5.1.1. Ф. как коллективное творчество ставит науку перед рядом проблем и задач. Так, перенесение методов и анализов произведения Л. в фольклористику нередко наносит ущерб анализу фольклорных форм. Например, при для понятия стиха, М.Жус предложил различать «стих» и «поэзия» для Л., и «ритмическая схема» и «устный слог» для Ф., чтобы избежать вторжения привычного литературного фольклорные понятия. В Ф. они имеют мнемоническую функцию, тесно связанную как с поддержанием традиции, так и новаторств в рамках определённой «ритмической схемы».
Различия между записанным фолк.произведением и литературным текстом. Несмотря на множество случаев заимствования друг у друга Л. и Ф. – это разные, поскольку даже существуя друг подле друга они исполняют разные функции = Одни и те же произведение, заимствованные формы имеют различные функции в Л. и в Ф., т.к. литературные формы, попавшие в Ф., преобразуются[11]. Общинное мышление не является обязательным для возникновения коллективного творчества (См. пункт 6), хотя оно создаёт для него благоприятные условия.
Пограничные виды Ф. и Л. – деятельность анонимных авторов и средневековых переписчиков, обращающихся с текстами как с материалами для переработки.
5.2.1 Чем древнее, тем ценнее. Обращенность Ф. на старину определяет научные приоритеты, ориентирующиеся на поиск “исходного”, т.е наиболее авторитетного ”подлинника” – первотекста. Отсюда вытекает отношение к его последующим изменениям как к порче. В этом свете устная передача воспринимается как весьма средства несовершенное, постепенно искажающего передаваемый текст. Этим объясняется естественность умирания ФТ: если историческая жизнь произведения представляет собой его обязательное разрушение, то умирает и сама традиция = цель исследования – реконструкция правильного первоначального состояния путем освобождения от искажающих наслоений.
5.2.2. “Своё” и ”чужое”: проблема наблюдателя.Проблема вненаходимости исследователя по отношению к материалу ставит вопрос получения объективного этнологического знания = обсуждается методика этого получения + отношения субъект—объект наблюдения = интерпретация другой культуры обязательно включает в себя диалогические механизмы, исторически обусловленные и изменяющие свой характер при смене научных парадигм:
- экстериоризация своего – использование матриц описания, полученных в результате анализа своей культуры для рассмотрения чужого материала. При быстрой интернационализации гуманитарных дисциплин подобные матрицы универсализируются. Этот процесс хорошо иллюстрируется некоторыми макроклассификациями (например, литературных жанров и сюжетов).
- интериоризация чужого” – концепция обязательного включения – необходимо жить среди представителей иной культуры, погрузтьбся в ее знаковый мир, обретении общего с ней опыта и общего языка; адекватное понимание этой жизни невозможно без полного включения в нее.
Оба подхода оказываются методологически важны и взаимодополняемы, т.к. с одной стороны, субъект наблюдения не может полностью отождествиться с объектом, а опыт изучения максимально близкой культуры (практически — своей) скорее демонстрирует необходимость некоторого дистанцирования исследователя от материала, переход его на позицию внешнего наблюдателя, без чего объективное изучение предмета становится малоэффективным[12].
- Пост-фольклор – (”Вавилонская башня”)
6.1. Возникновение. Подобно тому как переход от фольклорной архаики к классике был вызван изобретением письменности (См. 4.1),так и при наступлении следующего этапа —пост-фольклора, — связано с появлением принципиально новых информационно-коммуникационных технологий: запись, хранение, трансляция звука и изображения. Начиная с рубежа XIX-XX в., все большее количество текстов Ф отошло в разряд памятников словесного, стремительно вытесняемого текстами третьей культуры (массовая культура и низовой фольклор[
61. Свойства ПФ и способы трансмиссии. ПФ отличается от предшествующих устных традиций патриархального крестьянства и архаических обществ, т.к. возникший в городе, где фундаментальные идеологические потребности удовлетворяются иначе, не связааными с устными традициями способами[13]. Поэтому он идеологически маргинален. От массовой культуры он приобрёл полицентричность и фрагментарность, определяемую расслоением общества на слабо связанные ячейки без общего мировоззрения[
Как и всякая синкретическая традиция, ПФ не существует в виде чистого репертуара текстов или обрядовых действ[
Динамика развития. По сравнению с традиционным фольклором жанровый состав ПФ обновляется почти полностью, а ассортимент текстов сменяется с небывалой дотоле быстротой. Велика рольиндивидуального авторства в генезисе отдельных произведений, фольклорной импровизации и новотворчества. Письменные и аудиотехнические способы передачи информации становятся равноправными, а иногда и преобладающими коммуникативным типом.
Литература:
1. Богатырев П.Г. Якобсон Р.О. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 369 – 383.
2. Лорд А. Сказитель. М., 1994. С. 42-59, 83-97.
3. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. In Memoriam. СПб., 2003. С. 18-26, 37-38, 49-60.
4. Неклюдов С.Ю. Фольклор: типологический и коммуникативный аспекты http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov15.htm
[1] Это же касается передачи любых элементов традиционной культуры (народного танца, узоров орнамента, элементов обряда, правил этикета, приемов кустарного ремесла, навыков строительной или хозяйственной деятельности и т.д.
[2] Далее Ф; ФТ – фольклорная традиция. – И.С.
[3] Даже оторвавшись от обрядовой стихии, народная песня сохраняет с ней (как и с народной игрой) живую связь.
[4] Жанр в фольклористике — 1) совокупность произведений/текстов, характеризуемых общностью художественного содержания, поэтической системы, функций, особенносте исполнения, связей с вневербальными художественными формами (музыкой, танцем, театром); 2) как исторически сложившаяся и реализуемая в конкретных произведениях, в совокупности произведений (но могущая быть сформулированной в виде ряда универсалий) система содержательных, собственно поэтических, функциональных и исполнительских принципов, норм, стереотипов, за которыми стоят выработанные коллективным опытом представления, отношения, связи с теми или иными сферами действительности, соци льными институтами, бытом и т. д.
[5] Косточка к косточке, звездочки в ряд…
Трамвай переехал отряд октябрят. Ещё примеры см. здесь: http://www.netlore.ru/show/mem/1317
[6] Так, например, перелистывая какое-либо место в романе, читатель его не изымает из прозиведения.
[7] Далее С. — И.С.
[8] Поэтапно: группы слов, регулярно используемые в одинаковых метрических условиях для выражения данной основной мысли; «системы» — группы «формул». Самые первые из них задают основную схему, образец, твёрдо овладев им, С. подставляет на место ключевого слова новые слова.словоразделительные и ритмические «схемы».
[9] Далее Т. — И.С.
[10] Например, один из ”проклятых поэтов” Латрэамон “избежал тленья” только благодаря тому, что оставил после себя записи.
[11] Пример: стихотворение Пушкина «Гусар», взятое им из фольклора, а затем вновь перешедшая обратно как номер пьесы «Царь Максимилиан» в уличном театре – фольклорное повествование о столкновении человека с чертовщиной иронически обыгрывается поэтом, а затем входит в шутовскую эстетику, обростая остротами и каламбурами (Якобсон: 378).
[12] Вот оторвался мысленно на полном серьёзе от “своей” традиции, а в “чужую”, кажется ещё не проник. Это не так быстро происходит. А что лучше: “Энеида” или “Одиссея”, — ума не приложу.
[13] Средствами массовой информации, в меньшей степени — кино и другими зрелищами, еще в меньшей — популярной литературой
[
[
[
[
[
[