На этом занятии
— учимся взаимодействовать, отстаивая свои интересы и интересы группы;
— моделируя поведение в экстремальной ситуации, учимся находить свое место в группе, убеждать других, ставить цели и достигать их;
— предоставляем каждому возможность стать лидером и попробовать себя в этой роли, а также научиться по необходимости подчиняться;
— учимся быстро принимать решения и нести за них ответственность; t
— получаем возможность побывать в разных социальных ролях, что позволяет лучше понять других людей;
— анализируем свое поведение, отмечая ошибки и удачные находки, делаем выводы, соотнося игру с реальной жизнью.
— стандартный набор; — карточки с названиями ролей;
— покрывала, маты, подстилки, подушки, листы фанеры и другой — материал для построек на необитаемом острове. (Можно — обойтись и без этого, но с материалом интереснее, игра — получается более живой, эмоциональной и запоминающейся.)
ХОД РАБОТЫ
Все занятие посвящено игре.
По сути эта игра — продолжение предыдущей. Разминка не проводится, сразу начинается игровое действие. Дети, как правило, с нетерпением ждут этого дня, перед началом занятия обсуждают итоги предыдущей игры, предвкушают события на необитаемом острове.
Начало игры. Зал пустой, стулья составлены в одном углу, в другом — покрывала, маты, подстилки, подушки и прочие материалы для построек на необитаемом острове.
— Рассаживайтесь на полу. Да, вы уже не в комнате, а на острове. В прошлый раз вы успешно (или не очень успешно) оказались на необитаемом острове. К вам приплыли последние пять из выброшенных вами вещей. С ними вы будете жить на острове. Еще в кармане у кого-то оказалась зажигалка. Но вот неудача — у вас двое раненых. За ними нужен уход. Кто этим займется? Кто обследует остров? Кто будет добывать пищу? Кто будет готовить? Кто будет собирать плоды? Ловить рыбу? Необходимо построить жилище. Оно будет одно на всех или у каждого свое, а может быть, вы построите несколько шалашей-палаток? У вас есть необходимые материалы для постройки. Начинайте жить на острове! Играйте! Сейчас вы собрались, чтобы обсудить эти вопросы и начать действовать.
Когда ведущий видит, что все обустроились, он предлагает решить вопрос власти.
— Как в вашей общине решен вопрос власти? У вас один лидер и все ему подчиняются? Совет старейшин? Анархия? Обсудите, что хорошего и плохого в том или ином случае. Скоро возникнут трудные моменты в вашей жизни на острове. И если вы выбрали лидера, то должны будете подчиняться ему, но зато на нем лежит и вся ответственность.
Через некоторое время, когда все проблемы решены или просто стало скучно, ведущий вводит новые условия:
— Внимание! На соседнем острове обнаружено племя аборигенов. Возможно, они людоеды, а может быть, и нет. Они заметили вас и садятся в лодки, чтобы плыть к вам на остров. Ваши действия? Играйте! Аборигены приближаются, и осталось 3 минуты для того, чтобы что-то решить и начать делать…
Один из вас нашел на соседней лужайке коноплю и стал наркоманом. Перестал работать и призывает других попробовать. Что будете делать? Пусть мучается, а мы уж его прокормим? Постараемся убедить? А если не получается? Если уже другие тоже хотят попробовать? Посадите в тюрьму? А кто будет охранником? Решайте! Сыграйте это! Вы собрались, чтобы решить эту проблему…
Двое из вас решили отделиться и жить самостоятельно. Ночью они похитили у группы топор, лопату, котел и ушли в неизвестном направлении. Что вы будете делать? Искать их? Силой тащить обратно? А если они сопротивляются? Бог с ними, все равно погибнут? Решите этот вопрос.
А они вот не погибли, нашли место с хорошей землей и живут лучше вас. Будете ли налаживать контакты?
Для более динамичного хода игры ведущий может предложить (но не навязывать) роли. Это могут быть как сценарные роли наркомана, отделившегося, его друга, так и личностные роли критика, лидера, добряка. Зачем нужны роли? Подростки в отличие от взрослых не всегда могут «выдвинуть из своих рядов» наркомана или решившего отделиться. Когда же человеку досталась карточка, он уже более спокойно принимает эту роль. Личностные роли рекомендуем предлагать более подготовленным ребятам, лучше тем, которые занимаются уже не первый год. Необязательно раздавать все карточки, но если желающих много, можно и продублировать некоторые из них. Например, может быть два лидера и три критика.
Карточки с ролями для индивидуальной работы
Ты — критик
Что бы ни происходило, тебе все не нравится. Радуются? Нашли чему… Боятся? Есть чего бояться… По желанию ты можешь предлагать свои решения, а можешь только отвергать все. Постарайся действительно вжиться в эту роль, а не играть ее. Для этого подумай, чем хорош критик. Например, не дает расслабиться, стимулирует группу и т.д.