Задачи прикладной культурологии

Прикладная культурология — область культурологической науки, которая

решает задачи познания не объективных закономерностей развития культурных явлений, не описания и интерпретации событий истории культуры, а изучения и формирования принципов и технологий целенаправленного управления культурными процессами (разумеется, в пределах тех параметров, которыми можно и нужно управлять).[3]

Как область практического преломления закономерностей культуры и культурной деятельности, прикладная культурология строится на обоснованной фундаментальной культурологией классификации функций культуры и вытекающих из них направлениях социально-культурной деятельности; на идее многообразия и обеспечения диалога и взаимовлияния культур, на концепции эволюционизма, диффузионизма, на принципах социодинамики культуры, на теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций. [1]

Прикладное значение культурологических исследований состоит в том, что их результаты могут быть использованы не только при проведении самого разного рода историко-культурологических изысканий в качестве чисто теоретического научного материала, но и в просветительской работе, и в музейной практике, и как материал для подготовки разного рода справочных изданий, и в библиотечном деле, и в сфере образования и воспитания.

Выделение прикладной культурологии в особую научную отрасль обусловлено тем, что в рамках данного направления группируются науки, изучающие различные институты культуры. Это – музееведение, библиотековедение, клубоведение и т.д. В свою очередь они могут иметь определенную структуру субдисциплин. Так, к примеру, музееведение включает: теорию музейного дела, историю музейного дела, музейное источниковедение, музеографию, методику музейного дела и т.д. Сказанное не отменяет того, что практически все науки о культуре имеют прикладные аспекты и в этом смысле можно говорить о прикладном значении культурной антропологии или социологии культуры. Социолога культуры интересует корпус творцов культуры и публика, потребители ее ценностей, а также участники культурной коммуникации. Данное научное направление связано с прогностической направленностью знаний о культуре и с выработкой научных основ культурной политики. Помимо перечисленных выше дисциплин, можно назвать и такие субдисциплины, которые занимаются различными аспектами культуры. Это – менеджмент и маркетинг в культуре, экономика культуры, культурная политика и др.

Деятельность культуролога, основанная на исследовании человека в контексте культуры, позволяет принимать соответствующие решения в целях оптимизации взаимодействия человека с окружающей социальной, культурной и природной средой.[4]

Объект и предмет специалиста социально-культурной сферы определяется содержанием и характером задач, диктуемых реальными проблемами и нуждами соответствующей области практики, выявление которых требует проведения предварительных исследований (относящихся, преимущественно, к компетенции прикладной культурологии).

Теоретико-исследовательские и проектные задачи прикладной культурологии можно представить, как минимум, в виде трех групп:

Первая группа задач ориентирована на выявление закономерностей создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, практик и разработку на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов (в деятельности различных государственных и общественных институтов и учреждений, обеспечивающих социальную коммуникацию культурных ценностей, охрану культурного наследия и т.д.);

Вторая группа задач предполагает получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов и технологий регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях.

На уровне функционирования социально-культурной общности прикладные культурологические исследования должны обеспечить теоретическую базу технологиям, ориентированным на оптимизацию становления и динамики различных субъектов саморазвития культуры: самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и т.д.

На общенациональном и региональном уровнях прикладная культурология разрабатывает методологические основания государственной культурной политики (ее приоритеты, цели, задачи, механизмы и т.д.), обеспечивает теоретическую базу деятельности территориальных органов управления культурой, предлагает функционально-содержательные модели организационных структур и учреждений, соответствующих региональной культурной специфике и способствующих решению территориальных проблем. Культурологические знания о закономерностях формирования и проблемах развития отечественной и региональных культур могут найти применение в социально-культурном проектировании процессов, характерных как общества в целом (т.е. национальной культуры); так и для культурной жизни конкретной территории. Они позволят сориентировать проекты и программы на стратегическую цель культурной политики: создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержку приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политическойжизни социума, развитию исторической, экологической культурыличности, созданию духовно насыщенного культурного пространства — среды становления и развития человека. [2]

Таким образом, основными задачами прикладной культурологи являются:

— выявление закономерностей создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, практик;

— разработка на основе выявленных закономерностей условий и способов оптимизации этих процессов;

— получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры

— поиск оптимальных механизмов и технологий регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях;

— обеспечение теоретической базы технологиями;

— разработка методологических оснований государственной культурной политики;

Список используемой литературы:

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию (новая расширенная редакция). Учебное пособие. — М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 352 с. [C.43]

2. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1997 – 263 с. [C. 167]

3. Флиер А.Я. Культурология для культурологов:Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. — М.: Академический Проект, 2000.— 496 с. (с.38)

4. http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01300:article

Определение культуры: понятие, история, методы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: