Формирование нового тела

Формирование тела после смерти, особенности построения тела после смерти, Ативаха — призрак умершего, мальчик-с-пальчик, бесплотные существа, происхождение призраков, помощь родственников после смерти, Давра — обычай перенимания грехов умершего, поедание грехов, передача грехов, искупители грехов, искупление грехов

Одиноким рождается живое существо, одиноким же и умирает.

Положив на землю, как полено, мёртвое тело, родственники уходят,

отвернувшись. Сопровождает его лишь только его карма.

А посему, следует накапливать добрую карму,чтобы обрести себе спутника

в ином мире. Ибо с хорошей кармой он преодолеет даже непреодолимое.

Манава Дхарма Шастра (IV,240-242)

Вы не поверите — в перечне того, что необходимо человеку для обретения упокоения после смерти, первым пунктом значится потребность в новом теле. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет? Вполне естественно, что иному миру должно соответствовать иное тело. Любой предмет может существовать только в условиях той среды, которые она предполагает. В принципе, логика подобных рассуждений вряд ли вызовет возражения. Что же нам известно об этом новом теле?

Сведения о нём немногочисленны. В частности, имеется ряд свидетельств от тех, кто там побывал и эти новые формы повидал. Одно из них оставил небезызвестный Плутарх Херонейский в своей работе Почему божество медлит с воздаянием:

Некий Феспесий из Сол (Киликия), родственник и друг Протагора, однажды упал с высоты и стукнулся затылком. Последовал глубокий обморок, из которого его не могли вывести и, сочтя мёртвым, решили похоронить. Перед самыми похоронами он вдруг неожиданно пришёл в себя и рассказал следующее: Как только мой дух отделился от тела, я сперва почувствовал то, что чувствует пловец, сорвавшись с корабля в пучину. Потом я словно вынырнул, и мне показалось, что дыхание моё восстановилось. Я огляделся и душа моя раскрылась как сплошной глаз… Через некоторое время я увидел поднимающиеся снизу души умирающих, они имели вид огненных шаров. И когда они лопались, то из них выходили фигурки человеческого вида, но совсем маленькие…

Этому же, отчасти, вторит Гаруда-Пурана, авторитетный древнеиндийский источник, которому примерно 1500 лет:

Умерший сбрасывает тело, как змея старую кожу. Возникает человечек, размером с большой палец, ветрообразный, страдающий от голода

Гаруда-Пурана утверждает, что у этого мальчика-с-пальчик есть интересная особенность: он атив?ха, т.е. носимый ветром или ветрообразный. Проще говоря, этот человечек, мальчик-с-пальчик — призрак. Бестелесное существо, трагически зависающее над местом своей смерти в совершенно непонятной для него реальности.

Боги, доподлинно так есть в Аидовом

доме подземном Дух человека и образ,

и он совершенно бесплотный…Слова Ахилла,

что увидел во сне своего убитого друга Патрокла.

(Илиада. Песнь 23)

Бесплотность? Почему бы нет, если таково условие реальности, в которую мы перетекаем после смерти? Однако не только бесплотные существа населяют пограничную зону, список её обитателей куда обильнее. Кроме призраков, здесь наличествуют русалки, кентавры, шуликуны, зморы и многие, многие прочие, чей неполный перечень можно найти в любой энциклопедии сверхъестественного. Всех их объединяет одно, очень важное обстоятельство — их тела не доделаны (часть тела человекоподобна, а часть — нет). Поэтому, чисто условно, пограничную область можно было бы назвать зоной недоделанных сущностей. Непосредственно за нею расположено пространство совершенных существ, и путь каждого из нас, после смерти, лежит именно туда.

Правда, путь-то лежит, но толку от этого мало, ибо ни в теле призрака, ни в теле русалки, ни в теле козлоногого сатира, ни в каком-либо ещё теле-недоделке туда не попасть. Совершенный мир требует совершенного тела и как тут быть тем, у кого это тело не сформировалось? Ставшего призраком, в пограничной зоне поджидает даже не разочарование — настоящее горе, ибо он просто не в состоянии добыть для себя самостоятельно новую оболочку. Сколько ни копи денег в этом мире, в ином на них ничего не купишь. Тем более, совершенное тело. Не получить его и за красивые глаза.

Сказанное здесь исключительно важно, ибо многое в нашей жизни определяет именно иллюзия надежды что-либо заполучить на халяву. Но когда мы переступим черту жизни, никакой халявы не будет. Как говорит народная мудрость: Что летом припасёшь, то зимой и пососёшь! Это справедливо и для такого явления, как пересечение грани миров. И то, что было бы желательно вынести для себя из этой работы — по сути, укладывается всего в две фразы:

Тело, которое понадобится человеку в ином мире — создать можно только в этом! И почти-почти всегда — только своими усилиями.

Вспоможение

Однако, а как же помощь, усилия родственников, друзей, более того — религиозного наставника? Неужели всё, сделанное ими после нашей смерти, бессмысленно и бесполезно? Безусловно, нет. Однако необходимо различать базис и надстройку, главное и второстепенное. Следует знать: всё, что сделают для нас близкие люди — лишь оформление того, что мы, в этой жизни, сделали для себя сами. Мы создаём себе будущее своими поступками — они его проявляют. Мы создаём лицо — они прорезают на нём глаза и рот. Мы создаём органы для приёма иной пищи — они нам её поставляют. И т.д. Если мы сами для себя не сотворили прочной основы — вся их практическая деятельность бесполезна.

Подобное утверждение представляется нам уместным, даже не смотря на то, что во многих религиозных практиках существуют (и достаточно востребованы) различные способы стирания или перенимания грехов родственниками, друзьями, религиозным наставником умершего:

У хорезмских узбеков и таджиков до сих пор существует обычай, называемый давра, что переводится как выкуп грехов умершего. Ещё до погребения, один из членов общины объявлял себя желающим принять на себя грехи усопшего, что собственно он и проделывал в процессе ритуала погребения. Ведущий церемонию мулла вопрошал, согласен ли искупитель взять на себя грехи умершего и получал утвердительный ответ. Поскольку взрослый человек грешен практически всегда, вопрос-ответ повторялся столько раз, сколько умершему было лет. Минус 12 лет для мужчин и 9 лет для женщин, т.е. тех лет, когда человек считался несовершеннолетним, а значит безгрешным.

В целом, этот обряд, как практика очищения, широко известен в мусульманском мире, но восходит по всей вероятности, к до-мусульманским временам. Искупители грехов существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Они добровольно брали на себя не только грехи конкретного человека, но иногда грехи целой местности. Например, во время эпидемии или просто ежегодно, для профилактики. В частности, в Древнем Риме, искупителя грехов того или иного города кормили отборной пищей, исполняя все его желания в течение целого года. А по окончанию этого срока облачали в священные одежды и забивали.

Обычай брать на себя чужие прегрешения существовал вплоть до конца 19-го века и в цивилизованных странах. К примеру, в Англии (Уэльс), практиковалось поедание грехов: избранному на роль так называемого старого сэра над телом умершего передавали буханку хлеба, кленовую кружку эля и монету. Считалось, что, принимая все это, он забирал себе и грехи умершего. Из английских газетного периода известно, что такие старые сэры довольно легко находились и за малую плату всегда охотно оказывали подобную услугу.

Теоретически, подобная операция логична и вполне возможна, но на практике исполнителям придётся столкнуться с двумя основными сложностями:

Во-первых, человек, изъявивший желание принять на себя чьи-либо грехи, должен быть исполнен искренности.

Во-вторых, исполнитель обряда (священник) должен обладать возможностями провести данное действо.

Достаточно хоть одному из исполнителей слукавить — и грош цена этому обряду. Но лукавство ещё не самое страшное. Страшно то, что исполнители обряда зачастую не понимают, как много энергии нужно для того, чтобы это действо не осталось на словах. Следует знать, что оно не происходит просто в результате произнесения слов, должно быть ещё и огромное внутреннее усилие. Представьте себе уровень сосредоточения муллы, который должен найти в иной реальности умершего и взять у него прегрешения. А также степень сосредоточенности искупителя, который должен также погрузиться в иную реальность и увидеть, как тот их берёт. Сколь много людей способны на это? А потому в обычной жизни мы чаще всего сталкиваемся лишь с внешним исполнением обряда, который ничего никуда не переводит. Своеобразный спектакль, где каждый только играет свою роль. Искупитель якобы берёт грехи, священник якобы содействует их переходу от усопшего, людская масса является пассивными статистами. Если обратиться к древности, видно, что действия такого масштаба, как перенесение греха с одного человека на другого — случаи крайне редкие. Как правило, они санкционированы свыше. Определяющей фигурой действа являлась личность священника (жреца), который никогда не отважился бы на нечто подобное, не будучи уполномочен верховным божеством. Ему бы просто не хватило мощи (или, если хотите, святости) для проведения этого акта.

По сути, краеугольным камнем данной проблемы является извечная попытка человека объегорить мироздание. Мироздание предлагает: Веди безгрешную жизнь, тогда после смерти ты обретёшь благое и радостное состояние, а человек всё время отвечает: Хочу не только после смерти, но и при жизни! И плевать человеку на то, что это невозможно — он хочет! А раз есть спрос — то всегда образуется предложение. Через некоторое время образуется некто, имеющий смелость заявить: Да, я способен помочь тебе обрести желаемое!

Дальнейшее — дело техники: проверить, сняты ли с человека грехи, практически невозможно. Если переводчик, или очиститель грехов убедит страждущего, взамен он может потребовать всё, что угодно. И, как мы знаем, требуют. Причем немало — от ежемесячного гонорара до полного подчинения, тут уж как фантазия подскажет. Их аргументы выглядят приблизительно так: Человече! Можешь делать что угодно и как угодно, главное — не прерывай с нами связей, не забывай вносить ежемесячный гонорар. А помрешь — уж мы призовём знающих священников, они замолят твои грехи особыми молитвами. Мы гарантируем, что блаженствуя в этом мире, ты будешь блаженствовать и в том. Главное — платить!

Так выглядит, конечно же, очень грубая иллюстрация обработки человеческого сознания. В жизни всё мягче, таинственней, вкрадчивей. Желающему иметь блага и радости прижизненно, объясняют, что определённые заповеди, конечно же, надо блюсти. В церковь, конечно же, ходить надо, вызывающе вести себя не стоит и, главное, не стоит озвучивать окружающим детали соглашения. Ну, а случись какой сбой — все мы люди, все мы человеки… Община закроет глаза практически на любое нарушение (оно ведь случайно — об этом все знают). Дело за малым, суммой компенсации…

Кто утешается иллюзией сплавить после смерти все свои прегрешения за большие деньги, кто собирается нанять тысячи священнослужителей, возносящих у гроба очистительные молитвы — попутного ветра в ваши паруса! Мечтать не вредно!

Кто жить не умел, того и помирать не выучишь! Русская пословица

Остальные, трезвомыслящие, должны понимать, что рассчитывать в этой жизни можно только на собственные усилия. Никакие деньги, никакие связи этого мира не способны что-либо сделать в том. Ничего из этого мира вы не сможете перетащить через границу. Согласно народной мудрости, в саване карманов нет! Шанс же, что за нас заступится кто-то из Великих настолько мал, что о нём стоит забыть. А посему надо взять себя в руки и ежедневными усилиями готовиться ко дню Х.

Однако, мы снова отклонились от темы. Так что же, в конце концов, способны сделать для умершего его родственники и друзья? Что значат для умершего погребение и поминки, три, девять, сорок дней, годовщина со дня смерти? Неужели самообман, и за всем этим — пустота? Конечно же, нет. Ритуальная деятельность важна и несет в себе, в сущности, две функции:

Похоронно-защитную, когда близкие и знакомые совершают процедуры по разделению с умершим.

Поминальную, когда они помогают человеку ориентироваться на том свете, подкармливают и снабжают информацией.

В поминально-похоронных действиях родственники должны руководствоваться отнюдь не голосом сердца. Немаловажная составляющая их побудительных мотивов — глас разума. Каждому из участников ритуала необходимо понимать, что если не помочь умершему упокоится, всем его близким придётся иметь с ним дело. Мертвяк просто так не отвяжется, поэтому лучше выполнить все необходимые процедуры, чем иметь проблемы и гостей в будущем.

С другой стороны — каждому из нас тоже когда-то умирать. Помогут ли тому, кто сам отказывал в помощи?

На Руси о формировании и подпитке нового тела родственники начинали заботиться практически сразу же. Одно из первых действий, следующих за смертью человека — выпекание для него поминального блина. Первый блин, ещё горячий, смазанный мёдом, клали либо на сам смертный одр, либо в головах умершего, иногда на окно или на божницу.

Тризна

Описание тризны Ахмедом ибн Фадланом, поминальные процедуры вишнуитов,

Пинда, Сапинда, СаПиндиКарана, египетские обряды создания нового тела,

оживление нового тела, действия жрецов Анубиса, собирание частей

тела Озириса, воскрешение Озириса, создание тела после смерти

У русских же (и, возможно, у скандинавов и кельтов10 ), в старину процесс помощи в деле созидания нового тела назывался тризной. Тризна (от санскритского корня трип — насыщать, удовлетворять) представляет собой многослойное и многоактное действо. Она подразумевает насыщение призрака умершего всем необходимым для оформления нового тела. Кроме особой пищи, новое тело потребляло и иные ингредиенты. Их поставляли родственники и близкие посредством:

ритуального плача,

причитаний и поминаний,

возлияний,

погребальных сражений и состязаний

и иных действий.

Одно из описаний тризны оставил нам арабский путешественник 10-го века Ахмед ибн Фадлан:

Мне не раз говорили, что они делают со своими вождями в случае смерти, так что мне всегда хотелось познакомиться с этим, пока до меня не дошла весть о смерти одного выдающегося мужа из их числа. Итак, они положили его в его же могилу и покрыли её настилом на 10 дней, пока не закончатся кройки его одежд и их сшивание.

Они же в те 10 дней пьют, сочетаются с женщинами и играют на сазе. А та девушка, что сожжёт себя вместе с ним, в эти 10 дней пьёт и веселится, украшает свою главу и саму себя разного рода украшениями и так нарядившись, отдаётся людям. Когда же наступил день, в который должны были сжечь его и девушку, я прибыл к реке, на которой находился его корабль. И вот он уже вытащен на берег и для него поставлены 4 устоя и вокруг них поставлено также нечто вроде больших помостов из дерева. И стали тут они ходить взад и вперёд и говорить речью, для меня непонятною. А он, умерший, был ещё в могиле, т.к. они ещё не вынимали его.

В середину же корабля был поставлен шалаш из дерева и украшен разными кумачами. Скамьи были покрыты стёгаными матрасами и византийской парчой; подушки же тоже — византийская парча. Разложила это всё старуха и имя ей — ангел смерти. И я увидел, что она богатырка, здоровенная и мрачная. Она всем руководит и она же убивает девушек.

Потом они прибыли к его могиле, удалили с неё землю и извлекли его на том покрывале на котором он и умер. И я увидел, что он уже почернел от холода той страны. Ещё они вытянули из его могилы набиз (алкогольный напиток), какой-то плод и лютню. Тогда они одели его в одежды и обувь роскошные и отнесли в шалаш на корабле. Туда же они принесли набиз, плод, разного рода цветы, ароматические растения и положили их рядом с ним. Потом принесли собаку, рассекли её пополам и бросили в корабль. Потом взяли двух лошадей и гоняли их до тех пор, пока те не вспотели. Потом рассекли мечами и бросили их мясо на корабле. Потом привели двух коров, рассекли их и также бросили. То же было с петухом и курицей.

Вокруг, в то время, собирается много мужчин и женщин. Они играют на сазах; каждый из родственников умершего ставит себе шалаш поодаль от его корабля. Девушка же, которой надлежит быть убитой, разукрасившись, идёт к шалашам родственников умершего и сочетается с каждым хозяином шалаша. И он говорит ей громким голосом: Скажи своему господину, что я сделал это из любви и дружбы к нему! Таким образом, она обходит все шалаши. Когда же они с этим покончат, то, разделив пополам собаку, бросают её внутрь корабля. Потом отрезают голову петуху и бросают их (петуха и его голову) справа и слева от корабля. Когда же пришло время спуска солнца, все собрались у чего-то сделанного ими раньше, наподобие обвязки ворот. Девушка встала на ладони мужей, а они подняли её на уровень этой обвязки. Там она сказала какие-то слова на своём языке, и они её опустили. Потом они подняли её ещё раз, и она проделала тоже. Затем они проделали это в третий раз. Потом ей подали курицу, она отрезала курице голову и швырнула её. Они же бросили курицу на корабль.

Я спросил переводчика о её действиях и он сказал: Когда её подняли в первый раз, она сказала: Вижу отца своего и мать свою! Во второй: Вот все мои умершие родственники, сидящие! В третий: Вижу я господина своего, сидящим в саду. Рядом с ним отроки и вот он зовёт меня — так ведите же меня к нему!

Тогда они пошли к кораблю. Девушка сняла с себя два браслета и отдала их старухе — ангелу смерти. Затем сняла два бывших на ней ножных кольца и отдала их тем девушкам, которые ей служили. После этого та группа людей, которые перед тем уже сочетались с девушкой, делают свои руки устланной дорогой для неё, по которой она взойдёт на корабль. Перед тем ей подали кубок набиза, она запела над ним, а после выпила его. Потом ей был подан другой кубок. Она взяла его и долго тянула песню, в то время как ангел смерти торопила её войти в шалаш господина.

И я увидел, что она растерялась, что захотела войти в шалаш, но всунула голову между ним и кораблём. Тогда старуха схватила её голову и всунула её в шалаш, а затем и сама зашла вместе с девушкой. Затем вошли в шалаш шесть мужей из числа родственников её мужа и сочетались с ней в присутствии умершего. После этого они уложили девушку рядом с господином. Двое взяли её за руки, двое — за ноги, а двое — удушали её верёвкой. Ангел смерти стояла рядом и огромным кинжалом стала бить между рёбрами, пока двое её душили и пока она не умерла. Те же мужчины, что стояли в это время вокруг корабля, громко били палками в щиты.

Потом явился ближайший родственник умершего, взял палку и зажёг её у огня. Опосля того он задом пошёл к кораблю, держа зажжённую палку в одной руке, а другой прикрывая свой задний проход, ибо был он безо всяких одежд. И поджёг он корабль. Подул ветер большой, ужасающий и пламя охватило весь корабль. Не прошло и часа как всё это превратилось в пепел. Русы же соорудили на месте это корабля нечто вроде круглого холма и водрузили в середину его большое бревно, написали на нём имя и удалились…

Такими застал похоронные обряды русов Ахмед ибн Фадлан. Что он там придумал или додумал, мы уже вряд ли когда-то узнаем, однако, в качестве параллельного примера, можно рассмотреть поминальные процедуры индийцев, последователей бога Вишну:

Когда в древности умирал человек, исповедующий индуизм (в особенности это касалось вишнуитов) его родственники и, в первую очередь, его старший из законных сыновей (аураса путра), должен был проделать полный курс поминальных процедур. Этот курс состоял из 16 приношений пинда, шариков варёного риса наполненных и пропитанных 6-ю ингредиентами (зёрна кунжута, молоко, топлёное масло, мёд, простокваша, патока). Согласно теории, именно из этих 7-и составляющих и должно формироваться его новое тело11 .

Непосредственно для строительства (точнее, для оформления) нового тела необходимо было совершить только 9 приношений пинда. Приношение 1-ой создавало голову, 2-ой — шею, 3-ей — плечевой пояс и т.д. Последнее, 9-ое приношение, создавало стопы ног. Остальные же приношения, начиная с 10-го, служили для совершенно иных целей и в первую очередь для кормления, т.е. поддержания сил уже воссозданного нового тела. В связи с этим менялся состав самой пинда. В нее вводились дополнительные ингредиенты (к примеру, мясо), которые должны были способствовать удовлетворению потребностей нового тела.

Всего таких Пинда следовало принести в количестве 16 штук. Первое приношение осуществлялось сразу после смерти человека, затем следовали ещё 11. После этого 13-я Пинда приносилась через полтора месяца со дня смерти (примерно на 40-49 день). 14-я и 15-я Пинда приносились в два полугодия, и замыкала всё 16-я пинда, приносимая ровно в годовщину смерти.

Важно также знать, что если хотя бы одна из первых 9-ти пинда не была принесена, была принесена не во время или не правильным образом — у создаваемого тела возникала нехватка определённой части. Вследствие этого создаваемое тело утрачивало человеческие очертания, т.е. вместо ступней появлялись лапы или копыта, вместо человеческой головы, к примеру, птичья и т.д. Возможно, именно это обстоятельство и породило заселение пограничного пространства всякого рода русалками, эльфами, волколаками и прочими существами с получеловеческими формами. Кроме них эту же зону населяют призраки, т.е. существа, которые после своей смерти не получили совершенно никаких приношений. И чьи тела, соответственно, не имеют вообще никаких форм.

Кроме варианта воссоздания тела из шариков пинда, существовали иные варианты. К примеру, древнеегипетский. Многие, наверное, помнят легенду об Осирисе и жене его Изиде. Осирис был умерщвлён своим братом Сетом и расчленён на 14 частей, которые тот разбросал по всему Египту. Плачущей Изиде пришлось приложить немало усилий, чтобы их найти (за исключением полового органа). Эти части она собрала воедино, а затем с помощью магии их оживила. Так Осирис стал первым (а значит, главным) из населивших тот мир, в который, в конце концов, приведут дорожки каждого из нас.

Размышляя о создании нового тела, стоит отметить, что активным и действенным оно становилось не сразу. У древних египтян готовность наступала в конце процесса бальзамирования, когда жрец Анубиса касался особым жезлом рта и глаз умершего. Считалось, что таким образом их открывали, в мистическом смысле этого слова. Теперь он (умерший) мог принимать дары, потреблять приношения и производить прочие жизненные действия, свойственные новому телу. Кроме того, у него открывались глаза на то, что ожидает его впереди.

Несформированность нового тела — одно из главных препятствий, из-за которого умерший не может перейти реку Забвения и упокоиться в иных мирах. Кстати, упокоиться — вовсе не значит достичь места истинного покоя. На это имеют реальный шанс лишь единицы, чья жизнь была действительно гармоничной. Для всех же остальных покой означает лишь пересечение реки Забвения: действие, подразумевающее полный разрыв отношений со своей прошлой жизнью. Покойника совершенно необязательно воспринимать как душу, нашедшую приют у трона Бога. Это всего лишь вариант, практически лучший по отношению к остальным. В этом смысле, покойник — это человек утративший интерес к жизни прошлой. Он упокоен только по отношению к прошлому, но совершенно открыт для треволнений будущих жизней. Полное упокоение возможно только растворением в мироздании.

————————————————————————————

10 В гаэльском (древне-кельтском) языке для обозначения понятия перехода использовалось слово Trasna

11 Особая природа шариков пинда напрямую увязывается с пониманием того, что в его природе содержится человеческий зародыш. Так что той женщине, что никак не могла забеременеть, настоятельно рекомендовалось тайно украсть и съесть один из таких шариков, оставшихся от поминовения умершего.

Лета, река забвения, забыть-река, Сион-река-огненная, река Смородина, Стикс, Ахерон, Харон, Вайтарани,

мост Сират, Чинвато-Пэрэто, измерение души

Comedy Club: Трансплантация нового тела


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: