И царствует в душе какой-то холод тайный,

Порядок работы

Занятие можно проводить так: рассказать про наиболее часто встречающиеся средства выразительности – это по 20–25 минут работы на двух следующих друг за другом занятиях. На заучивании определений настаивать не стоит, а вот разобрать примеры, запомнить по одному на каждое средство выразительности и научиться хорошо ориентироваться в своих записях ученикам стоит. Затем вместе (фронтально, группами, индивидуально) поразбирать фрагменты из текстов, посмотреть, что вносят в них использованные средства выразительности.

Предлагаемый тест необходим для того, чтобы научить ребят видеть и узнавать средства выразительности. Он включает пять вариантов, что позволяет сделать работу индивидуальной. Каждому ученику дается список из 25 наиболее часто встречающихся средств выразительности и 10 примеров из художественной литературы, нужно назвать выделенное средство выразительности, использованное во фрагменте.

Ученикам предлагается следующий порядок работы: прочитать задание, определить, какой троп или стилистическая фигура использованы автором (разрешается пользоваться собственными записями), и только затем из представленного списка выбрать соответствующую цифру и записать ее в таблицу (иная последовательность действий часто приводит к ошибкам).

Цель занятия – научить детей ориентироваться в довольно объемном материале и не бояться экзаменационного задания В8, в котором представлено 9 средств выразительности.

Тренировочные тесты(ответы см. в конце)

Вариант 1

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1.Назовите выделенное средство выразительности.

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор.

(М.Ю. Лермонтов)

Задание 2.Назовите выделенное средство выразительности.

И шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов)

Задание 3.Назовите выделенное средство выразительности.

Из ненавидящейлюбви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь.

(М.А. Волошин)

Задание 4.Назовите выделенное средство выразительности.

И слово вещеемы ценим, и слово русское мы чтим,

И силе слова не изменим.

(С.Н. Сергеев-Ценский)

Задание 5.Назовите выделенное средство выразительности.

Сжатая рожь,бурьян, молочай,дикая конопля– все,побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало,чтобы вновь зацвести. (А.П. Чехов)

Задание 6.Назовите выделенное средство выразительности.

За Пушкиным путь наш, за ярким факеломего жизни,за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В.П. Астафьев)

Задание 7. Назовите стилистический прием, использованный автором.

Горячие, тяжелые капли пробираются, скользят по моим щекам… скользят мне на губы… Что это? Слезы… или кровь? (И.С. Тургенев)

Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.

Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться.(Л.Озеров)

Задание 9. Назовите выделенное средство выразительности.

В толпе друг друга мы узнали,

Сошлись – и разойдемся вновь,

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

(М.Ю. Лермонтов)

Задание 10.Назовите выделенное средство выразительности.

Доколе, счастье,ты венцами

Злодеев будешь украшать?

(М.Ю. Лермонтов)

Вариант 2

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1.Назовите выделенное средство выразительности.

Что же значит это улыбающееся, благословляющеенебо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И.С. Тургенев)

Задание 2.Назовите выделенное средство выразительности.

Соловьем залетным

Юность пролетела,

Волнойв непогоду

Радость отшумела.

(А.В. Кольцов)

Задание 3.Назовите выделенное средство выразительности.

Унылая пора! очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышноеприроды увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

(А.С. Пушкин)

Задание 4.Назовите выделенное средство выразительности.

…Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди или Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры,тем более что его все время неодолимо тянет туда…

(В.П. Астафьев)

Задание 5.Назовите выделенное средство выразительности.

Вся в пыли торчит щетина

Придорожного хвоща.

(Саша Чёрный)

Задание 6.Назовите выделенное средство выразительности.

С вечера все спится,

На дворе темно,

Листсухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

(А.А. Фет)

Задание 7.Назовите выделенное средство выразительности.

Неумелый, неопытный, начинающийавтор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. (Л. Озеров)

Задание 8.Назовите использованное автором средство выразительности.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

М. Ю. Лермонтов — Дума (1838) — читает Олег Даль


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: