Феофан затворник о чтении келейного правила

Современники святителя Феофана Затворника, видя какой молитвенный подвиг несет этот подвижник, обращались к нему с практическими вопросами о молитве. Среди вопросов были, например, такие темы. Что делать если не хочется читать правило? Что делать если сильно устал и читать правило уже нет сил? Как быть, если мало времени на молитву? Как читать правило, если ты в дороге? С какой скоростью читать правило и как правильно эту скорость настроить? Как правильно сокращать правило и можно ли это делать? Как быть если вместо правила хочется помолится своими словами?

Феофан затворник о чтении келейного правила
Святитель Феофан Затвориник

По мысли святого, наша домашняя молитва по молитвослову – это своего рода обучение молитвенному духу: «Молитве надо учиться, надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам».

На само же молитвенное правило, святитель Феофан смотрел, как на инструмент, который помогает человеку вознести ум и сердце к Богу. К сожалению, сегодняшний христианин, зачастую видит чтение утреннего и вечернего правила, как некий долг перед Богом. Непонимание сути в молитвенном правиле приводит человека к сокрушению оттого, что по немощи или по другим обстоятельствам он был вынужден временно сократить своё домашнее молитвенное правило. Часто можно встретить и такое, когда чтению правила определяют больший вес, чем даже любовь к родными и близким.

В одном из своих писем владыка Феофан пишет: «Правило не существенная часть молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело есть – молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением, и наконец, с преданием себя Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитв нет, хотя бы вы целые дни простояли на правиле. У вас именно на это и обращено должное внимание. Так продолжайте стараться к сему придти. Ищите и обрящете. Господь близ. Вы любите Господа, как написали, к Нему и обращайтесь со всеми нуждами своими, как дитя к Отцу»(Том 3. Письмо от 22 февраля 1888 года.)

Говоря о молитвенном правиле, святитель Феофан всегда подвигал свою паству к тому, чтобы люди уходили от механического вычитывания правила. Владыка разделял само чтение правила и плод от этого правила. Плодом, как мы увидели из его письма, он называл вознесение ума и сердца к Богу, а не саму цель прочитать все от корки до корки. В другом письме владыка пишет – «Собираетесь вычитывать правило… Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение»(5 том. Письмо 773).

Бывает, что человек не ощущает плода от чтения молитв. С этим вопросом к святителю обращалась одна женщина, и вот ответ:

«Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий… И правильно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас… скорей, поскорей… От этого вы и никакого плода от молитвы не ощущаете… Но положите себе законом не спешить… Но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла и по возможности и чувства… Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующего, чтобы отнюдь никакаго не пораждалось возражения против сего… Враг внушает, то надо и другое надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди прочь…Посмотрите, как пойдет молитва… А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва… Вот вы и чувствуете себя неудовлетворенною… По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить… и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности какой!!»(5 том. Письмо 814)

А какой темп и ритм чтения молитвы должен быть у правила? Ведь причиной отсутствия плода, святитель Феофан указывает на поспешность чтения, которое не дает пережить, пропустить через свое сердце то, о чем говорится в молитве.

В одном из своих писем, Феофан Затворник пишет: «…никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… близко к тому. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь»(5 том. Письмо 773). И в этом же письме он продолжает: «Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь, сколько прочитаете молитв, – а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать… на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…»(5 том. Письмо 773).

Подвизающиеся на Валаамском подворье монашествующие, соблюдают это правило святителя Феофана Затворника следующим образом. Определяют, сколько времени у них уходит на прочтение при обычном темпе молитвы. Затем ставят будильник на этот отрезок времени, то есть 20, 40 минут, кто-то и на час и более, у кого какое правило, и читают не спеша молитвы в этот отрезок времени. Это практика помогает уйти от механического быстрого чтения молитв.

Святитель уводит нас от фарисейской молитвы в духе: «мир рухнет, а правило я прочту», и приводит нас к живому общению с Богом: «Если живости чувства мешает поспешность исполнения правила, а поспешность производится боязнью длительности, то лучше назначить … известное время, в часах и минутах, и потом молиться теми молитвами, которые входят ….в частное ваше правило, не спеша, с ясным сознанием и прочувствованием всего читаемого, нимало не заботясь о том, чтоб догнать до конца чин … правила, а лишь о том, чтоб известное время пробыть в живом молитвенном устремлении к Богу. Вот главное! А что не успеете иное прочитать или дочитать, беда не велика. Привыкли вы к прочитыванию определенного, и совестно не прочитать. Беретесь читать и спешите, чтоб не долго вышло. От того труд молитвенный не всю приносит пользу. Без правила нельзя; надо непременно его иметь, но стараться исполнять его так, чтоб это была молитва»(Том 1. Письмо 53).

Святитель не ставит в укор, что не получилось вычитать до конца, а наоборот пишет – «А что не успеете иное прочитать или дочитать, беда не велика». А где же тогда беда? Ответ в этом же письме – «нимало не заботясь о том, чтоб догнать до конца чин … правила, а лишь о том, чтоб известное время пробыть в живом молитвенном устремлении к Богу. Вот главное!»

Живое общение возможно ли по чужим молитвам? «Никогда не читайте без перерыва молитвы… а всегда прерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны… Это последнее правильце – самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если иногда какое чувство займет очень, вы будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте… так до самого конца положенного времени.» (5 том. Письмо 773).

«Если иногда какое чувство займет очень, вы будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте…» — эти слова возвращают к тому письму, которое процитировано в начале: «Правило не существенная часть молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело есть – молитва ума и сердца к Богу». Захотелось что-то сказать Господу, захотелось излить душу, почувствовали движение сердца? Тогда и говорите Богу своими словами.

В другом письме святой учит: «Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, – коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже милостив буди…» Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании однаго псалма на память, составляя из всякаго стиха свою молитву. Еще – иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами… А то из таго, другаго и третьяго понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.»(Том 1. Письмо 2).

В отведенное на утреннее и вечернее правило время, можно посветить чтению и псалмов и в молитве Иисусовой и пр. Если есть желание читать псалтирь или же душа тянется почитать акафист или канон, так читай. Феофан Затворник резюмирует – «Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно».

Конечно, в молитве должно быть и понуждение, но с рассуждением. Свяитель Феофан хоть и дает свободу молитвы, но при этом учит, что к молитве нужно себя подвигать – «Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко – на несколько минут отложить ея… Если и после нейдет… нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать… похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают.» (Том 1. Письмо 113).

Как научится переживать молитву? «Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…. Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которые входят в ваше правило, – и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце»(Том 5. Письмо 773).

О сокращении молитвенного правила Феофан Затворник дает такой совет: «После утомления плохо совершаете вечернее правило… Прежде правила походите немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитыя развеются… Тогда становитесь на правило… если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами и благословитесь на исполнение его у свояго духовнаго отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общаго свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящаго.» (Том 3. Письмо 447).

О чтения правила в дороге, дается такое поучение: «Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь какое правило? Дорога! Пришлось поклонник положить, хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя что-либо поговорите Господу. Где тут, утомившись, правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда все пойдет своим чередом» (Том 4. Письмо 699).

Некоторые христиане исполняют древнее христианское правило – прибавлять к молитвам чтение Евангелия и Апостола: «Правило ваше хорошо и утреннее и вечернее. Требуете решения, как читать Евангелие и Апостол, – по главе подряд, или, как указывается в церкви, по зачалам? Как вы уже привыкли читать по-церковному, то и продолжайте так… Утром прочитать зачало из Евангелия, а вечером из Апостола. Читать по главе – много.» (Том 3. Письмо 487).

Бывает, что неофит, воодушевившись, берет на себя не только чтение утренних и вечерних молитв, но и прилагает к этому чтение акафистов и канонов. Но потом, когда воодушевление проходит и человек сталкивается с ленью и «занятостью», и оставляет каноны и акафисты. Отчего человека мучает угрызение совести по этому поводу. «Спрашиваете, не есть ли неблагодарность прекращение чтения акафистов и канонов? Нет. Неблагодарность – совсем забыть тех, кому читали акафисты и каноны. А если вы, вместо печатных слов, мысленно, или своими словами будете призывать их и благодарить, это тоже, что и читания молитв, канонов и акафистов, и даже не лучше ли? Мысленно с поклонами ко всем обращайтесь. – Чем больше своеличной усердной молитвы, тем лучше.»(Том 4. Письмо 713).

И наконец, актуальный вопрос: сильно ли вредит молитве интернет и подобные вещи? Ответ на этот вопрос, переложив его на наше время, можно найти так же в письмах святителя Феофана: «Не читать газет и романов хорошо, но не связывайте себя законом. Можно решительно только определить не читать дурных романов: ибо есть очень назидательныя. Из газет пробегайте телеграммы… и довольно. Но главное старайтесь всегда помнить, что Господь близ… и все видит, и соответственно тому держите себя и внешне и внутренне»(Том 3. Письмо 487). Иными словами, святитель не предлагает полностью от всего отказываться, но рассудительно выбирать из всего полезное и назидательное для себя.

Анатолий Баданов

Живой журнал — 15.03.2015.

Молитва святителю Феофану Затворнику Вышенскому:

  • Молитва святителю Феофану Затворнику Вышенскому. В 1872 году святитель Феофан уходит в затвор в Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его великие литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, многочисленная переписка с разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель Феофан оказал и оказывает сейчас глубокое влияние на духовное состояние общества. Святитель Феофан Затворник покровитель церковных учителей и миссионеров, семинаристов. Ему молятся для вразумления маловеров и близких, попавших в секты, иноверцев, в искушениях для укрепления веры

Акафист святителю Феофану Затворнику Вышенскому:

  • Акафист святителю Феофану Затворнику Вышенскому
  • Акафист второй святителю Феофану Затворнику Вышенскому

Канон святителю Феофану Затворнику Вышенскому:

  • Канон святителю Феофану Затворнику Вышенскому

Житийная и научно-историческая литература о святителе Феофане Затворнике:

  • Полное житие святителя Феофана Затворника — Азбука веры

Труды святителя Феофана Затворника:

  • Феофан Затворник о чтении келейного правила – ответы на вопросы — Анатолий Баданов
  • Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника — игумен Амвросий Ермаков

☨Святитель Феофан Затворник Письма 1 81 Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться ♫


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: