Дидактические игры по обж для детей старшего возраста

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА:

«УГАДАЙ, КАКОЙ ЭТО ЗНАК»

Цель игры:

— Учить детей раз различать дорожные знаки.

— Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

— Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал:

Кубики с наклеенными на них дорожными знаками.

Ход игры:

Первый вариант.

Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Второй вариант.

Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребёнок рассказывает о своём знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

Примечание.

Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для их самостоятельных игр

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«СВЕТОФОР»

Цель игры:

Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах.

Закрепить представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый).

Развивать логическое мышление.

Воспитывать умение быть внимательным друг другу.

Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые, зелёные); макет светофора.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цветов.

ИГРА«ЛОВКИЙ ПЕШЕХОД»

Цель:

— Учить детей правильно отвечать на вопросы.

— Умение ориентироваться в пространстве, координировать свои действия.

— Воспитывать взаимопонимание.

Ход игры:

Пешеходы по очереди переходят перекрёсток. Перейти — значит, на ходу забросить мяч в зелёный глазок светофора.

• Попал в красный — выбываешь из игры.

• Попал в жёлтый — получаешь право бросить мяч ещё раз.

Материал:

Для игры нужно: светофор — фанерный ящик с прорезанными в нём круглыми отверстиями, диаметр которых в 2 раза больше мяча; резиновый или пластмассовый мячик.

В игре участвуют 2 команды.

Вопросы к командам:

1. Сколько сигналов у светофора?

2. Можно ли начинать переходить улицу на жёлтый сигнал светофора?

3. Что означает красный сигнал светофора?

4. При каком сигнале можно переходить улицу?

5. Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?

6. Зачем нужно знать и выполнять правила дорожного движения?

ИГРА«СВЕТОФОР»

Цель:

— Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах.

— Закрепить представления детей о цвете (красный, жёлтый, зелёный.)

Предварительная работа:

Перед началом игры воспитатель проводит беседу о поведении пешеходов при переходе улицы, заостряет внимание на жёлтом, зелёном и красном цвете светофора.

Ход игры:

В игре все дети — «пешеходы».

Когда воспитатель показывает на светофоре жёлтый свет, то все дети выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению.

Когда зажигается «зелёный» свет — можно ходить, бегать, прыгать по всему залу;

Когда зажигается красный свет — все «замирают» на месте.

Ошибившейся выбывает из игры.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Цель:

— Научить детей ориентироваться по дорожным знакам;

— Соблюдать правила дорожного движения;

— Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.

Игровое задание: Ориентироваться в дорожной ситуации.

Правила игры: Соблюдать правила дорожного движения. Контролировать выполнение правил другими.

Материал: Медальоны — дорожные знаки: «светофор», «пешеходный переход», «дети», «пункт медицинской помощи», «пункт питания», «телефон» и т. д. ; Медальоны — легковые и грузовые машины различного назначения. Контрольные талоны с отрывными лепестками. Зверюшки.

Ход игры: Дети делятся на пешеходов, дорожные знаки, автомобили и надевают на себя соответствующие медальоны — атрибуты. Дорожные знаки занимают свои места. Вначале в путь отправляются пешеходы. Нарушивших правила движения знаки задерживают. Автомобили оценивают правильность поведения пешеходов и требования дорожных знаков. Потом они сами отправляются в путь. Недисциплинированных или невнимательных знаки задерживают, а их поведение оценивают пешеходы. Игру повторяют до тех пор, пока все не научатся выполнять правила дорожного движения.

Вариант №1:

Теперь знакам прибавится забот.

— В путь одновременно отправляются пешеходы и автомобили. Задержанных нарушителей оценивают все вместе. За каждое нарушение отрывают лепесток с контрольного талона.

Выигрывает тот, у кого сохранились лепестки.

Целесообразно использовать загадки по правилам ДД.

Вариант №2:

Придумайте проблемные ситуации, в которых могут оказаться незадачливые пешеходы — зверюшки.

Например, зайчишка побежал на красный свет. Предложите детям разыграть альтернативные разрешения данной ситуации: автомобили резко затормозили, наехали друг на друга, образовалась пробка; кто-то наехал на зайца; заяц успел перебежать улицу, но сбил с ног пешехода.

Ситуации придумывайте вместе с детьми.

Вариант №3:

Играют 2 небольшие группы по 2 — 3 человека (водители и пешеходы). Они сидят по обе стороны стола, на котором нарисованы проезжая часть улицы и тротуар, выставлены дорожные знаки по одному -два. Появление каждого нового знакапровоцирует новую дорожную ситуацию.

Далее ход игры как в предыдущих вариантах.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ»

Цель:

— Формировать и закреплять имеющиеся знания и представления о правилах дорожного движения (ПДД).

-Учить детей, как правильно вести себя на улице и на проезжей части.

— Воспитывать умение выслушивать и не перебивать своих сверстников.

Правила игры:

Петя Светофоров объясняет детям, что, кто быстрее и правильно ответит на вопросы, тот лучше знает правила движения. За каждый правильный ответ — кружок, вырезанный из плотной цветной бумаги. Побеждает тот, кто получит больше кружков. Будьте внимательны!

Петя Светофоров задаёт вопросы, а дети отвечают:

1. Где должны ходить пешеходы? (По тротуару.)

2. А где ездят машины? (По проезжей части.)

3. Где можно перейти улицу? (По переходу.)

Правильно, ребята! Переходить улицу нужно только по пешеходному переходу, и поможет нам в этом светофор.

Чтение стихов о светофоре.

4. На какой свет светофора можно переходить улицу? (На зелёный.)

5. А если загорелся красный? (Переходить нельзя.)

6. Что нам жёлтый «говорит»? (Внимание, приготовься.)

Загадывание загадок о светофоре.

1. Дидактическая игра

«Слушай внимательно»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, развивать диалогическую и монологическую речь, умение составлять рассказ по плану.

Ход игры:

Воспитатель задает вопросы, а дети хором отвечают:

«Это я, это я, это все мои друзья»

Затем воспитатель раздает карточки с рисунками опасных предметов, и каждый ребенок составляет маленький рассказ по плану:

1. Что это?

2. Можно ли его трогать?

3. Почему нельзя?

2. Дидактическая игра

«Вызови пожарных»

Программное содержание:

Закрепить умения детей набирать номер пожарной охраны 01, четко произносить адрес, свою фамилию, указать, что горит.

Ход игры:

Для игры понадобится 2 телефона. Один телефон-диспетчер, второй – у потерпевшего.

Ребенок набирает номер «01» и четко вызывает пожарных. При вызове надо уметь четко:

а) назвать свою фамилию, имя

б) указать, что именно горит

в) сообщить адрес горящего объекта.

3. Дидактическая игра

«Не всякому грибу место в лукошке»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах, воспитывать умения правильно собирать грибы, не разрушая грибницы.

Ход игры:

Выставляются карточки с грибами. В корзину собираем только съедобные грибы, а карточки с ядовитыми грибами оставляем на доске.

4. Дидактическая игра

«В лес по ягоды пойдем»

Программное содержание:

Закрепить понятия «съедобные и ядовитые ягоды», их названия, внешний вид.

Ход игры:

На полу разложены карточки с изображениями ягод (земляника, малина, черника, брусника, ежевика, с изображением ядовитых ягод (волчье лыко, волчьи ягоды, вороний глаз, ягоды ландыша). Собрать нужно съедобные ягоды, а ядовитые не трогать.

Запомнить правила:

1. Не трогай незнакомые цветы и кустарники.

2. Опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям.

3. Нельзя покусывать и жевать травинку, особенно незнакомую,

5. Дидактическая игра

«Какой знак здесь должен быть»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о дорожных знаках, уметь подобрать знак в связи с созданной обстановкой, развитие речи.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с нарисованным сюжетом, и глядя на них, нужно сказать и нарисовать соответствующий знак.

6. Дидактическая игра

«Раскрась дорожные знаки»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о видах дорожных знаков – закрепляющие, указательные, предписывающие.

Ход игры:

Раздаются листы бумаги с нарисованными знаками – контурами. Дети должны набрать цвет знака и рассказать, почему они так сделали.

7. Дидактическая игра

«Нарисуй в фигурах знаки дорожного движения»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о знаках дорожного движения и нарисовать их в геометрических фигурах, воспитывать умения аккуратно закрашивать.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с нарисованными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник) и дается конкретное задание. Например, нарисуй знак – движение запрещено, подземный переход, осторожно дети.

8. Дидактическая игра

«Я – регулировщик»

Программное содержание:

Закрепить умения детей понимать знаки регулировщика.

Ход игры:

Вывешивается плакат с сюжетными картинками – регулировщик на дороге.

1. Регулировщик стоит прямо, жезл внизу – это красный свет, то есть переходить нельзя.

2. Если жезл поднят прямо вверх – это желтый свет – то есть, приготовиться к переходу.

3. Жезл прижат к груди, и регулировщик стоит боком – это зеленый свет, переходить дорогу за спиной регулировщика.

4. Жезл параллельно вытянутым рукам – со стороны левого и правого бока – движение разрешено.

9. Дидактическая игра

«Соедини разрезанные половинки знаков»

Программное содержание:

Собрать целое из частей, закрепить знания о дорожных знаках.

Ход игры:

Детям раздаются разрезанные пополам дорожные знаки, нужно собрать целые знаки и объяснить, что они обозначают.

10. Дидактическая игра

«Кто, по какой дороге должен двигаться»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов, автомобилистов, велосипедистов.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с нарисованными дорожными знаками. Внизу карточки изображены — пешеход, автомобиль, велосипедист. У каждого из них свой цвет стрелки при помощи, которой ребенок должен указать путь каждого из них.

11.«Поможем светофорику ожить»

(для детей 3–4 лет).

Принцип изготовления игры прост. Из мягкой «пенки» вырезаются два макета светофора и полоска прямоугольной формы 8 см на 15 см. В полоске делаются три отверстия для крупной мозаики. В первом макете светофора вырезаются три отверстия по диаметру пробок. Для второго макета светофора понадобятся три круга в каждом по два отверстия и три разноцветных шнурка. В макете светофора делаются отверстия, которые должны совпадать с отверстиями на круге. Мозаика, пробки и круги, соответствуют цвету сигналам светофора.

Цель: учить детей дорожной терминологии «светофор», определять место положения светофора. Познакомить с важностью светофора, и о том, что означают его цветовые сигналы «красный, желтый, зеленый». Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, в процессе игры развивать цветовое восприятие.

Игровое правило: кружки шнуровать, мозаику, пробки вставлять, после сигнала воспитателя. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно соберет свои светофорчики.

Ход игры: Игра проходит с группой детей. Воспитатель раздаёт макеты светофоров и уточняет, что это. Дети рассказывают всё, что они знают о светофоре, если нужно воспитатель дополняет рассказы детей. После чего предлагает поИграть в новую игру.

Вариант 1: По сигналу воспитателя дети шнуруют кружочки к макету светофора, называя какой кружок первый. Кто быстро и правильно выполнит задание, выигрывает флажок(светофорчик).

Вариант 2: Воспитатель раздает детям разные макеты (с отверстиями для мозаики и пробок). Дети по сигналу находят нужные предметы (огоньки) для своего светофора, ориентируясь на отверстия в макете. Кто скорее соберет тот и выигрывает. Победитель получает приз.

Игру можно проводить несколько раз, по желанию совмещать варианты, так как действия со шнурками, разноцветными пробками, мозаикой вызывают у дошкольников интерес.

12. Дидактическая игра по ПДД«Теремок»(5-7 лет)

Цель игры:

Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов.

Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Опасный поворот»; запрещающих знаках: «Въезд запрещен (велосипедисту, водителю)», «Движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»; информационно-указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход»; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозапра-вочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей».

Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нем окошком; палочка.

Ход игры

Воспитатель вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый знак и объясняют его назначение.

«Загадки – отгадки»

(для детей 4–5 лет).

Цель: Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи; проводить классификацию, вооружить детей системой элементарных знаний о современной технике; помочь запомнить некоторые виды транспорта, закрепить представления детей о назначении светофора.

Материал. Карточки «Опасные предметы» (спички, утюг, розетка, чайник, свеча, печь). «Наши помощники» (пылесос, утюг, чайник, швейная машина, миксер, телевизор). «Транспорт» (светофор, грузовик, пожарная машина, автобус, легковая машина, трамвай). Карточки с загадками к каждому предмету.

Правила игры:

1. В игре принимают участие 3 человека (по количеству карточек).

2. Получив карточку, ребенок говорит, какая у него тема: транспорт, нашипомощники, опасные предметы.

3. Маленькими карточками ребенок закрывает клетки с картинкой – отгадкой.

Ход игры: Воспитатель раздает карточки, просит внимательно посмотреть на предметы и рассказать о них. Читает загадку, если ребенок правильно разгадал, он забирает карточку себе и накрывает ей «отгадку». Выигрывает тот, кто первым закроет свои картинки.

«О правилах важных – пожароопасных»

(для детей 4–5 лет).

Для игры понадобится 4 кубика, 2 плаката «Правила пожарной безопасности для дошкольников». Плакаты разрезаются на карточки, один вариант остаётся для образца, другой – наклеивается на грани кубика.

Цель: Учить детей составлять целое из частей, формировать мыслительные операции: анализ и синтез. Формировать навыки безопасного поведения в быту. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

Правила игры: Игра проводиться под руководством воспитателя с детьми до 6 человек. Каждый собирает по одной картинке. Количество игроков может меняться до одного человека, тогда он собирает все картинки.

Усложнения: Если дети хорошо усвоили правила безопасности и проговаривают их, они могут играть самостоятельно.

Ход игры: Ребенок выбирает карточку, которую будет собирать, воспитатель читает написанное на ней правило. Собрав по образцу, ребенок повторяет правило.

Открываем игру \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: