+потешки, стихи, сюр. моменты.
2) Рассматривание картины, небольшая пауза
3) Вопросы (Кто это? Что это? Что делают?). Вопросы ставятся от основного объекта к второстепенным, раскрывая связи между ними.
4) Обобщающий рассказ педагога (2-3 пр.) После занятия картина остается еще в группе.
1) Вводная беседа
2) Рассматривание
3) Анализ картины по вопросам
4)Образец рассказа воспитателя (Послушайте, как я расскажу, а потом вы мне расскажете). М б. использован частичный образец (Я начну, а вы будете продолжать). М б. использован прием совместной деятельности — совместный рассказ, рассказ по аналогии. В составлении сюжетного рассказа по картине может использоваться коллективное составление; составление рассказа по частям, в конце — обобщающий рассказ.
5)Предложение детям самостоятельно рассказать (к концу года до 5-6 пр.)
В старшем возрасте структура такая же, но добавляются в анализ
продуктивные вопросы, также детей стимулируют самих задавать вопросы
по картине. Используется прием рассказа по плану.
Особенности использования репродукций пейзажных картин и натюрмортов известных художников.
Методику рассматривания и описания репродукций пейзажных картин и натюрмортов разработала Н.М.Зубарева.
Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, осознать свое отношение к воспринимаемому (картины И.Левитана «Золотая осень», А. Куинджи «Березовая роща», И.Шишкина «Утро в сосновом бору»).
Рассматривания пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу.
Н.М.Зубарева выделяет следующие приемы рассматривания пейзажных картин:
3) рассматривание картины в сопровождении музыки («Золотая осень» И.Левитана и «Октябрь» П.И.Чайковского);
4) одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И.Левитана и А.Куинджи) — помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла;
5) предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться — стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа.
Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта.