Сопоставительный анализ
Культурные полюса Восток и Запад представляют собой две, во многом противоположные, культурные традиции, два типа духовности. Это две системы координат, два миропонимания, два языка на которых могут мыслить и изъясняться люди в процессе постижения окружающего их мира. Традиции эти проявляют себя и в образе жизни народов, их психологии, нравственных принципах, ценностных ориентациях. При всем своем различии Восток и Запад как бы дополняют друг друга, с одной стороны, помогая осознать себя в общем цивилизационном процессе, с другой – придавая мировому культурному процессу дополнительную глубину, объемность, многокрасочность. Сопоставительный анализ по основным жизненным установкам даёт следующую картину:
Восток | Запад | |
1. | Религиозный, духовный, консервативный, монархический, таинственный и т.д. | Языческий, антидуховный, атеистический, материалистический, гуманистический, нигилистический, либерально-демократический, модернистский и т.д. |
Истина есть само бытие, не подвластно уму и воле человека. | Истиной считается лишь то, что подвластно уму и воле человека, контролируемо им. | |
— Человек нуждается в истине, которой он мог бы служить, которой он мог бы подчинить свою жизнь. | — Человек нуждается лишь в таких истинах, которые служат ему. | |
— Познание ради знания | — Познание ради преобразования | |
Есть нечто принципиально непознаваемое. От человека зависит далеко не все. Истинное знание невыразимо в словах. Есть проблемы, которые не разрешить в ходе «культурного прогресса». Интуитивное знание. | Безграничность познаваемости мира. Стремление к точным формулировкам истины в словах. Использовать все на благо себе и потомкам. Совершенствование культуры и общества. Разум высшая ценность. | |
Теоцентризм – высшая трансцендентная воля. Призвание человека – научиться распознавать эту волю, «входить» в нее и творить через изменение человеком своей природы. В результате происходит совершенствование общества. Например, мусульманин все делает «во славу Аллаха», буддист – чтобы его мысли и действия совпали с ритмами Вселенной. | Антропоцентризм. Гуманизм – подчинение всего сущего интересам человека. Максимально полно удовлетворить свои потребности и интересы при жизни и остаться в памяти грядущих поколений. Право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д. | |
Изменение самого человека как части мира и некой высшей духовной субстанции в соответствии с изначальным замыслом (принцип «недеяния»). | Изменение мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами (социальной рационализации). | |
Конкретное личное вероисповедание. Религии разнообразны, направлены на самоусовершенствование, посредством которого совершенствуется и весь окружающий мир. Религиозная терпимость. Набор правил, норм определяют жизнь человека в обществе. Мораль, этика (конфуцианство, ислам, буддизм). Боги не властвуют над природой, а являются ее частью, зависят от нее. Вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Мистицизм. «Бесчеловечный Бог» (по Соловьеву). | Человек в противоречии с глубокой личной верой. Сомнение относительно глубины веры. Лишен мистики. Аскетизм. Расколотость христианства: православие, католичество, протестантизм. Оправдывает личную жизнь и деловую этику. Обрядность и богословские суесловия. Жесткое противопоставление души и тела. Антидуховность. Язычество. «Безбожный человек» (по Соловьеву). | |
Устойчивость, неподвижность, стабильность благодаря деспотизму, религиям, обычаям, законам, жестким нормам, азиатскому способу производства (власть собственности госсектора). Гибкий, способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы (ассимиляция). | Динамичный, деятельный образ жизни. Движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также – политических и экономических структур. Индивидуализм. | |
Тесная связь с природой. Гармония души и тела. Мир – единое целое, человек – часть природы. Стремление быть с природой в гармонии, познать основные ее законы и не противоречить им. Пассивное подчинение человека жизненной силе природы. Народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего и случайного. | Свое несовершенство и слабость перед силами природы европейцы начали возмещать созданием техники. Резкое выделение себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Природа – враг. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Расхищение богатств природы. Природа «не храм, а мастерская» (И.С.Тургенев «Отцы и дети». Жесткое противопоставление души и тела. | |
Традиционализм. Все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать что-нибудь подобное в древности. Человек должен четко следовать определенным раз и навсегда нормам, правилам и церемониям. Уважение к обычаям, ритуальность. Без ритуала обесценивается все. «Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью» (Конфуций). Жесткие нормы, законы. Культ традиций. | Новация, модернизация. Разнообразие, лабильность норм. Стремление к социальному творчеству, предприимчивость, ускоренный темп жизни. Расшатывание традиций. Логика традиций. | |
Восточный человек не свободен, а обязан. Долг. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители-дети, муж-жена). Долгом связаны все: от государя до последнего подданного. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть (японские самураи). | Стремление к свободе. «Никто никому ничего не должен». Гуманизм, риск, творчество, предприимчивость. | |
Коллективизм, солидарность, уравнительность, обычаи, традиции. Конформизм – быть как все. Пассивное подчинение всей общественной жизни. | Индивидуализм, личность. Раскрытие своих способностей, реализация себя. Самодеятельность человека. инициативность. | |
Централизованное государство. Деспотизм. Единоличная власть. Отождествление царя с Богом. Развитый бюрократический аппарат. Власть не требует обоснования. Власть выше закона. Государство – это все. | Полицентризм (законодательство, исполнение, судебная, политическая и духовная власти). Демократия. Либерализм. Закон выше власти. Власть требует обоснования. Утилитаризм. Человек подчинен государству. | |
Общинность, бесклассовость. Касты, сословия – социальные корпорации. Разделение труда сплачивает общину. Положение личности зависит от социального статуса. | Капитализм, буржуазность. Классы. Разделение труда ведет к нестабильности (революции). Положение личности зависит от ее умений и способностей. | |
Циклический тип развития. | Прогрессивный тип развития. Техногенная цивилизация – быстрое изменение техники и технологий. | |
Ценностный тип – Китай; Социетальный (социально активный, испытывающий потребность во взаимодействии с другими людьми, социально ответственный, обладающий вербальными способностями) тип – Индия; Политический тип – Ближний Восток. | Экономический тип общества. Ценности технического развития. | |
Самоизоляция человека от внешнего мира и уход его во внутреннюю духовную жизнь. | Познание внешнего мира и активное воздействие на него. Ускоренный темп жизни. | |
Мышление эмоциональное, чувственное. Интуитивное знание. Ценят глубокое молчание, сосредоточение и погружение в себя (медитации). Признание – пример личной жизни, высокое нравственное поведение. | Мышление рациональное, теоретическое. Научное знание. Владение даром слова (болтливость). Ораторское мастерство, остроумие, умение убеждать. Признание – блестящая проповедь, ученый трактат. | |
Замкнутость этнических культур, слабый взаимообмен между ними. Обширность территорий, длительное существование имперских систем. | Межкультурные контакты: постоянная перекличка этнических культур, внимание к опыту, накопленных в других культурах, готовность усваивать их. Небольшие территории государств, меньший их срок существования. | |
Природные условия: тропический климат – резкая смена дня и ночи, быстрое наступление непогоды, резкие перемены температуры, влажности, изобилие растительности. | Ясное сияющее небо, чистый воздух, прохлада. Менее благоприятные условия для земледелия. | |
Аграрная цивилизация, на сегодняшний день с элементами урбанизации. | Городская культура. Урбанизация: особый уклад жизни, разделение труда. | |
В древности этноцентризм (сегодня отсутствует). | Европоцентризм. | |
Ориентация на вечность, на циклы, круговороты, в том числе рождений и смертей. | Ориентация на будущее (свое личное, своих детей, внуков, своего народа, человечества). |
Основные черты двух рассмотренных выше типов духовности определяют и специфику возникших на их основе культурных традиций, Запад и Восток – это различные космологические и космогонические представления, это различные взгляды на мир, различные «манеры понимать вещи» (Белинский). В то же время формула «Запад есть Запад, Восток есть Восток» представляется на сегодняшний день неверной. Наше время показывает иную формулу: нет Востока без Запада и нет Запада без Востока, одно помогает другому осознать себя.