Ж. шестая — что происходит вслед за этим? закончена ли цепь событий, продолжается ли она?

Таковы шесть частей рассказа. Теперь расскажите его с помощью линий, форм, символов или изображений. Закончив, объясните мне, что происходит на бумаге».

В ходе рисования и пояснений у психолога складывается картина того, каким именно сочетанием BASIC Ph пользуется клиент. Впрочем, точность этой формулы зависит во многом от степени внимательности психолога, его опыта и актуальных задач. Я не буду сейчас подробно останавливаться на том, каким образом вычленить комбинацию BASIC Ph из рассказа, а остановлюсь на способах применения этой методики.

Во-первых, то, что делает клиент, по сути, является созданием сказки, легенды или мифа. Он придумывает её, обсуждает – а это уже существенная глубинная работа, которая всегда соотносится с архетипами, личным жизненным сценарием, да и актуальными личностными проблемами, которые наполняют рисунок.

Возникает множество вопросов: каковы герои? как выстраиваются события? где их хочется изменить? как можно поступить на месте того или иного героя? и т.д.

Здесь можно «свернуть» в сказкотерапию, для того, чтобы помочь найти адаптивные механизмы при помощи символов (но только в том случае, когда это соответствует заявленному желанию или запросу клиента). Потому что главное – это цель, которую Вы себе поставили. Всегда чётко формулируйте свои цели и задачи перед тем, как работать с BASIC Ph и не только. Это относится ко всем.

Во-вторых, клиент эту сказку рисует (арт-терапия). В процессе творчества клиент гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Рисунки способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению — с другой. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате клиент правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира.

Первое, что бросается в глаза – раскрас рисунка. Насколько насыщенны и разнообразны краски? Каковы доминирующие цвета? Для чего они используются, что помогают подчеркнуть? Как пространственное расположение героя, его размеры на листе характеризуют его?..

Снова соотносим наши цели и то, как мы можем их достичь при помощи ресурсов арт-терапии.

И в-третьих – эта сама модель BASICPh. Клиент может совершенно адекватно оценить свою комбинацию стратегий сам, а может быть, с его точки зрения, она выглядит совсем иначе. Здесь нужно правильно подбирать вопросы, ориентируясь на определённые каналы комбинации. При помощи вопросов клиент постепенно осознаёт те ресурсы, которые он мог бы задействовать в данной ситуации, и те, которые уже исчерпали себя. Чаще всего понять это не так просто, не смотря на то, что площадка для инсайтов уже подготовлена сказкой и рисунком, а также комментариями участников тренинга. В результате этой кропотливой работы клиент должен чётко понять, что конкретно он может сделать в каждой из сфер BASIC Ph и для чего (ещё раз соотнести с целями).

Наши цели к концу практикума могут прилично измениться (т.е. отличаться от заявленных). Но главное, чтобы эти цели ощущались как свои собственные и как желанные.

Несомненно, практические занятия по модели BASIC Ph длительны по времени, так как речь прежде всего идёт о жизненном пути, а в ходе практикума поднимается множество пластов реальностей (бессознательные сценарии и архетипы, комплексы; подавленные эмоции; чужие, но привитые с детства убеждения и др). Поэтому минимальное время, уделяемое 1 человеку в ходе работы на практикуме – 2 ч. 15 мин. Здорово, когда есть возможность провести серию встреч с периодичностью 1-2 раза в неделю.

Сфера проблем, с которыми работает методика, весьма широка, но я попробую выделить те, с которыми она наиболее эффективна.

Возрастные кризисы (естественный кризис связанный с вступлением в ноый период: подростковый возраст, брак, рождение ребёнка и т.д)

Ситуационные (обусловленные актуальным событием: физическая травма/болезнь, увольнение, переезд и др)

Проблемы постановки целей и преодоления препятствий на пути в ним (ощущение бесцельности, тупиковости, ненужности; поиск своего места в жизни).

В психологической практике методика может применяться как в рамках индивидуального консультирования, так и в рамках тренинга/практикума (в группе до 8 человек). Во втором случае хорошим ресурсом является обратная связь участников друг другу и тренеру, особенно, если практикум идёт в течении нескольких встреч.

Если сфера психотерапии не является для Вас новинкой, можно попробовать самостоятельную работу с методикой. Естественно, она не будет столь эффективна, как в работе с тренером или консультантом, но Вы сможете как минимум узнать что-то новое о своих способах преодоления стресса и о своём жизненном пути в целом.

Со своей стороны я готова пригласить Вас на практикум по вышеописанной методике. Также собираются заявки на динамические группы по работе с кризисами (на еженедельные встречи, минимум 3 месяца).

[1] Травма — ситуация, выходящая за пределы обычного человеческого опыта и угрожающая физической целостности субъекта или других людей.

Дело Декабристов. 1 Серия. ПРЕМЬЕРА 2017! Историческая Реконструкция. StarMedia


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: