Часть 1. введение в дисциплину.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫВЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Исторический факультет

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры историографии, Декан факультета

Источниковедения и методологии (заместитель декана

Истории по учебной работе)

Протокол №_______________ ____________________

« «____________2007 г ____________________

Заведующий кафедрой______________ « «_________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины «Источниковедение»

Федерального компонента цикла ОПД

По специальности 020700 (520800) ИСТОРИЯ

Составители: д.и.н., профессор Н.А. Мининков

К.и.н., доцент Н.А. Трапш

Ростов-на-Дону

I. Пояснительная записка.

Данная дисциплина, в соответствии с ГОС ВПО специальности 020700 (520800) «История» и рабочим учебным планом, предназначена для студентов 4 курса очной и заочной форм обучения. Возможность ее включения определяется тем, что к этому времени студенты уже прослушали полный курс отечественной истории и значительную часть курса всеобщей истории, а также имеют представление об основных этапах развития мировой культуры. Кроме того, студенты уже приобрели определенный опыт научной работы при подготовке самостоятельных курсовых исследований и докладов на разных семинарских занятиях. Теоретические знания и практические навыки вполне позволяют воспринимать основные положения данного курса.

Направленность курса определяется необходимостью ознакомления студентов с важнейшими видами исторических источников. В качестве предварительного раздела содержится изучение некоторых основополагающих теоретических положений, относящихся к источниковедению. К ним относится характеристика источниковедения как научной исторической дисциплины, источника как историко-культурного феномена, классификации источников и важнейших стадий работы исследователя с источником. Эти вопросы необходимы студенту в ходе исследовательской практики.

Курс источниковедения занимает основополагающее значение в деле формирования историка как профессионала. Ознакомление с этим курсом обеспечивает понимание студентами не только результатов исторического исследования в виде исторических фактов и концепций прошлого, но и процесса формирования исторического знания на эмпирической его стадии в процессе установления исторических фактов как результата работы с источником.

Курс рассчитан на 32 часа лекций. Согласно учебному плану формой итогового контроля является недифференцированный зачет

II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная форма обучения

Название темы (лекционная часть) Кол-во часов Сроки проведения
7 семестр
Вводная. 1 неделя первого семестра
Русские летописи 2-3 неделя первого семестра
Русские акты X-XVII вв. 4 неделя первого семестра
Русское законодательство XI-XVII вв. 5 неделя первого семестра
Материалы делопроизводства. Конец XV – первая половина XIX вв. 6 неделя первого семестра
Русское законодательство XVIII – первой половины XIX вв. 7 неделя первого семестра
Экономическая статистика, материалы описаний и географических исследований XVIII – первой половины XIX вв. как исторический источник. 8-9 неделя первого семестра
Нарративные источники XVIII – первой половины XIX вв.: Политические и публицистические сочинения, источники личного происхождения. 10 неделя первого семестра
Изменения в корпусе исторических источников во второй половине XIX – начале XX века 11 неделя первого семестра
Российской и советское законодательство (вторая половина XIX – начало XXI века) 12 неделя первого семестра
Источники личного происхождения (вторая половина XIX – начало XXI века) 13-14 неделя первого семестра
Массовые и статистические источники (вторая половина XIX – начало XXI века) 15-16 неделя первого семестра
Периодическая печать (вторая половина XIX – начало XXI века) 17-18 неделя первого семестра
Итого 36 лекционных часов в первом семестре

Заочная форма обучения

Название темы (лекционная часть) Кол-во часов Сроки проведения
Русские летописи установочная сессия 4-го курса
Русские акты X-XVII вв. установочная сессия 4-го курса
Материалы делопроизводства. Конец XV – первая половина XIX вв. установочная сессия 4-го курса
Изменения в корпусе исторических источников во второй половине XIX – начале XX века установочная сессия 4-го курса
Российской и советское законодательство (вторая половина XIX – начало XXI века) установочная сессия 4-го курса
Источники личного происхождения (вторая половина XIX – начало XXI века) установочная сессия 4-го курса
Массовые и статистические источники (вторая половина XIX – начало XXI века) установочная сессия 4-го курса
Периодическая печать (вторая половина XIX – начало XXI века) установочная сессия 4-го курса
Итого 16 лекционных часов

III. Программа курса.

Часть 1. Введение в дисциплину.

Объект, предмет и задачи источниковедения. Развитие взглядов на источниковедение в отечественной историографии в XVIII в. Возникновение источниковедения как специальной исторической дисциплины в первой половине XIX в. Взгляд на источниковедение как на самостоятельную гуманитарную дисциплину в начале ХХ в. Место источниковедения в системе исторических и социально-гуманитарных дисциплин и связь источниковедения с другими дисциплинами.

Источник: развитие понятия. Источник в историческом исследовании и в социально-гуманитарном познании. Источник как средство познания прошлого. Взгляд на источник как на культурно-исторический феномен. Место источника в культурно-историческом контексте своей эпохи и в культурном интертексте. Источник как средство познания прошлого и как средство понимания культуры прошлого и ее носителей.

Принципы классификации источников. Типы и виды источников. Классификация по форме и содержанию. Классификация в зависимости от воздействия на сознание и психику исследователя. Классификация в исследовательской практике. Значение классификации. Особенности письменных источников.

Особенности и структура источниковедческого исследования. Стадии работы исследователя с источником. Эвристическая стадия в исследовании и методика поиска источников. Эмпирическая стадия источников. Чтение текста. Проблема интерпретации источника. Критика источника. Внешняя критика: выяснение подлинности источника, установление времени и места его возникновения, его атрибуция (установление авторства). Внутренняя критика источника: решение вопроса о полноте, достоверности и точности отражения реальности прошлого в источнике. Проблема понимания текста источника, его автора и культуры его времени.

Управление персоналом. Урок 1. Введение в дисциплину


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: